Запечатлённая эпоха

Валерий Латынин
ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ ЭПОХА

(10 ноября 2014 года умер Алексей Николаевич Жигайлова, выдающийся фотожурналист, лауреат Премии Правительства РФ. Этот очерк написан при его жизни к 50-летию творческой деятельности)


Издавна принято считать, что мужчина в отпущенный ему судьбой земной срок жизни обязан сделать три самых важных дела: построить дом, посадить сад, вырастить и достойно воспитать наследника…

Вроде бы, не такая уж и мудрёная задача? Да как на неё посмотреть! Ведь всё это не абы как сделать нужно, не на скорую руку, а основательно, по Божьему подобию. Прожить жизнь в согласии с природой и людьми, не навредить им, а если получится, в меру отпущенного дара, ещё и украсить землю и бытие близких и дальних соотечественников, протянуть в будущее крепкую родовую нить, чтобы она надёжно сшивала поколения в единую семью, род, народ, нацию. А это, ой как, непросто! Далеко не каждому по плечу.

Фотохудожник Алексей Николаевич Жигайлов достойно выполняет эту главную жизненную суперзадачу. Он, станичный хлопец, потерявший в годы Великой Отечественной войны отца (Николай Петрович Жигайлов пропал без вести в начале 1942 года в боях под Москвой), единственный из трёх братьев получил высшее журналистское образование в самом престижном ВУЗе страны - Московском государственном университете; безошибочно нашёл в людской круговерти свою спутницу жизни – Эльвиру Семёновну; вместе они построили и прекрасно обустроили семейное гнездо в Москве и курень в родовой станице Жигайловых Передовой на Кубани; вырастили замечательный сад; достойно воспитали двоих детей – сына Эдуарда (тоже выпускника МГУ и высококлассного фотохудожника) и дочь Людмилу.

Всё перечисленное само по себе заслуживает уважения и одобрения. Но это вехи личной человеческой судьбы, пусть и заметной, неординарной. У Алексея Николаевича факты собственной биографии счастливо вплелись в большую судьбу страны. Он смог подняться от уровня университетской многотиражки до высот ведущих периодических изданий страны «Правды», «Известий», информационных агентств АПН и ТАСС, стал одним из авторитетнейших фотолетописцев истории Отечества последнего пятидесятилетия. Его снимки обошли более ста десяти стран мира, растиражированы в миллионах экземпляров газет, журналов, книг, энциклопедий. Тематические серии фотографий А.Н. Жигайлова неоднократно выставлялись в «Окнах ТАСС»,  витражах АПН, «Известий», «Правды», издательства «Плакат», экспонировались за рубежом и ряде краёв и областей нашей страны. С большим успехом и широким откликом в средствах массовой информации прошла персональная фотовыставка Алексея Николаевича и его сына Эдуарда «Возвращение в СССР» в самом популярном выставочном центре Москвы – Манеже. Уже больше десяти лет в родной станице А.Н. Жигайлова постоянно действует его фотовыставка «Дорога к дому». Но самое объёмное представление о его творчестве, безусловно, даёт подарочный фотобуклет с одноимённым названием.

Буклет, вместивший более трёхсот снимков, без преувеличения можно назвать запечатлённой эпохой расцвета и угасания социальной системы «развитого социализма»: от «хрущёвской оттепели» до «горбачёвской перестройки» и развала СССР. Титаническая работа по глубине и широте охвата событий и имён.

В России немалый отряд профессиональных фотожурналистов. Среди них несколько десятков первоклассных мастеров, отмеченных всероссийскими и международными премиями. Но многие из них, как правило, однажды найдя свою «золотую жилу», разрабатывают её всю оставшуюся жизнь. Кто-то создаёт галерею портретов известных писателей, кто-то – артистов… политиков…учёных…военных, кто-то специализируется на городских зарисовках, кто-то - на сельских пейзажах.

Универсалы наперечёт. Алексей Николаевич – один из этих «широкоохватных» мастеров. Он талантливо запечатлел многие знаменательные события в жизни страны и многих соотечественников, как выдающихся деятелей, так и рядовых, неизвестных за пределами своих сёл или рабочих посёлков, но несущих в своём облике зримые приметы эпохи. География этих фотографий весьма пространна, как пелось в некогда популярной песне, «От Москвы до самых до окраин». Наверное, тому способствовали беспокойный характер автора, его «собкорство» в Сибири и на Северном Кавказе, работа в главных изданиях страны? Пока позволяло здоровье, Алексею Николаевичу на месте не сиделось. Он постоянно был в гуще жизни, на её стремнине, на самом гребне. Поэтому зачастую успевал снять то, что другим собратьям не довелось увидеть.

