Светояр

Галина Семёнова 2
             В давние времена жила в деревне Велибор  Любомила, одна сына Светояра растила.
- Матушка,- спрашивал  не раз отрок, - а где мой отец?
- Кто знает… Ушёл  в лес за хворостом и не вернулся …- глаза матери наливались слезами.               
             Правду люди говорят: беда не приходит одна  –  тяжело  заболела  Любомила. Не отходил от её постели сын ни день, ни ночь, но матушка чувствовала себя  все хуже и хуже. Совсем приуныл Светояр, а помощи ждать не от кого.  Пошёл как-то он за водой, а навстречу  ему  старушонка идёт, посохом дорогу нащупывает.  Стало ему  жаль путницу.
- Бабушка,  пойдёмте со мной в избу, отдохнёте с дороги, - предложил Светояр.
             Поблагодарила старушка отрока. Собрал Светояр небогатую снедь, пригласил странницу к столу:
- Приятного аппетита, бабушка.
- Спасибо. Как зовут-то тебя?
- Светояр.
- Хорошее имя, - сказала старушка. - А меня зови бабой Жданой.  Вижу, печаль поселилась в твоём сердце. Может быть, помогу чем.
             Рассказал ей Светояр о своей беде.
- Я к Ведуну иду. Совсем уж видеть плохо стала. Может, снадобье какое мне даст. Проводи меня. Глядишь, и твою беду руками разведёт.
- Проведу, - согласился  Светояр.
- А за матушку не беспокойся.
             Достала баба Ждана из котомки каравай и дала отроку:
- Оставь ей этот каравай да водицы, она и дождётся тебя. А завтра утром мы отправимся в путь.

             Только заря  занялась, встала старушка, разбудила Светояра, и вышли они  со двора. Перебегала дорогу кошка. Баба Ждана подняла свой посох, дотронулась до кошки – та стала маленькой - премаленькой.
- Пригодится в дальнем путешествии, - сказала старушка и положила её в котомку.
             Пошли они дальше. На лугу паслись бык и лошадь.  И к ним прикоснулась баба Ждана  посохом, превратив в маленьких зверьков, положила  в котомку. Удивился отрок. Неужели старушка волшебница?  Тогда зачем искать ей исцеления у Ведуна? Пока Светояр пытался ответить на мучившие его вопросы,  подошли к болоту.  Ни один человек не смог  пройти через топь.  А старушка  положила свой посох  на кочку – и пролегла твёрдая тропа. Благополучно перешли странники через болото и продолжили свой путь.
              «Что за чудная старушка?» -  не переставал удивляться Светояр.  А дремучий лес уже объятия свои раскрыл, тропы не видать. И вдруг  расступился  -  путники вышли  на опушку.

- Никак гости ко мне пожаловали! – встретил их старик.
              На его плече сидел сокол.               
 - За помощью к тебе, Ведун Ведунович,- сказала баба Ждана и подтолкнула Светояра вперёд.
- Что, старая,  Светояра, сына Любомилы из Велибора, привела?
- Всё-то ты знаешь, Ведун Ведунович.
- Всё ведаю, потому и Ведун. Отца ищет. Пропал  несколько лет назад в лесу.
              Раскинул  Ведун руны:
- Погиб твой отец. Лесавки, дети кикиморы и лешего, шалили, тропы перепутали. Вот твой отец и заблудился, вышел к жилищу Верлиоки. А он убивает всех, кто встретится ему на пути. Но если ты одолеешь Верлиоку, твой отец оживёт. Не так сила нужна тут, как  хитрость и находчивость. Вот тебе сокол. Куда он полетит, туда и ты ступай.
              Взмахнул сокол крыльями и взлетел в небо.
- Дальше не могу с тобой идти, - сказала старушка.- Ступай один. - И дала отроку котомку. - Будет трудно, открой её –  животные помогут тебе.

              Поблагодарив  Ведуна и бабу Ждану, Светояр пустился в опасный путь. К ночи  отрок увидел  высокий холм. Подошёл ближе и понял: не холм это, а жилище. Видно, тут Верлиока живёт. Крепко заперта дверь, плотно окна закрыты, лишь слуховое окно зев свой разинуло.
«Что делать?- подумал Светояр.- Утром проснётся Верлиока и убьёт меня».
- А вот что,- разгадал мысли отрока сокол. –  Выпусти из котомки кошку. Она проникнет  в жилище, поймает мышь, и та прогрызёт дыру в бочке с водой. Проснётся на заре Верлиока – пить захочет, а воды нет. Выйдет на порог, я подлечу и выклюю ему глаз. Ты выпустишь быка – он расправится с чудищем. Как только испустит дух  Верлиока, оживут погубленные им люди,  и ты обнимешь своего отца.
              Так и сделали. На заре услышали, как бочки с грохотом перекатываются в жилище, банки летят со стола и разбиваются вдребезги – Верлиока воду ищет. Наконец распахнулась с шумом  дверь, и чудище появилось на пороге. Борода его клочьями лежит на могучей груди, волосы, словно пакля, свисают  на плечи, и  единственный глаз  светится зелёным огнём. Испугался Светояр, но не отступил.
- Кто здесь?  Растопчу, разорву! – закричал Верлиока и выдернул с корнем столетний дуб, в сторону отбросил, словно  былинку.
- Это я, Светояр. Пришёл за отцом своим, Зареславом, - сказал отрок.
- Ха, вспомнил! Сколько лет уже в земле лежит твой батюшка!  И тебе не миновать его судьбы…
              Но договорить он не успел.  Прыгнула ему на голову кошка и впилась острыми когтями в темя. Налетел сокол и выклевал чудищу глаз. Выпустил Светояр быка из котомки  - вырос бык, окреп, поддел Верлиоку острыми рогами под бок, опрокинул на землю, стал топтать копытами -  из чудища и дух вон.

              Высоко поднялось ясное солнце, запели птицы на разные голоса – некому теперь разорять гнезда, пугать зверей. Сбежались люди к жилищу Верлиоки, и среди  них – Зареслав, отец Светояра, живой и невредимый. Сровняли крестьяне поганое жилище с землёй, поблагодарили  отрока и разошлись по своим деревням, а быка и кошку им Светояр в дар отдал. Выпустил  юноша из котомки коня,  вырос вороной, окреп, сели на него отец с сыном и поскакали  домой, а сокол следом полетел.
               На перекрёстке  дорог их Ведун дожидался.
- Здравствуй, Ведун Ведунович, - сказал Светояр. – Вот мой отец. Спешим к  матушке  с радостной вестью. А где баба Ждана?
- Да не баба Ждана была это, сама богиня Жива, принявшая облик старушки, чтобы помочь тебе.  Ходит она  по земле – расцветают сады, зеленеют поля. Уговорила она  сестрицу Морену не забирать Любомилу в свои владения. Пусть  живут твои родители в радости и любви. А ты будь им надёжной опорой.
- Спасибо, Ведун Ведунович,- поблагодарили отец и сын старика.
- В добрый час! – ответил  Ведун.

               К вечеру добрались Светояр с Зареславом  домой, а Любомила уже пироги  румяные из печи вынула, соседей пригласила,  и для нас место за столом нашлось.
               Счастливой вам жизни, люди добрые!