Стирая пыль с лица Отчизны

Валерий Латынин
СТИРАЯ ПЫЛЬ С ЛИЦА ОТЧИЗНЫ



Любить родину нельзя заставить. Но развить это глубокое патриотическое чувство можно. Косвенно этот процесс начинается со дня рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Воспитание в семье, школе, воздействие культуры, литературы, пропаганды – все это звенья непрерывного процесса формирования чувств, понятий, убеждений, знаний, привязанностей.

Несомненно, одним из главных направлений формирования патриотической личности является углубленное изучение прошлого своей страны в контексте мировой истории и, в частности, исторический туризм. Это наглядная, знаковая история, запоминаемая не пассивно, а ассоциативно, более детально и глубоко.

Нет необходимости никого убеждать в том, что рассказ о Куликовской битве или о сражении при Бородино будет воспринят гораздо с большим интересом и запомнится глубже, если он прозвучит непосредственно на месте этих знаменитых сражений.

Поэтому очень важно для системного усвоения отечественной истории помимо общепринятой учебной программы практиковать целевые экскурсии с детьми, походы и паломничества по исторически значимым и святым местам России.

Специальные программы туристического обслуживания давно практикуются в Москве и других городах Российской Федерации.

Всякий желающий, при определённых финансовых возможностях, может познакомиться с Москвой «пушкинской» и «лермонтовской», объехать музеи, дома и усадьбы других знаменитых людей в столице и Подмосковье, города Золотого кольца, посетить Пушкиногорье, толстовскую Ясную Поляну, есенинское Константиново,  побывать в местах ратной славы, увидеть главные христианские памятники Руси.

В начале третьего тысячелетия становится все меньше «белых», а точнее «пыльных» пятен на исторической карте России.

Возвращаются народу памятники истории и культуры, связанные с именами российских императоров, других видных государственных деятелей, полководцев белой гвардии, культурной элиты, эмигрировавшей за границу.

Так, например, стараниями ученых и краеведов Москвы, Владимира, Твери, Ярославля, Иванова, Александрова, Калязина возвращено доброе имя прекрасного полководца начала семнадцатого века князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, возглавлявшего первое народное ополчение в период Смутного времени и освободившего ряд русских городов и Москву в 1609-1610 годах от войск Лжедмитрия II.

Совместными усилиями администраций названных городов и группы инициаторов создана и успешно осуществляется межрегиональная историко-краеведческая программа «Под княжеским стягом». Программа предусматривает ежегодные экспедиции по местам боёв объединённого русского ополчения и шведского корпуса генерала Якоба Делагарди против польско-литовских захватчиков, а также проведение фестиваля «Отчизны верные сыны» на Каринском поле вблизи города Александрова Владимирской области, где произошла решающая битва войск Скопина-Шуйского с главными силами Лжедмитрия II, после которой была снята осада Троице-Сергиевой Лавры и Москвы, и самозванец бежал в Калугу.

Благодаря данной программе установлен памятный камень на Каринском поле,  собрана архивная информация о жизни и деятельности князя М.В.Скопина-Шуйского и его шведского соратника генерала Делагарди, издана научно-популярная книга о них к 400-летию первого освобождения Москвы в Смутной время.

Но для любознательных и неравнодушных потомков есть еще немало непроторенных исторических маршрутов.

Это, например,  былинный путь самого прославленного русского богатыря Ильи Муромца из села Карачарова в стольный Киев и на границу с Печенегией; ратные дороги атамана Ермака и его дружины; первопроходческие тропы стрелецкого сотника, а впоследствии, казачьего головы, Петра Бекетова, проложившего первые русские дороги в Забайкалье и Якутию, построившего там ряд острогов: Братский, Рыбинский, Олёкминский,  Тутурский, Якутский, Нерчинский, Иргетский, ставших впоследствии сибирскими городами и посёлками, существующими по сей день.

Но самое главное для каждого русского человека – увидеть, понять и навсегда запечатлеть в своем сердце, «откуда пошла земля Русская».