Однако А.Н. Жигайлов – не просто удачливый репортёр, своевременно зафиксировавший то или иное событие. Он – художник и психолог одновременно. Таких в мире фотографии называют «охотниками» за внутренней сутью своих героев, их живым образом без «железной маски». В этом основной секрет притягательности и обаятельности многих его снимков, кто бы на них ни был: первый космонавт планеты Юрий Гагарин, бесхитростно и радушно улыбающийся рукоплещущим ему людям, или расхохотавшийся до слёз пожилой казак-некрасовец; великий автор «Тихого Дона» М.А. Шолохов рядом с верной спутницей жизни Марией Петровной или иссушенная жизнью, как старая чинара, безвестная долгожительница Нагорного Карабаха; космический кубанец В.В. Горбатко или герой Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер И.В. Шаповал; ставропольская красавица-казачка Светлана Демиденко или печальные солдатские вдовы в траурных деревенских платках на День Победы; внуки Л.Н. Толстого, удивительно похожие на деда, или аварские женщины с вязанками хвороста… Хочется смотреть и смотреть. С трудом отрываешь взгляд. Таким духовным магнетизмом заряжены фотографии мастера. И это касается не только портретов.

Многие снимки Алексея Николаевича представляют широкую панораму земных объектов, снятых с борта летящего вертолёта. Это один из любимых им способов съёмки. Высота рождает неожиданные ракурсы, далёкую обзорность, манящую к себе перспективу. Это состояние его души пришло из далёкого детства. В школьные годы Алексей любил подниматься на древние скифские курганы, казачьи дозорные заставы, окружавшие родовую станицу. Часами смотрел на родные просторы. Эти детские посиделки на холмах рождали романтику грёз и стремление, увидеть своими глазами, что там – за горизонтом. Видимо именно тогда и пробудилась жажда творчества?

В собрании работ фотохудожника представлены замечательные циклы на самые разные темы. Это и мир науки, и космос, и большой балет Сибири, и руководители СССР и зарубежных государств, и « лица кавказской национальности», и времена года, и битва за хлеб, и возрождение казачества, и родная Кубань, и забытая христианская цивилизация Западной Алании…

На долю Алексея Николаевича выпало увидеть через объектив своего фотоаппарата и оставить на память потомкам вершинные этапы развития страны, взлёты её экономики, науки, образования, культуры, оборонного потенциала, международного авторитета. Он же стал беспристрастным свидетелем и спровоцированного развала державы.

Горькие чувства в душе пробуждает известный во всём мире снимок А.Н. Жигайлова «Былая слава СССР», на котором запечатлены распиленные в 1989 году в городе Энгельсе самолёты стратегической авиации – носители ядерного оружия.

 Сквозняком «холодной войны» веет от фотографии самодовольно ухмыляющихся представителей американской делегации во главе с полковником-разведчиком Френсисом, побывавшей в 1993 году у генерального конструктора российских экранопланов Б.В. Чубикова. Через год после этого визита конгресс и сенат США утвердили в бюджете страны 15-миллиардные ассигнования на разработку американских экранопланов для сил быстрого реагирования. Созданный вскоре в Америке летающий крейсер «Баклан» способен брать на борт до 2 тысяч морских пехотинцев с техникой. Наше производство «чуда боевой техники ХХ1 века» было свёрнуто и выпущенные опытные образцы ржавеют в затонах приморского города Каспийска. Поразительное свидетельство предательства национальных интересов и безопасности России со стороны её руководства.

И всё-таки, не смотря на потрясения последних «постперестроечных» лет, фотохудожник не драматизирует сегодняшнюю действительность, не акцентирует внимание соотечественников на язвах и «черных дырах» дикой российской капитализации. Он стремится и в новой, весьма непростой для страны, жизненной ситуации найти и показать россиянам опоры для оптимистического взгляда в будущее. Об этом свидетельствуют его фотографии казачьего цикла, тесно связанные с возрождением Православия и национального самосознания народа.

Потомственный кубанский казак, чья фамилия упоминается в исторических хрониках 17 века, ещё при Богдане Хмельницком, Алексей Жигайлов не мог остаться в стороне от движения за возрождение российского казачества. Более того, он явился одним из инициаторов и организаторов создания Союза казаков – самой массовой общественной организации потомков казачьих родов, разбросанных ветрами революции и братоубийственной войны по всем закоулкам планеты.
 
