Ефросинья

Елена Коюшева
Как-то летом приехала я погостить к своей тётке Ефросинье. Лето в тот год выдалось жарким ,  дождей пролилось мало.  Ступаешь по земле, а она твёрдая как камень,  а в некоторых местах и вовсе трескается. Тётка моя Ефросинья на окраине деревни жила.  Изба её серенькая , невзрачная, от времени прохудилась, того и гляди ветром с дунет. Зато рядом с лесом , подальше от цивилизации. В такое место приезжаешь душой и телом отдыхать. Ефросинья не требовательна , жила в основном дарами природы,людей лечила, а поговаривали и зверей не раз спасала. Статью о ней , я случайно в газете прочла , и решила наведаться,  да разузнать что к чему. Добиралась я два дня : сначала на поезде, затем автобусом, а дальше с шоссе по прямой,через поле. Рожь вокруг зелёным ковром легла. В сухом и чистом воздухе пахнет сжатой рожью , полынью и разными пахучими травами. Шла я по бесконечному полю и душа моя ликовала, не чувствуя усталости. Вот показалась серенькая крыша знакомой ветхой избушки , а вскоре поднявшись на горку и вся картина полностью передо мной встала. Встретила Ефросинья по обыкновению радужно , по родственному. На столе попыхивал самовар,да и разговор вышел душевный и тёплый. Сидим мы чай с блюдца попиваем  ,  а она смотрит на меня мудрым и проницательным взглядом , будто насквозь видит. И так невзначай спрашивает:

- Что голуба,сильно хвораешь?

У меня чашка чуть из рук не выпала.

-Бывает,кто же сейчас здоровьем блещет- ответила я.

Она прищурилась ,и сеточка мелких морщинок легла вокруг глаз.

-Ой,девка,запустила себя,угробишь себя ,если отдыха знать не будешь.Но за это не переживай  ,помогу, как молодка бегать будешь.

Много у меня вопросов к ней скопилось .Ефросинья все мои болячки мне выдала,наставления на будущее дала.На мои вопросы ,сегодня неохотно отвечала .

- Запозднились ,уже поздно ,всё завтра.

На следующий день, выдался прекрасный июльский день,один из тех дней,которые предшествуют установлению погоды надолго.С самого раннего утра небо ясное:утренняя заря разливается кротким румянцем. Солнце- не раскалённое,светлое и лучезарное.Оно мирно всплывает под низкой и длинной тучкой. Цвет небосклона,лёгкий бледно-лиловый,кругом одинаков. В такие дни жар бывает весьма сильным,порой даже парит. Краски все смягчены:светлые,почти прозрачные. Проснулась я полная сил, от былой разбитости и следа не осталось. Ефросинья с утра уже на дворе была. На столе стоит кувшин с парным молоком,сверху оно покрыто жёлтой пенкой, такой знакомой с детства. В избе пахнет свежим хлебом. Насытившись деревенским завтраком , я вышла во двор. В воздухе витает пряный запах свежескошенной травы. Маленькая , хрупкая женщина, а сколько в ней силы внутренней и неисчерпаемой воли - подумалось мне. За видя меня , она лукаво подмигивает и кричит:

-Собирайся,сейчас в лес пойдём,пока солнце ещё так не жарит!

-Зачем?- спрашиваю я.

-Как зачем? Травы собирать,сил набираться-отвечает она ,и кладёт за плечи мешок с травой для кролей.


Мы шагали по лесу ,стараясь не наступать на следы прошедшего впереди зверя,так Ефросинья велела. Сосновый лес кажется неприветливым,  хмурым. Стволы деревьев тёмные, хвоя- тёмно зелёная,  а на земле ни кустарника, ни лишней травинки. Пахнет здесь как-то по особенному хорошо и дышится особенно легко.В сосновом лесу и видно далеко всё, не то,что в лиственном. Идём мы с Ефросиньей, и мысли ползут"где же тут травам взяться, когда под ногами лишайники , да рыжие сухие иголки". И вдруг -яркая изумрудная полоса перечеркнула черту леса. Она бежит мимо нас и скрывается за тёмными соснами. Ефросинья делает мне жест рукой , приглашая следовать за ней. А потом мы пошли по изумрудной дорожке. И хоть тропинка убегала в другую сторону, вывела она нас на большую поляну залитую солнцем. В носу защекотало от благоуханья цветов .

-Вот и пришли-говорит Ефросинья. -Эта поляна -настоящая кладовая природы.

И она мне поведала ,какие цветы,травы полезные,а какие опасные и вовсе ядовитые.

-Вот посмотри.

