О Величко и его апшеронских пиарщиках

Амирам Григоров
 Заявляя на словах о необходимости «отделять армянскую народную массу от хищной плутократии, невежественного политиканствующего духовенства и мнимо-интеллигентных пиджачников», Величко, однако, фактически рассматривал армян как расу паразитическую и эксплуататорскую по своей природе, говорил об их «расовой склонности к торговле, ростовщичеству и вообще ненасытному стяжанию», что объяснял наличием в жилах армян еврейской крови. Соединяя армянофобию с антисемитизмом, он характеризовал их следующим образом: "Заносчивость и жестокость по отношению к слабейшим и рабское низкопоклонство перед сильными, наконец, удивительная, феноменальная способность к рекламе и ненасытное тщеславие — всё это черты еврейские, только у армян они еще грубее и интенсивнее". (В. Л. Величко, «Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы»)

Как указывалось, Величко во многом объединял армян с евреями. Евреев он называет «наиболее инородным из всех инородцев». По его мнению, «Вопрос о евреях в России чрезвычайно сложен и трудно разрешим, так как евреи — элемент разлагающий, противосоциальный, с точки зрения какой бы то ни было арийской государственности, особенно же русской, которая зиждется на стихийно ненавистных всякому типичному еврею православии и самодержавии Божией милостью».
Основами еврейского миросозерцания Величко считал 1) ненависть к христианству; 2) «отрицание национальной идеи в пользу „отвлеченного человека“, прикрывающего собою еврейские расовые вожделения»; 3) веру в прогресс, которая основывается на вере в предстоящее пришествие мессии, который здесь, на земле, и в земных формах должен возвеличить Израиль. С точки зрения предполагаемого стремления евреев к мировому господству Величко рассматривал и сионизм, пользовавшийся тогда симпатиями некоторых антисемитов (видевших в нём разрешение «еврейского вопроса»); Величко предостерегает от такого «сентиментального» взгляда, утверждая о связи сионизма с масонством.
Из статьи энциклопедии "Василий Львович Величко"


Величко был довольно яркой фигурой эпохи болезни Российского общества и государства, как позже выяснилось, смертельной, предреволюционной болезни. Наряду с Лютостанским, Крушеваном, Грингмутом и Пуришкевичем, Величко занесён в списки махровейших погромщиков и наиболее расистки ангажированных публицистов предреволюционного времени. С вышеупомянутыми господами роднит Величко ещё одна особенность - как и все крупные черносотенцы, не был он великороссом.
Был ещё Величко поэтом, но скверным и бездарным. Болел сифилисом. От мозговой формы которого и скончался. От остальных Пуришкевичей отличался только одним - помимо обычного жидоедства, занимался ещё и армянским вопросом.
Очутившись на Кавказе, этот уроженец Украины разглядел в одном из народов Кавказа, а именно, в армянах - отрасль ненавидимого им с огромным жаром иудейского народа. Уже страдающий мономанией, проявлением мозгового люэса, Величко принялся громить армян в статьях во всю энергию. В чём он их только не "уличил"!  И в причащении "опресноками, по-жидовски", и в превращении церквей в политические клубы, и в закабалении "татар", и в ереси, и в либерализме.
Само собою, после смерти был этот человек прочно забыт.
Хотя судьба уготовила ему "второе рождение". Сложно даже представить, где труды древнего расиста и погромщика ныне в цене.
В Азербайджане.
В этой постсоветской республике его переиздавали, начиная с 90-х, огромными тиражами.
Вот где пригодились его выкладки о том, что "армянский череп подобен жидовскому" и что "армянские дельцы ведут себя по отношению к бедному татарину, как жиды - к бедному малороссу" и прочие перлы.
На этом сайте уже нашлись поклонники покойного.
Например, эта мадам (хотя, конечно, ханум) http://www.proza.ru/2012/03/23/2187

А я скажу так - осиновый кол в гроб всем нацистам, антисемитам и погромщикам.