Принято считать, что векторным источником в изучении данного вопроса отечественной истории является «Повесть временных лет». Согласно ей, строителем Русского государства является варяг (или полуваряг) Рюрик и его дружина. Но почему-то в народной памяти, запечатлённой в былинах, фигурируют совсем иные личности.

Главными героями русского эпоса предстают: Великий князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алёша Попович и другие.

Их знают и любят с детских лет все, без исключения, но мало кто задумывался, почему именно они и их эпоха навсегда остались в народной памяти.

А между тем, на эти вопросы давно ответили выдающиеся историки: Б.Д. Греков,
Б.А. Рыбаков, И.Е.Забелин, П.П.Толочко, А.С. Бугай, А.А. Шахматов, Д.И.Прозоровский.
Они убедительно доказали, что князь Владимир и его богатыри навсегда прославили собственные имена борьбой за освобождение киевского престола от варяжского узурпаторства, собиранием и объединением русских земель, крещением Руси в православную веру, установлением многолетних мирных отношений с соседними государствами. (Исключением явилась только воинственная Печенегия).

Академик Б.А.Рыбаков называет период княжения Владимира Святославича в Киеве с 980 по 1015 год былинным временем Руси.

Владимиров цикл былин сложен о реальных событиях в десятом веке и на столетие старше Несторовского летописного свода и его последующих редакций. К тому же, не стоит забывать, что летописцами того времени были преимущественно приближённые к великим князьям священнослужители, далеко не все русские. Они «дипломатично» избегали правдивого изложения всех неблаговидных перипетий вокруг великокняжеского престола, а зачастую попросту фальсифицировали их в пользу того или иного правящего клана.

Именно по этой причине Рыбаков считает, что былины являются истинно народным учебником истории и доносят из глубины веков до потомков (пусть и в иносказательной форме) сермяжную мужицкую правду своего времени, воспевают не захват власти варягами первоначально в Новгороде, затем и в Киеве, а национально-освободительную борьбу славян во главе с Древлянским домом против варяжского засилья.

Калькируя сведения, содержащиеся в былинах, с хроникой летописей, этим  историкам удалось восстановить реальную картину героического противостояния, приведшего в 980 году к победе славян и «распасению» Русской земли.

Хронология борьбы, места действия, главные герои и их союзники вырисовывают для юных патриотов великолепный маршрут в прошлое своей страны и не только её…

К тому же для подобного необыкновенного путешествия бывшим фронтовым разведчиком Анатолием Членовым давно составлена прекрасная лоция – описание жизни и боевой деятельности былинного богатыря и реального сподвижника князя Владимира –
Добрыни Никитича.
 
Начинать маршрут следует из украинского города Коростень (бывший Искоростень), древней столицы Древлянской земли. Это под его стенами в 945 году славяне во главе с князем Малом Нискиничем Древлянским разгромили варяжскую дружину князя-волка Игоря Рюриковича и загнали её остатки в болото под нынешним хутором Игоревка. По решению Древлянской земельной думы алчный узурпатор киевского престола был с позором казнён – разорван на двух березах.

Летопись не скрывает этого факта истории, но всячески затушёвывает его последствия. В частности придумывает сказочную месть вдовы Игоря Ольги древлянам, якобы сжегшей Коростень с помощью воробьёв и голубей, которых она попросила у неразумных горожан в виде «малой» дани.

На самом деле она, осадив город силами варягов под предводительством воеводы Свенельда, требовала выдачи князя Мала, видимо, пообещав за это не уничтожать непокорную древлянскую столицу и её жителей.
 
Дальше Ольга делает парадоксальный шаг. Она не казнит князя, восставшего против неугодного государя, а отправляет его под арест в свою резиденцию - замок города Любеча. Так появляется летописный Малко Любечанин и былинный Никита Залешанин. Детей Мала – Добрыню и Малушу – Ольга берёт заложниками (в летописи – рабами) в Киев и оставляет в своём окружении. Таким образом, она признаёт неправоту политики ограбления народа, проводившуюся Игорем, и старается смягчить возникшее в стране напряжение, в частности, устанавливая особые права и вольности Древлянской и Новгородской земель.