Она сорвала высокий хлыстик с маленькими жёлтенькими цветами. Лепестки их настолько маленькие, что в пору горошинкам. Ефросинья разжала ладонь и  протянула цветок  мне.

-Это лечебный цветок.Аромат у него тонкий и не отталкивающий. Он в самой силе своего цветения. Теперь догадываешься , как они отличаются?

-Нет-призналась я.

Тётка моя многословием не отличалась.Скажет пару слов ,аты поди догадайся ,чего она имела ввиду.

Некоторое  время  мы шли молча.Она то и дело собирала где цветы,а где траву какую,сначала поднесёт руку закроет глаза , прислушается , что-то шепнёт,лишь потом или отойдёт или же сорвёт. Да и мне велела на ус мотать. Я думала всё время о том,как , что не напутать. Тут были и маленькие плоские плодинки череды, и большие круглые комочки репейника, и клейкие чашечки шалфея. Когда мы свернули на другую тропинку , петляя по поляне, Ефросинья остановилась и внимательно  посмотрела   на   мою  обувь .

-Испачкалась?-спросила она.

Я тут же взглянула на ноги.

-Вот нахальные! -воскликнула я, и стала оцеплять приставшие к платью колючки, и бросать их на землю.

- Знаешь- сказала Ефросинья, -Ты сейчас вроде ветра : помогаешь передвигаться растениям . Пробежит зверь, присядет птица, или пройдёт человек-они и цепляются. А где упадут , там заново возродятся.

Много чего интересного ,мне как городскому человеку неведомое рассказала Ефросинья, про лес, про целебные свойства цветов и трав , показала где растут лечебные ягоды , как правильно в лесу ориентироваться ,  как лешего
 не разозлить и ещё чего много сказочного. Но говорила она очень  серьёзно и .
  значимо.Я смотрела вокруг и не могла насмотреться. Кажется , что нигде прекраснее природы нет. Ефросинье , уже и со счёты все сбились сколько лет, годков восемьдесят, а то и более, а она природолюб. Как-то попыталась я про возраст спросить , а она ухмыльнулась и в ответ:

-Мне стареть -не полагается,я кровная сестра здешней природы матушки,а она всегда молодая.

Я лишь кивнула в ответ старушке, уважая её мудрость.

Полдневная тишина.Полное безмолвие. За спиной полный мешок с травами и цветами.Ефросинья распрямила спину , и подзывает меня.

- Всё ,пора!

Затем поворачивается лицом к солнцу,озирая весь луг ,и кланяется им почтительно и беспрестанно что-то шепчет.

Воздух чистый прозрачный , а в небе васильковая синева.
Когда мы шли к дому Ефросинья поглядывала на меня ,и загадочно улыбалась.Вроде как хваля меня про себя.Мы почти пересекли заветную бархатистую полоску границы , как  мне послышался в глубине кустарника рёв. Ефросинья не останавливалась, а я шла вслед за ней. По спине пробежал холодок, когда у меня за спиной раздался треск и хруст ломающихся веток. Я обернулась. В двух шагах от меня стоял медведь. Сердце замерло от ужаса .Я встала как вкопанная.Ноги словно вросли в землю.Медведь тоже не двигался ,пристально изучая меня.Я попыталась сделать шаг назад отяжелевшей ногой.Медведю это не понравилось,он встал на задние лапы демонстрируя свою силу, и замахал лапами.Его рык эхом раздался по всему лесу.Зверь нервничал.Он широко разинул пасть и обнажил свои клыки.Мне показалось зверь готовится к нападению.Мысленно я готовилась к смерти.Внезапно сзади меня я услышала голос Ефросиньи,она что-то говорила:

-Что,ты милой,вылез из леса, людей добрых пужать, чай медвежата тебя заждались.Ступай своей дорогой, а мы своей,- говорила она спокойно,  будто перед ней не хищник стоял,  а безобидная зверушка.

Ничего необычного в словах не было .Произошло чудо.Медведь отступил.Он встал на четвереньки ,мотнул головой в нашу сторону и попятился в лес.Ефросинья к моему изумлению,подошла к медведю, и вытащив из передника что-то съестное протянула ему.Мишка принял из её рук лакомство, развернулся и скрылся среди кустов.

Глазами видела, ушами слышала, а поверить никак не могла .Пока гостила у тётки происходило много чудес. В дальнейшем приходилось зачастую бть свидетелем её общения с дикими животными.На моих глазах люди  излечивались за одно посещение .И по сей день Ефросинья остаётся полной загадкой для меня и многих людей, которым её бескорыстна помощь спасла  жизнь.