Дворянин с чувством юмора

Лада Гильмуллина
Кому-то он нравится, кто-то его терпеть не может, но мало найдётся людей, абсолютно равнодушных к творчеству и личности этого сатирика. Ведь не зря все его выступления проходят с аншлагом. В США настолько оценили его шутки про «тупых американцев», что отказываются пускать в страну.
А во Владивостоке после того, как юморист высмеял многих жительниц города (точнее, их склонность к вульгарным нарядам), в отместку выпустили туалетную бумагу с изображением Задорнова. Правда, количество «гламурных полураздетых дам» на улицах Владивостока всё же стало заметно меньше – ведь теперь их ехидно называют «одетыми по Задорнову».
***
Михаил Задорнов – персона по меньшей мере неординарная. Впрочем, иначе и быть не могло – с такой-то биографией! Если ваш папа – русский Фенимор Купер и Майн Рид в одном лице, а мама – дворянка, чей древний род ведёт начало от польского короля Стефана Батория; если вы объездили половину земного шара и к тому же успели побывать инженером, театралом, спортсменом, киноактёром, драматургом, телеведущим, писателем и даже этимологом – вас никак не назовёшь обычным человеком. А ведь всё вышеперечисленное – это просто краткое изложение жизненных вех сатирика.

А родители кто?

Родом Михаил Задорнов из латвийского города Риги – именно там он появился на свет и провёл свои детство и юность. Его мама, Елена Мельхиоровна (урожденная Покорно-Матусевич), была дочерью царского офицера и чуть не погибла в шальном 18-м году, когда её, девятилетнюю девочку, вместе с родителями вывели на расстрел красноармейцы. Спасло их заступничество командира полка, который воевал вместе с отцом Елены на турецком фронте и уважал его за хорошее отношение к солдатам. Впрочем, «бывшие» аристократы до конца жизни оставались под негласным надзором органов.
С Николаем Задорновым, будущим отцом сатирика, Елена встретилась в конце 30-х годов в Уфе. К тому времени она уже была замужем и работала в заводской газете. Однажды в редакции появился журналист из городской газеты. Его очерк Елена Мельхиоровна раскритиковала в пух и прах. Парадоксально, но с этого и началась их любовь…
Поженившись, Елена и Николай попали в списки неблагонадёжных. Этому способствовали как злобные анонимки в НКВД от первого мужа, так и «пятна» на биографии: дворянское происхождение Елены и репрессированный отец Николая. Поэтому было решено уехать как можно дальше от ненужного внимания – в Комсомольск-на-Амуре. Там-то Николай Задорнов и задумал «Амура-батюшку» – свой первый историко-приключенческий роман в традициях Фенимора Купера и Вальтера Скота, рассказывающий о том, как задолго до строительства Комсомольска сюда пришли первые русские переселенцы.
Несмотря на то, что шла война и тогда была востребована литература героическая, а в романе Задорнова говорилось о седой старине и русских первопроходцах, он был напечатан. Даже беспартийность автора не стала помехой. Друг семьи, секретарь Союза писателей СССР Александр Фадеев позднее признался по секрету, что по поводу «Амура-батюшки» Сталин сказал ему так: «Задорнов показал, что эти земли исконно наши. Что они осваивались трудовым человеком, а не были завоёваны. Молодец!»
В 1946 году Фадеев предложил Задорнову поехать в Латвию для укрепления дружбы с латышскими писателями. Николай Задорнов согласился: ведь, по его словам, в латвийских архивах он мог изучать историю, дипломатию, морское дело – все, что было необходимо для написания задуманных романов. Результат известен – романы «Золотая лихорадка», «Владычица морей», циклы об истории Дальнего Востока и адмирале Путятине…

Американцы и дублёнка

Когда в семье Задорновых родился сын, Николай стал исподволь прививать ребёнку любовь к чтению, любознательность и способность рассуждать здраво – без оглядки на общепринятое мнение. Надо признать, это ему неплохо удалось.
Кстати, именно отец способствовал разрушению иллюзий Михаила по поводу демократичных американцев. Да-да, было время, когда сатирик восхищался этой страной: «В 1989 году, вернувшись из своих первых гастролей по Америке, я с восторгом рассказывал о своих впечатлениях в кругу семьи. Отец слушал мои восхищения со сдержанной улыбкой и сказал только: «Я смотрю, ты так ничего и не понял. Хотя дублёнку привез хорошую!»
Я очень обиделся. За мою поездку, за совершенство Америки, за западную демократию, свободу, за то будущее, которое я рисовал в своём воображении для России. Мы поссорились. Отец не мог объяснить, что он имел в виду. Или я просто не хотел его понимать. Правда, я запомнил его слова, которыми он закончил наш спор: «Ладно, не будем ссориться. Ты ещё, наверное, не раз на Западе побываешь. Но когда меня не будет, помни, всё не так просто!» Как будто он знал тогда, что через пять лет я кардинально поменяю своё мнение об Америке...»

Запад – западня

Сегодня Михаил Задорнов может смело сказать о себе: «Жизнь удалась!» Ведь в свои 63 года он сделал столько, сколько иной человек не успеет сделать и за три жизни.
В активе Задорнова более десяти книг (юморески, сатирические рассказы, очерки, путевые заметки, пьесы), опыт режиссёра-постановщика молодёжного театра МАИ «Россия», опыт работы инженером и редактором журнала, опыт ведения таких телепередач, как «Аншлаг» и «Смехопанорама», многочисленные путешествия по родным и зарубежным далям. А ещё он снялся в фильме «Хочу вашего мужа», поставленном по его пьесе и даже поздравил россиян с Новым 1992-м годом от имени всех и вся: «Горбачёва уже не было, Ельцина не было ещё. И если политики взяли на себя роль сатириков, почему бы сатирикам не взять на себя роль политиков?»
Последнее увлечение Михаила Задорнова – любительская этимология, проще говоря, исследование истоков различных русских слов. Например, по его мнению, слово «запад» созвучно со словами «падать» и «западня», поэтому не стоит слепо подражать западным странам. А часто встречаемый в русских словах слог «ра» означает «солнечный свет», поэтому «радуга» расшифровывается как «светлая дуга», «работа» – «радость бога», «храм» – «хранилище Ра» (т. е. света)… Более того, по мнению Задорнова, все европейские языки произошли от русского, точнее, его «пращура».
Серьёзные дяди-учёные с пеной у рта спорят с задорновскими теориями, называя их автора шарлатаном и невеждой. По-моему, у них просто нет чувства юмора. Ведь такие гипотезы прививают людям, особенно молодёжи, любовь к истории страны и гордость за своих предков. Способ странный? Так ведь он юморист! К тому же, как известно, в каждой шутке всегда есть доля истины.