Её единственный сын носит славянское имя Святослав. Через десять лет после гибели Игоря Ольга делает детей Мала Древлянского полянскими дворянами. Еще через три года, признавая Малушу законной принцессой Древлянского дома, женит на ней Святослава, перед этим даровав свободу и её мятежному отцу. (Летопись эти факты искажает, продолжая называть Малушу рабыней, ключницей Ольги).

Варяжская династия роднится с русской, реабилитируя положение правящего дома в глазах населения. Далеко вперёд смотрела мудрая княгиня, не зря её после смерти Православная церковь причислила к лику святых.

Сын Святослава и Малуши Владимир воспитывается сначала бабушкой Ольгой, а затем дядей Добрыней, ставшим не только полноправным витязем великокняжеской дружины, но и членом Государственного совета.

В 970 году десятилетний Владимир получает от отца право на княжение в Новгороде, его опекуном и соправителем является Добрыня.

Князем Полянской земли становится старший сын Святослава от другой жены – Ярополк.

Средний сын Олег (былинный Вольга) получает Древлянское княжество, столица которого, по понятной причине была перенесена из Коростеня в Овруч.

Два брата Олег и Владимир являются проводниками славянской политики. Былины повествуют о приглашении Олегом в свою дружину древлянского землепашца Микулы Селяниновича, дочь которого Настасья Микулична является женой Добрыни и тоже богатыршей. Начинается формирование народного ополчения вместо традиционной дружины из варяжских наёмников.

Но Ярополк подвержен иному мировоззренческому воздействию. Его опекает варяжский воевода Свенельд ( в былинах Чёрный ворон Сантал), бросивший Святослава на Дунае после неудачного похода на Византию и практически обрекший его  на гибель от рук печенегов на днепровском острове Хортица в 972 году.

Свенельду активно не нравилась прославянская политика Ольги. Он всячески пытался настроить Святослава против матери. Но, убедившись в невозможности добиться сохранения особого положения варягов при дворе, толкает Великого князя на заклание печенежскому хану Куре и принимается за обработку Ярополка. (Летопись выгораживает Свенельда, обвиняя князя в том, что он якобы не послушался «мудрого» совета воеводы и поплатился за свою безрассудность).

В результате юный властолюбец вначале совершает отцепредательство – не посылает на выручку флоту Святослава благополучно добравшуюся до Киева конную дружину Свенельда. А затем, подстрекаемый всё тем же варяжским интриганом, идёт на братоубийство Олега и замышляет поход на Владимира.

Младший брат, не дожидаясь участи Олега, уходит вместе с Добрыней и новгородской дружиной в Швецию. (Летопись не уточняет, куда именно, ограничиваясь нейтральным понятием «за границу») Ничего не сообщается летописцем и о трёхлетнем пребывании русичей вне родины. Где они были, чем занимались?

Это знают новгородские былины и шведские хроники. В былинах жена Добрыни Настасья Микулична  плавала на корабле вместе с мужем по Варяжскому морю и сражалась с морскими разбойниками.

Скандинавские хроники говорят о предоставлении убежища князю Владимиру Олафом Тругвассоном.

На этот же период приходятся морские походы шведского короля Эрика Сегерсела против викингов, свадьба его дочери с Добрыней, подписание Владимиром союзного договора со Швецией, обеспечившего на два столетия мир на севере Европы.
 
Резонно предположить, что русский воевода княжеских кровей заслужил высокую честь породниться со шведским королевским домом не фактом своей временной иммиграции, а чем-то более значимым. Скорее всего, участием своей эскадры в совместных походах против балтийских пиратов. После чего, заключив союзный договор, получил подмогу от шведов и вернулся через эстскую Колывань (нынешний Таллин) на родную землю. (Становится понятным происхождение былинного богатыря Колывана Колывановича).

Стремительным броском отряд Владимира и Добрыни овладел Новгородом, Псковом, пошел на Смоленск, куда выдвигались сторонники Ярополка.

