В деревне у бабушки. День тридцать седьмой

Эльвира Гусева
Сегодня  с  утра  бабушка  приготовила завтрак  и  разбудила Леночку. 
- Лена, вставай,  будем делать генеральную уборку, - тихо сказала она, присев на краешек  кровати внучки.
- Ой,  бабушка, уже  вставать? – спросила Лена,  а  сама повернулась на другой бок и продолжила спать.

- Лена, ты забыла, о чём мы вчера говорили? – бабушка  ласково коснулась её руки.
- Бабушка, - Лена села на кровати.- Нет, я ничего не забыла, просто  сон мне хороший приснился.

На  сегодня планировалась большая уборка. Вчера позвонила  мама  и  сообщила,  что  в  субботу  они  приедут вместе  с  папой  и   Олегом, чтобы  немного погостить  в деревне.  Лена всё  это вспомнила, вскочила  с  кровати, стала быстро одеваться.

- Бабушка, а где дед? – спросила она.
- Дед  собирает кроватку  для Олега, - сообщила бабушка. – Соберёт,  мы её  вымоем, подготовим комнату  и поставим,  в  ней  будет спать Олег.

- Бабушка, а откуда  у вас  детская кроватка? – удивилась  Лена.
- Эта кроватка ещё твоей мамы, потом  в  ней спала ты, а вот теперь она ещё и Олегу послужит!- мечтательно  рассказывала бабушка. –Пойдём завтракать, я слышу, что дед уже идёт.

И правда, дед зашёл  с улицы  радостный и весёлый.
- Кроватку  подготовил, даже помыл, она стоит собранная  на солнышке, - сообщил он. – А  я  хочу есть.
- Даже помыл? – удивилась бабушка.
- Да, - ответил  дед, усаживаясь за  стол. – А  вы  уже решили, где разместим братца? – спросил  ох, хитро улыбаясь  внучке.

-  Я думаю,  мы  разместим его  вместе  с  мамой  в Леночкиной комнате, - сказала бабушка. – Лена, ты не будешь против?
-  Нет, бабушка, только где я буду спать? – спросила она.
-  А  ты будешь спать  в моей комнате,  разложим тебе большое кресло, -  ответила бабушка,  раскладывая  по тарелкам  кабачковые  оладьи.

-  Бабушка, сегодня мои любимые? – удивилась и обрадовалась Лена.  Дед  уже уплетал за обе щеки  оладьи со сметаной, Лена  не хотела от него отставать.
-  Наедайтесь досыта, будем работать до самого обеда, пока  не  уберём  весь дом к приезду дорогих гостей, - сказала бабушка.  Она всегда строго следила за порядком,  а  сейчас  особенно,  ведь привезут  маленького внука,  в доме не должно быть ни пылинки, всё вымыто и вычищено. – Дед, ты будешь на  подхвате!

- Да  я   разве  против?  Я люблю быть на подхвате! – ответил  дед.  Лена не поняла  этого  слова  и переспросила.
- А что значит « на подхвате»? – удивилась она.
- Это значит,  что-то принести  или  вынести, подать, убрать, - ответил  дед. – Так  я  не против!  С  бабушкой работать я  люблю, она  знает, когда и что надо делать.

- Дед, я тоже люблю работать с бабушкой, она  сама хорошо всё делает и меня учит, - поддержала деда  внучка.
-  Ну, ладно, допивайте свой чай, разговаривать будем  после, когда сделаем все дела, - шугнула их бабушка, домывая посуду.  Она убирала со  стола,  а   дед  с  внучкой  уже выносили  на улицу  всё, что нужно было потрясти и поколотить.  Бабушка  протирала пыль, мыла  окна  и двери, как всегда.

Уборка шла по давно  отработанному сценарию, потому  слаженно  и достаточно быстро.  Хотя  Лена  и   не  очень  любила такие уборки, но работать  вместе  с бабушкой и дедушкой  ей нравилось.  Они разговаривали, шутили, смеялись, обстановка была  непринуждённая,  а  как это всегда бывает,  с шуткой  и  смехом, любое дело делается быстро.

В  Леночкину комнату  занесли детскую кроватку, матрасик и подушку предварительно  почистили, посушили – приготовили  для  Олега. Бабушка  достала  из шкафа  детское одеяло и попросила деда  повесить  его на улицу, чтобы  тоже проветрилось и  посушилось.



Уборка заканчивалась на  улице, бабушка мыла крыльцо, а дед выметал дорожку  и  мыл  её  щёткой, поливая водой  из шланга,  Лена положила  коврик  под  ноги. Потом  все  вместе присели  на лавочку  в палисаднике.
-  Как  я люблю  свой дом после уборки, - сказал дед.
-  Я тоже, - поддержала его Лена. – А ты,  бабушка?
-  Наша бабушка  любит, когда в доме порядок, - сказал дед. -  Пироги  в духовке,  а  бельё на верёвке.

-  Всё – то ты знаешь, - ответила бабушка  и  улыбнулась. – Иди,  посмотри,  у всех ли есть вода, жарко  стало.  А  я  пойду собирать на стол.
Дед встал,  Лена тоже.
- Возьми меня  с  собой, дед!  Я тоже хочу навестить твоих кроликов и Хрюшу  с  цыплятами! – увязалась за ним внучка.

