Марк Шагал - патриарх искусства ХХ века

Надежда Нестерова
*Безумству красок поём мы песню.

Картины Марка Шагала глубоко тронули меня, и я решила посвятить ему эссе-миниатюру.

"Шагалу близок и родник, и дождь. И с солнцем он на равных. Ему присуще чувство душевного единения с миром. Он рисует то, что его занимает: пламенеющие лошади, большеглазые духи. Он остается самим собой и в радости, и в печали. Вернее сказать, обладает счастливой способностью всеприемлимости".

                Жан Полан, 1957 год.

Каждая картина Шагала – притча, где он стремится воплотить миф и научное представление о мире, мечту и её аллегорическое воплощение. Метафорическое состояние всегда двойственно; Шагал смешивает реализм и сюрреализм; видимое, объяснимое и мистическое, бессознательное. Поражает необычайная пластика, «свободный полет» образов Шагала, и романтика, поэтика их восприятия. Марк Шагал называл это детским видением мира. Он пишет: «Я пытаюсь заполнять свои холсты звенящими формами, пылающими страстями, призванными создавать дополнительное измерение".

Творчество Марка Шагала нетривиально, колоритно, местами вычурно и «фантазийно». Некоторые искусствоведы причисляют его творчество к сюрреализму, Шагал - романтик сюрреализма. В творческой личности Марка Шагала мне видится душа ребенка-творца, (детское видение мира по Шагалу). Марк Шагал действует, словно Творец из книги Бытия, создавая образы растений, животных, людей. Марк Шагал словно играет ими, причудливо размещая образы во времени и пространстве, переплетает времена и пространства. Как писал Шагал в своей книге «Моя жизнь»: «Все мы, казалось мне, робко ползаем по поверхности мира, не решаясь взрезать и перевернуть этот верхний пласт и окунуться в первозданный хаос».

Марку Шагалу удалось окунуться в подобный хаос, но не потеряться в нем, а выстроить романтическую гармонию иррационального бытия.

Мало кто знает, что Марк Шагал был еще и поэтом.

 

К вратам высот

 

Лишь та страна моя -

что в сердце у меня

В которую как свой, без всяких виз

                и видов,

вхожу. Моя печаль и горечь ей видна.

Она, моя страна,

меня уложит спать, она меня укроет

благоуханным камнем.

 

Во мне цветут зеленые сады,

придуманные дивные цветы.

Во мне горбятся улочки, нет только

домов на них. Кругом стоят руины

давнишние, из детства моего.

А жители - блуждают в воздухах

и крова ищут, временно селятся

в моей душе. <...>

 

Я думаю, сейчас

пойди я даже вспять - я все равно

уйду вперед, туда, к высотным,

                горним

вратам <...>

                Пер. Л. Берлинского.