Но Владимировой дружине, возглавляемой Добрыней, ещё не доставало сил, чтобы победить коалиционные войска Ярополка и Свенельда. Отряд остановился в районе Витебска на Западной Двине (нынешняя Республика Беларусь), чтобы собрать союзников.

Именно этой необходимостью объясняется сватовство Владимира к Рогнеде – дочери Полоцкого князя-варяга Рогволода, к которой уже заслал сватов Ярополк.

Владимиру нужен был союзный договор с полочанами, скреплённый династическим браком, самой надежной гарантией того времени. Но Рогнеда, как с удовольствием подчеркивает летопись, издевательски отвергла предложение Владимира, она сказала: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка».

Далее летопись сообщает: «Владимир же собрал много воинов-варягов (шведов и эстов – В.Л.), словен, чуди и кривичей, - и пошёл на Рогволода».

Полоцк взяли боем. Затем была освобождена от князя-варяга Тура славянская Дреговичская земля, за которой располагалось бывшее родовое княжество Добрыни – Древлянская земля. Там было поднято четвёртое восстание против варяжского засилья.

Дружины освобождённых федеральных земель влились в войско Владимира и Добрыни, которое обошло основные силы Ярополка под Смоленском, и устремилось к Киеву. Ярополк был вынужден бежать со Свенельдом и небольшим окружением в город Роден в устье реки Рось.

И опять летопись говорит не о полководческом даре Владимира и Добрыни, не об их стремительном тысячекилометровом освободительном походе от Балтийского побережья до Киева, а о коварстве ярополкова воеводы Блуда, якобы предавшего своего князя. «О, злое коварство человеческое!»,- восклицает летописец. Антивладимирская позиция автора повести сказывается на всём протяжении описания языческого периода правления данного князя. И наоборот, всячески героизируется фигура Свенельда, ставшего, почему-то, до толе неизвестным, Варяжко.  «Варяжко же, - пишет летописец, - увидев, что Ярополк убит, бежал… к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлёк его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание…»

Привлечение Свенельда – заклятого врага Владимира на свою сторону, без всякого сомнения, досужая выдумка фальсификаторов летописи, но вот его бегство к печенегам говорит о многом. Прежде всего, о давних тайных связях с ними, об организации устранения Святослава и расплате за эту акцию двумя русскими землями – Уличской и Тиверской, которые после 972 года перешли в состав Печенегии.

Но об этих постыдных фактах русской истории периода княжения Ярополка летописцем ничего не сообщается. Весьма скупо упоминается о последующей многолетней героической борьбе Владимира с Печенегией, строительстве им пяти оборонных поясов из крепостей на границе со степью, о походах в Перемышль и Червень, на вятичей и ятвагов, на волжских болгар, будто это были не великие деяния по замирению воинственных соседей, собиранию и устроению Русского государства, а бессмысленные метания ненасытного властителя.

Многие авторитетные исследователи сходятся во мнении, что первоначальный летописный свод был фальсифицирован в период правления Изяслава I. Этот недостойный внук Владимира Святославича проводил прозападную политику и был изгнан киевлянами в 1068 году, но вернул великокняжеский титул через год с помощью польской интервенции.

С узурпатором власти долго вёл упорную борьбу законный наследник престола -Всеслав Полоцкий (представитель старшей линии потомков Владимира I. Он провозглашал себя князем Древлянского дома и продолжателем демократической политики Владимира и Добрыни. Летопись изображает его недалеким смутьяном, а былины воспевают во Всеславовом цикле под псевдонимом Волх Всеславич.

Если бы в этой борьбе победила народная партия, а не клика узурпаторов власти, не было бы никакой варяжской теории в русской летописи, не было бы и её внедрителей в сознание русского народа, не пришлось бы и в устных сказаниях прятать настоящие имена героев за полупрозрачными псевдонимами.

Вот куда может вывести это необыкновенное путешествие дорогами русских витязей их неравнодушных потомков.