О смысле слов - Благими намерениями...

Азамат Джанымбей
                Нашему другу священнику Андрею Ампару посвящается

О смысле слов –
«Благими намерениями вымощена дорога в ад…»

   Это, ставшее крылатым, выражение имеет свою историю. Вот как звучит она в словарях -
«С английского: Hell is paved with good intentions.
По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709—1784), именно последний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями». Но у нее есть, видимо, первоисточник, который был, можно предположить, хорошо известен С. Джонсону. Эта мысль, хотя и в несколько иной форме, впервые встречается в английской литературе у богослова Джорджа Герберта (ум. 1632) в его книге «Jacula prudentium». Там он написал: «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрых намерений и пожеланий».

   Слова Джорджа Герберта станут широко известными в XIX в., когда в романе «Ламермурская невеста» (1819) Вальтер Скотт заставит повторить их одного из своих персонажей — английского богослова, прототипом которого, очевидно, стал Дж. Герберт».
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/183/)

   Казалось бы смысл понятен… Но, в том и заключена «мистика» русского языка что, получив в нем свое выражение как "Благими намерениями вымощена дорога в ад", эта фраза обрела особый смысл, заложенный, безусловно, и в оригинале, но явленный нам в более открытой и доступной форме. О чем речь?

   Ответим сразу – о сакральном смысле слова «благими», а еще точнее, слова «БЛАГОЙ». Обратившись к происхождению и смыслу слова, мы будем немало удивлены, сколь тонка грань между диаметрально противоположными смыслами, а, в конечном итоге, между ДОБРОМ и ЗЛОМ.

   Будет верным вспомнить здесь евангельскую мудрость - «Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет» (Мф. 6: 22–23). Последуем этой мудрости…

   Что раскрывает нам свет рассуждения над словом «благой»? Оказывается, что в церковно-славянских текстах благий (-ой) употребляется в значениях «добрый, «хороший». А вот в текстах бытового, делового характера благой — это «злой, свирепый». Блажить – значит «говорить вздор» (в словаре-дневнике Ричарда Джемса, нач. XVII в. [Ларин, 1959, 255].

   Это же различие отмечает в русском языке В. Даль: Благiй или благой - «добрый, хороший, полезный, добродетельный» («церк. стар., а частiю и нынъ»), «злой, упрямый, своенравный, дурной, неудобный» («въ просторечiи») [Даль, I, 222].

   Вот и открылся истинный смысл слов и СМЫСЛОВ. Когда «благое» - доброе и хорошее намерение имеет то же этимологическое происхождение, что и «блажь», имеющую содержанием злобу, упрямство и своеволие.

   Помня о том, что всё что от Бога просто, попробуем раскрыть и эту «тайну» посвященных. Подобные смысловые перевороты происходят не как игра человеческой фантазии, а из-за наполнения различным РЕАЛЬНЫМ содержанием.

   Известно, что любое явление в жизни обладает качеством системы, подчиненной системе более высокого уровня. Так, например, человек есть составная часть своей семьи, семья часть этноса, этнос… Этот же ЗАКОН верен для любых иных явлений в ЛЮБОЙ сфере мыслимой для нас жизни. Там где наш разум может выявить и подтвердить эту закономерность через логику и эксперимент властвует НАУКА. Там же где наука бессильна – царствует ВЕРА.

   Логика и разум подсказывают нам, что как безграничен МИР, так безграничен и процесс его познания. А, значит, ВСЕГДА будет то, что еще не познано, но с ЧЕМ нам всё равно приходится иметь дело, жить с этим. Что может быть опорой нам в этом НЕ познанном? Только ДО-верие к этому миру через ВЕРУ БОГУ.

   Здесь есть тонкая грань, о которой мы уже говорили ранее – «верить в Бога» и «верить Богу» это НЕ одно и то же… Бог в этой логической цепочке предстает в качестве Закона ЗАКОНОВ, а значит Он не сводим к ним, поскольку творец всегда больше, чем его творение. Но Он явлен нам через созданные Им законы, познание которых открывает нам то, как устроен мир живой и неживой материи, а также то, как и по каким законам мыслит и живет человек.

   Помня это, вернемся к теме нашего разговора. Теперь мы имеем возможность понять ПРИЧИНУ изменения смыслов. Если человек в своих намерениях находится в согласии с Законом ЗАКОНОВ, то есть помнит, что ВСЁ взаимосвязано и имеет высший смысл (т.е. подчинено системам более высокого уровня), то намерения его будут опираться на БЛАГО. Если же человек в силу своей необразованности, глупости, а тем более ЗЛОЙ воли действует своевольно, то основа его деятельности и намерений БЛАЖЬ. Она и ведет людей в АД.

Отметим кратко, основой «своеволия - блажи» ВСЕГДА является ГОРДЫНЯ.

Вместо заключения вспомним апостольскую мудрость -
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (св. Ап. Павел. Рим. 12: 2).


(В заставке "Молитва пастухов". Художник Хамид Савкуев)