Микеланджело. Христос и Богоматерь. Фрагмент фрески «Страшный суд». Ватикан. Сиктинская капелла.
Христос представлен в то мгновение, когда Он произносит Свой приговор. Образ Его поразителен и страшен. Перед нами совсем не тот милосердный Христос, что в первый раз нищим скитальцем явился людям и покорно принял от них страдальческую смерть на кресте. Это – подлинный Верховный судия, обнаженный, атлетический, без каких-либо традиционных атрибутов Христа. Он – воплощение высшей справедливости, которую не в силах умерить даже сострадание и милосердие, или, говоря словами самого Микеланджело, «лезвие суда и гиря гнева». Не даром Стендаль писал об этом образе: «Это враг с наслаждением карающий своих врагов; жест, которым Он сопровождает свое проклятье, полон такой силы, словно Он хочет метнуть копье». Безмерный ужас леденит всех, кто Его окружает. Богоматерь отвернулась и содрогается. Даже на лицах апостолов - ближайших сподвижников земной жизни Иисуса, даже на лицах святых мучеников читается неуверенность в своем прощении. В порождаемом фреской чувстве грозовой напряженности особую роль играет колорит – темно пепельный оттенок фона, разбиваемый сине-стальными фосфоресцирующими пятнами.
Микеланджело "Страшный Суд" http://proza.ru/2013/07/13/881