Чудо по имени Лия

Лада Гильмуллина
Лично у меня эта талантливая актриса ассоциируется в первую очередь с одной из её знаменитых ролей – секретарши Верочки из фильма «Служебный роман». Маленькая и хрупкая, но абсолютно уверенная в своей женственности. Всегда одета по последнему «писку», несмотря на скромную зарплату. Всегда в курсе всего происходящего, несмотря на свою занятость. И при этом ощущает себя не «винтиком» того огромного госучреждения, где работает, а скорее главным консультантом в области новейших течений – жизни, моды...

Лия Ахеджакова уже не первое десятилетие покоряет сердца своих зрителей как на сцене, так и на экране – ведь любая, даже второстепенная роль в её исполнении отличается яркой индивидуальностью и духовной силой. Пожалуй, всех её героинь можно назвать этакими «железными кнопками» – маленькими, смешными и упрямыми, которых ничем не согнуть.
Эльдар Рязанов однажды сказал про неё: «Ахеджакова в жизни – человек искренний, застенчивый, одухотворенный, скромный и вместе с тем непримиримый к несправедливости и злу. И вот эти личные качества наполняют каждую её актёрскую работу. Ахеджакова не может, по-моему, сыграть злодейку или же неприятную, непривлекательную героиню. Если ей поручить отрицательную роль, то, я думаю, симпатии зрителя окажутся на стороне этого отрицательного персонажа».

Письмо Сталину

Лия Ахеджакова родилась в Днепропетровске, в театральной семье: её мама была ведущей актрисой, а отец – главным режиссёром Адыгейского областного драмтеатра имени Пушкина. Как ни странно, родители не хотели, чтобы дочка пошла по их стопам, а мечтали о более надёжной, основательной для неё профессии – инженера, биолога или врача. Впрочем, их можно было понять: в те нелёгкие послевоенные годы всей труппе приходилось работать на износ, чтобы как-то прокормить себя.
Стремясь подарить людям, уставшим от бед войны, волшебную сказку, родители Лии не щадили себя и в итоге оба заболели тяжёлой формой туберкулёза. Лекарств тогда катастрофически не хватало, и такой диагноз был фактически смертельным приговором. Но Лия, с детства отличавшаяся внутренней силой и нестандартными поступками, сумела их спасти: она написала письмо с просьбой о помощи… самому Сталину. И вождь народов ответил на него, прислав один из лучших препаратов от туберкулёза, который тогда было почти невозможно достать.

От ослика Иа до Селестины

Наверно, именно та родительская самоотверженность и утвердила Лию в мысли стать актрисой. Хотя путь на театральные подмостки был долог и извилист.
Окончив школу с золотой медалью, Лия Ахеджакова отправилась покорять Москву. Разволновавшись на собеседовании, она не смогла попасть в МГУ и поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась меньше двух лет. Приобщившись во время учёбы к художественной самодеятельности, она поняла, что без театра ей не жить и поэтому, бросив институт, уехала домой.
Через некоторое время Лия повторила попытку «покорения» столицы. Но на этот раз выбрала то, к чему лежала её душа – актёрскую профессию. Она поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году.
Ещё за год до выпуска она начала работать в Московском ТЮЗе в амплуа травести. Дебютом юной актрисы стала роль… Наф-Нафа из известной сказки про трёх поросят.
Как потом будет вспоминать Лия Ахеджакова: «Я-то думала, что буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня «узкопрофессионально»: травести – и баста! Конечно, это крохи, хотя были и прелестные вещи, которые актёр должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа в «Винни Пухе».
Режиссёров можно было понять, ведь по стандартным меркам Ахеджакова никак не могла претендовать на серьёзные, «взрослые» роли – с её маленьким ростом, неправильными чертами лица, с чуть писклявым голосом. Ни степенного достоинства, ни важной осанки – в общем, вроде бы ничего особенного. Но недюжинный талант, упрямство и целеустремлённость Лии Ахеджаковой пробили ей путь «наверх».
Перелом наступил в 1977 году, когда она, решительно и бесповоротно порвав с ТЮЗом, ушла в театр «Современник». Именно там в полной мере проявился её талант трагикомической актрисы. В «коллекции» Ахеджаковой такие замечательные работы, как миссис Форд («Виндзорские насмешницы» Уильяма Шекспира), Зина Абрамова («Крутой маршрут» Евгении Гинзбург), Леона Доусон («Предупреждение малым кораблям» Теннесси Уильямса), Рахель («Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа), Селестина («Селестина» Николая Коляды).

Гений эпизодов

Забавно, но в качестве киноактрисы Лия Ахеджакова преуспела раньше, чем на театральной сцене. Сниматься в кино она начала с 1973 года сначала в эпизодических ролях. Уже её дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Актриса мелькнула на экране на какие-то три-четыре минуты. Но для тех, кто видел картину, минуты эти стали незабываемыми.
Ахеджакова даже в эпизодах вызывает зрительский интерес – достаточно назвать её роли в картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны» и мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Ведь даже в самой маленькой роли она «цепляет» зрителя своей самобытностью и искренностью.
Однако наиболее полно и ярко её трагикомический талант сумел раскрыть в своих картинах Эльдар Рязанов, с которым Ахеджакова впервые встретилась в 1975 году на съёмках «Иронии судьбы». Её Таня – женщина одинокая, некрасивая, но искренне радующаяся за свою подругу, которая встретила любовь. Таня понимает, что ей-то вряд ли так повезёт, но она никогда не будет завидовать или злиться на несправедливость судьбы.
А потом «родились» и другие её героини – бедолаги, попадающие из одной неприятности в другую, неловкие, некрасивые, несчастные. Но, тем не менее, при таких-то качествах, при такой неумелости и неприспособленности они неожиданно выстаивают, выживают и, кто бы мог подумать, вопреки всему побеждают! За это мы их и любим.


*********
Эпиграмма Валентина Гафта:
«Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе!»