27. День рождения

Михаил Самуилович Качан
      Мой день рождения 2 ноября был всегда для меня очень большим праздником. И я помню, как мне исполнилось 4 года, 5 лет и 6. С утра, как только я просыпался, меня целовала мама, и я знал, что она ловила мгновение, когда я открою глаза. Мне было интересно, что будет, если я не открываю глаза. Я, просыпаясь, зажмуривался, но моя хитрость не удавалась, – мама все-равно видела, что я уже не сплю. «Ах ты, хитруша, – говорила она, – думаешь я не вижу, что ты уже проснулся? А ну, быстренько одевайся. Сегодня твой день рождения, и у нас много дел».

      С утра я уже был одет по-праздничному. Когда я садился за стол, он уже был накрыт, за столом сидели бабушка, дедушка и прабабушка. Я подходил к каждому, они меня целовали и поздравляли. Праздничный завтрак проходил в разговорах обо мне, и я слушал о том, как я вырос и повзрослел, и чего я за год достиг, и как много мне еще предстоит узнать и чему надо научиться, чтобы сделать в жизни что-нибудь важное.

      Днем забегали мамины сестры, быстро поздравляли меня и снова убегали. Приходила папина мама и папина сестра Сара. Тоже поздравляли, дарили подарки и уходили довольно быстро. А вечером был праздничный стол. Собирались все мамины сестры, и братья Золя и Лева. Каждый вручал мне подарок, говорили о том, каким я буду. Шум стоял страшный, потому что говорили все сразу. А для поздравительной речи относительная тишина устанавливалась далеко не сразу, да и произнести целиком поздравление было очень трудно, потому что выступавшего перебивали и комментировали его слова. А когда он заканчивал, всегда находились желающие что-либо добавить.

      Потом я демонстрировал что-нибудь новенькое – пел песню или декламировал стихотворение, и мне бурно хлопали и восклицали что-либо одобрительное.  Мне было хорошо в этот вечер, я всех любил, и они меня любили тоже, – там не было ни грана фальши, я впитывал их любовь, а мои чувства переполняли меня.

      Я пишу эти строки и физически ощущаю снова ту атмосферу тепла и любви. Эти любимые лица, этот праздничный стол, – я и сегодня вижу каждого с его неповторимым выражением лица, с его глазами, которые светились любовью, с его стремлением выказать свои чувства, с его счастливым взглядом.

      Их уже нет в живых. Никого. Они только в моей памяти.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/19/584