Извечные вопросы о Мире

Валерий Могильницкий
                "Человек есть искусственное существо, рождаемое не природой,
                а саморождаемое через культурно изобретенные устройства,такие как
                ритуалы, мифы, магия и т.д., которые не есть представления о мире,
                не являются теорией мира, а есть способ конструирования человека
                из природного, биологического материала”.
                Мераб Мамардашвили.

    Мир, интеллект, разум, сознание, человек, цивилизация.
Кто дал исчерпывающее объяснение этим явлениям и понятиям?
Зачем это нужно? В чем необходимость думать об этом?
Возможно, объяснение в том, что разум имеет свойство не останавливаться.
Остановка – смерть для разума.

    Начну с простых истин. Все, что мыслится человеком, происходит из его жизни.
Мышление существует в “поле” понятий. Следовательно, суть понятий – отражение жизненных явлений. Как относиться к таким высказываниям:”…действительность складывается не из понятий, а из абсолютных реалий - пространства, времени, материи...”?

    Что есть абсолютные реалии? Ответ один: то, что существует независимо от нас.
Существует понятие о кентавре (человеке-лошади), но кентавра в природе нет.
Существует множество понятий о том, чего нет в реальности. Следовательно, понятия идеальны, то есть существуют только в представлениях человека. Идеальны и понятия о Пространстве, Времени и т.п.Тем не менее, понятия существуют как некое отражение реальных явлений.

    Понятия изначально имеют человеческую природу. В то же время в них есть нечто универсальное, независимое от человеческой природы. Это универсальное имеет иное качество, не человеческое, и должно отражаться в иных понятиях, весьма отвлечённых от обыденного опыта.

    Интеллект - порождение опыта ощущений, которые являются источником всякого движения мысли. Органы восприятия врождённым способом дают мне ощущения, которые лежат в основе всех и всяческих обобщений моего ума. Ощущения и представления есть основа для понятий. Любых понятий. В том числе – абстрактных понятий.

    Понятия, в свою очередь, посредством языка возрождают ощущения и чувства, что и является основой взаимопонимания и всякого общения между людьми. Особенность человека в том, что любые его понятия и абстракции всегда имеют представления в чувственном опыте, который очень обобщен и привязан к земным реалиям жизни. Даже самые абстрактные понятия строятся и опираются на конкретные образы чувственного земного опыта. Это возвращает человека на землю, как бы высоко он ни пытался забраться в абстракции. Это дает основание утверждать, что содержанием всех человеческих понятий является чувственный опыт.

    Но опыт весьма ограничен по сравнению с мирозданием в целом. Поэтому попытки отразить неведомые процессы, более содержательные по своей природе, с помощью менее содержательного человеческого опыта приводят заведомо к заблуждениям, к потере смысла и ошибочным трактовкам явлений мира, к мифотворчеству. И так будет вечно. И с этим следует примириться. Ошибки в объяснении мира разумно будет искать не в ошибочных понятиях (они всегда будут неточны!), а в ограниченности человеческого опыта, лежащего в основании всех понятий. Так, например, невозможно более полно отобразить структуру и живую сущность яблока с помощью набора масляных красок, что делает художник, чем с помощью набора молекул и клеток, что делает природа.

    Время... Времени в природе нет! Время есть в человеческих представлениях и воспоминаниях. В природе есть движение, изменение, превращение. Человек фиксирует в памяти последовательность и чередование этих явлений. Воспроизведение в памяти этих явлений, как отражение процессов в мире, заставляет образовывать понятие времени. Следовательно, время – не реальное явление, а идеальное представление, абстрактное понятие о таких явлениях как движение, изменение.  Время и память существуют нераздельно. Но память – свойство живого. Поэтому и время – понятие, свойственное живому. В природе же есть не время, а движение и изменение.

    Пространство – также понятие животного происхождения. Оно связано с телом человека, с его движениями, с ориентацией. Именно поэтому возникло понятие о пространстве, чтобы указать, где находится источник энергии-пищи, куда следует двигаться. В природе существует фундаментальное явление – субстанция. Эта реалия лежит в основе понятия человека о пространстве. Субстанция не есть пространство. Но ее свойства  лежат в основе человеческих представлений о ней. Пространство, как реальность, не существует.
В природе же есть субстанция, а не пространство.

    Извечные вопросы о Мире, о его начале и конце не могут иметь абсолютного разрешения, так как исходят из неверной посылки – Мир есть «мир вообще». На самом деле упускается из виду мысль, что «мира вообще» нет, а есть Мир, как человеческое представление об абсолютной сущности, как некая теория. Ранее я утверждал, что время и пространство не существует как нечто абсолютно реальное. Поэтому вопрос о начале и размерах «мира вообще» становится бессмысленным. Имеет смысл лишь вопрос о начале и размерах Мира человека и Человечества. А «мир вообще» не имеет ни времени, ни пространства. «Мир вообще» представляет собой, в сущности, некую субстанцию, которая имеет множество движущихся и изменяющихся форм. Эти формы имеют множество свойств, которые отражены в человеческом сознании в виде множества понятий: пространство, время, энергия, и т.п. Об абсолютных свойствах мира люди ничего, кроме очередного мифа никогда создать не смогут. Очередной миф называют “научным мировоззрением”.

    Несмотря на то, что наука позволяет людям пользоваться практическими плодами, она не перестает оставаться мифологичной по своей сути. Ведь в основе любого мифа всегда лежит кусочек реальности. Именно его кладут в рот, когда хотят кушать. Однако ощущения при этом могут описывать по-разному – в этом проявляется мифотворчество.

    В основе всякой теории лежат начальные представления, которые не требуют доказательств - аксиомы. Доказательством является повседневный опыт, практика, в том числе и в математической сфере. Но она у человека не беспредельна, и весьма ограничена. Многие попытки выхода за пределы практики приводят к фантастическим образам.

    Всякая теория есть формальная система понятий. По Геделю - не существует формальных систем, обладающих полнотой. То есть во всякой теории есть утверждения, доказать которые невозможно в рамках этой же теории. Эти утверждения – аксиомы. Чтобы их доказать, необходимо расширить систему понятий, добавив другие аксиомы.
И так беспредельно.

    Вопросы о Мире, сознании, разуме и душе не могут иметь абсолютно полного объяснения,
без опоры на понимание в неведомое происхождение оснований всего сущего потому, что есть и всегда будут недоказанные основания любых теорий, пока существует человек в том виде, как он есть. Что же за краем?.. Где же основа всех основ?.. Ответа у человека нет, и не может быть - аксиома. Поэтому без принятия аксиомы о существовании неведомых основ бытия нам не обойтись.

   А это - благодатная почва для Религии. Здесь истоки понятия о Боге.
   Но это тема для другой песни...
http://www.proza.ru/2013/07/17/68