Во многом благодаря снимкам А.Н. Жигайлова в центральной прессе инициатива небольшой группы москвичей с казачьими корнями быстро всколыхнула память тысяч расказаченных семей в России и далеко за её пределами. Повсеместно в районах компактного проживания потомков славных донцов, кубанцев, терцев и других представителей бывших казачьих войск Российской Империи стали, как грибы после дождя, возникать казачьи объединения.

Алексей Николаевич по праву считается первым и самым авторитетным фотолетописцем этого движения. Он всеми правдами и неправдами пробивал командировки на казачьи мероприятия, часто за свои собственные средства изготавливал снимки представительского формата, чтобы они могли сопровождать руководителей Союза казаков в их поездках и выполнять важную дипломатическую миссию в пользу казачества на всех «этажах» власти. За свой вклад в становление казачества А.Н. Жигайлов награждён крестом «За возрождение казачества», медалями: «Атаман Платов», «Алексий человек Божий», «10 лет Союза казаков». Его фотовыставка о начальном этапе возвращения казачества в жизнь российского общества до сих пор остаётся образцом для подражания и учёбы нынешних и будущих летописцев и хроникёров.

Одной из последних ярких работ мастера явился цикл его снимков 2000 года, сделанных в отрадненских предгорьях Кубани. Он первым обнаружил и запечатлел наскальный лик Спаса Нерукотворного – точную копию Эдесского убруса, по христианскому преданию, чудесным образом отображенного на ткани прижизненного облика Иисуса Христа.

Снимки стали сенсацией в христианском мире, привлекли к необычайной находке внимание многих учёных, богословов, паломников. Эта новая удача фотохудожника не была случайной. Она стала закономерным итогом его многолетнего творческого внимания к останкам древнего христианского поселения в окрестностях станицы Передовой. Ещё три десятилетия назад фотокорреспондент Агентства печати «Новости» (АПН) Алексей Жигайлов опубликовал в прессе громкое сообщение «Сельский учитель находит город». Речь в нем шла об открытии директором школы хутора Ильич Михаилом Николаевичем Ложкиным на отгонных станичных пастбищах останков древних церквей и укреплений, воспетой в осетинском эпосе, небесной твердыни Уарп-Фидар (Урупской цитадели). Около двадцати храмов было в этом потерянном христианском поселении, некогда являвшемся центром Западной Алании. Ученые полагают, что основы православной веры заложил здесь святой всехвальный апостол Андрей Первозванный.

Естественно,  беспокойная душа Алексея Николаевича не могла остаться безучастной к таким выдающимся открытиям на родной земле. Он широко публикует снимки забытой христианской цивилизации, статьи о ней, водит туда ученых и журналистов, паломников, организует установку поклонного креста с широким привлечением районной общественности, выступает с инициативой строительства часовни Андрея Первозванного на роднике, вытекающем из-под развалин древнего храма, мечтает о паломническом центре на земле исторической жемчужины – предгорной Кубани. И это всё он считает своим добровольным послушанием для духовного возрождения Отечества.

Мало кто представляет, каким напряжением сил даётся подобное подвижничество. Уже несколько лет Алексей Николаевич тяжело болен, перенес несколько сложнейших операций, с трудом передвигается самостоятельно. Но дух его не сломлен. Он весь - в продолжении своих грандиозных замыслов, в хлопотах о реализации задуманных проектов. Все, кто встречался с ним или разговаривал по телефону, удивляются его энергичному и бодрому голосу. В станице Передовой на собственном подворье Жигайлова не перестаёт действовать его выставка «Дорога к дому», которую посещают не только земляки, но и представители других регионов нашей страны и зарубежные гости. Свою главную книгу фоторабот за 50 лет творческой деятельности мастер тоже назвал «Дорога к дому».

Может быть, такое название покажется кому-то недостаточно ёмким в масштабах необъятной России и тех стран, по которым пролегли журналистские маршруты Алексея Жигайлова. Но отчий дом – краеугольный камень мироздания, с которого начинается постижение прекрасного и яростного мира. Отсюда ведут все большие и малые дороги через пространство и время, но все они в конце концов сходятся в человеческой душе, а она навсегда прописана к месту своего появления на свет.

Прекрасно, что замечательный мастер фотографии Алексей Николаевич Жигайлов так преданно любит родную кубанскую землю и всё большое Отечество, но ещё прекрасней, что биотоками своей любви и сострадания он заряжает всех, кто соприкасается с его творчеством.