-  Пойдём, если хочешь, а заодно всех и покормим! – сказал  дед.  Лена любила  смотреть  на  кроликов, они  были такие интересные и красивые,  а  Хрюша так  смешно ел, хлюпая  в своём корыте и чавкая.  Куры  бежали, летели со всех сторон, наталкиваясь друг на друга,  петух  деловито,  по- хозяйски, зазывал всех  к рассыпанному зерну.  Цыплята  уже  подросли  и маму-клушу почти не слушались, хотя она всё ещё старалась их опекать, но  они  в этом  не нуждались.

Дед  проверил,  у  всех ли есть вода, добавил, положил всем травы, а поросёнку  принёс  целое ведро еды, он обрадовался  и  стал есть.
- Ну, вот, вроде бы всех мы  с  тобой накормили и напоили, - сказал дед, обращаясь  к внучке. -  Теперь самим пора подкрепиться.

- Да, дед, я тоже хочу обедать! – согласилась  с ним  Лена.
- Что нам сегодня  бабушка приготовила  на  обед? – спросил дед.
- Дедушка, я видела, как она доставала из холодильника рыбу, - шёпотом сказала Лена.
- Рыбу, значит, рыбу, - согласно ответил дед. – Наша задача: хорошо вымыться, чтобы  придти к  столу чистыми.

Они подошли  к  крану  с  водой, Лена вымыла руки, намылив их, как всегда, два раза, потом  стал мыться дед.  Бабушка увидела их в раскрытое окно.
-  Идите  обедать!  Лёша, захвати  зелёного лука  и немного укропа! – крикнула она.   Дед  вымылся,  заглянул в огород, сорвал несколько пёрышков зелёного лука и молодых веточек  укропа.

В  доме вкусно пахло обедом.  Бабушка приготовила  овощной  суп  и  картофельное пюре  с  рыбой.  Дед  потёр  руки.
- Ох, и подкрепимся  мы  сейчас! – сказал он, нарезая кусочки хлеба.  Лене нравился  его  неподдельный азарт, она старалась ему подражать.  Взяла хлеб, ложку, попробовала суп. Он ей  не очень понравился, но, глядя на деда, который  положил  в суп  мелко порезанную зелень  и сметану, она сделала так же.  Суп показался ей достаточно вкусным. Зато  картошку-пюре она любила. Бабушка подложила ей на тарелку кусочек рыбы  и дольку малосольного огурчика, точно так  же, как и деду.

-  Бабушка, я не люблю рыбу, она  с костями, - виновато сказала Лена.
- Нет, нет, это филе  горбуши  в  кляре, - сказала бабушка.  Лене эти слова показались незнакомыми. Бабушка это поняла.

-  Ты попробуй, здесь нет костей! Зато очень вкусно! – сказала она.  Лена посмотрела на деда, тот  уже  добрался  до рыбы  в  кляре, поэтому  увлёкся едой, как кот.
-  Дед, правда? – спросила  она.

- Нет, Лена, ты не ешь эту рыбу,  я её  съем сам! – сказал  он.  Лена попробовала маленький кусочек, рыба ей понравилась. – Да  не ешь! – настаивал  дед.
- Дед,  я никак не пойму, где ты шутишь, а где говоришь серьёзно, - сказала Лена.
- Поймёшь, когда вырастешь, - ответил  дед. –Бабушка, а что мы сегодня  будем пить?
 Бабушка  хитро улыбнулась.

- Сегодня  у нас  напиток Богов, - сказала она.
- Это уже интересно, - ответил дед. – А нельзя  ли мне  его попробовать первому?
- Конечно, - ответила бабушка  и налила из  прозрачного кувшина  целый стакан напитка.
Дед  осторожно понюхал,  чуть пригубил,  Лена внимательно следила за его реакцией.
- О-о, такая вкуснотища! – сказал дед, и залпом  выпил весь стакан. – Мне ещё!
Бабушка налила ему  ещё  полстакана.

- Лена, ты будешь пробовать новый напиток? – спросила она  внучку.
- А  какой  он? – неуверенно  спросила  она.
- Очень вкусный, только не знаю,  из чего сделан, - ответил дед.
- Это базилик,  он очень полезен,  хотя  и на любителя, - сказала бабушка и налила  Лене половину стакана.  Лена попробовала, но  пить не стала.

- Чтобы его полюбить,  к нему надо привыкнуть, - сказала бабушка.
- А я уже привык, он мне нравится! – ответил дед.
- Это потому, что  ты  пьёшь его не первый раз! – улыбнулась бабушка.  Дед встал из-за стола, направляясь в свою летнюю комнату, на пороге он обернулся.

 - Катя,  а  баню  мы топить завтра будем, когда гости приедут?  Или  сегодня  тоже?
- Иди,  отдыхай!  Хватит на сегодня, уже наработался. Баня будет завтра, - ответила бабушка. – Вечером опять поливать будем, дождя давно не было.
Бабушка  с  Леной прилегли на диван, Лена читала вслух свою книжку, подаренную  дедом  на этой неделе.