Исход и возвращение

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Памятник «Исход и возвращение» в столице Калмыкии Элисте. Скульптор Эрнст Неизвестный, архитектор С. Курнеев.


Памятник был открыт 29 декабря 1996 года в память о депортации калмыцкого народа в 1943 году и жертвах сталинских репрессий. Памятник был отлит из бронзы в Нью-Йорке, США. Высота – 2, 74 м, длина – 5, 33 м, ширина – 2, 21 м.

Памятник расположен на кургане, внутри которого, как подразумевается, сокрыты все тайны и вся память Вселенной. Исход – на Восток, приход с Востока – Возвращение.

К кургану подходит «железная дорога» - дорога скорби, которая продолжается по спирали до монумента. На путях стоит вагон, в нём везли в Сибирь депортируемых. Слева от вагона можно увидеть 14 столбиков равных количеству лет, которые калмыки провели в ссылке.

Главная идея – синтез прошлого и настоящего, отражение духа калмыцкого народа, достойного уважения и восхищения. Чудовищная железная социальная и технологическая машина пытается уничтожить все живое, веру, культуру, втягивая в себя людей, но Великий дух дает возможность проломить стену системы и вернуться на родную землю.

На памятнике изображено множество образов, символов, в том числе и буддийские метафоры автора, связанные с тем, что основная религия калмыков - буддизм.

Плачущая овечка – символ терпеливости народа, она плачет над поверженным ребенком.

Мечи, штыки – символы насилия, уничтожения.

Авалокитешвара , сострадающий народу. [Авалокитешвара - Владыка взирающий, воплощение бесконечного сострадания всех Будд. МК]

Табун лошадей – символ бега Времени, бесконечного движения в будущее, в Вечность.

Человек, как бы втянутый машиной.

Птица, обернувшаяся в металл.

Лошадиный череп.

Три следа – мужской, женский, детский – символы уходящей семьи, встречаемой предками (реинкарнация).

Лотос, отрезанный дьявольским мечом, в лотосе зародыш – спящий ребенок.

Вокруг Будды – пантеон злых духов, мистических животных. Голова Будды – символ вечности.

Возвращение – прорыв сквозь стену, сквозь металл обратно, на свою землю.

Над головой – Кентавр как единство человека и природы.

Расцветший лотос, буддийский знак вечного круговорота (свастика); очищающий огонь. Над ним лев и змея – победители.

Табун лошадей, несущийся по родным просторам; знак вечности, вечного движения (колесо). В своем движении оно захватывает всех птиц, рыб, слона и летящую корову – символ калмыцкого воинства.

Огромная лошадь олицетворяет собой природную силу движения.

Череп под копытами – это прошлое, из которого вырастают живые цветы настоящего и будущего.

В центре вращения вечного колеса движения спит эмбрион. Из яйца выходят две маленькие ладошки в форме лотоса.

Под памятником заложена капсула с землей из сибирских городов, привезенной участниками «Поезда памяти».

Мраморная табличка со строками из стихотворения калмыцкого поэта Давида Кугультинова:

Я знал, что мой народ
в лесах Сибири
Нашёл друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских,
Средь щедрейших в мире
Деливших с нами
И судьбу и хлеб.

Продолжение следует: