Древо жизни

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Семиметровая модель «Древа жизни», установленная в Москве внутри торгово-пешеходного моста "Багратион" в 2003 году.


“В 1956 году, когда я был в очень тяжелом состоянии и мне казалось, что мне больше не для чего работать, так как бессмысленно работать в никуда, без надежды выставлять, я задумался над своей будущей судьбой художника. И в одну ночь, это буквально было сразу, я во сне увидел Древо жизни.

Я проснулся с готовым решением. Правда, тогда Древо жизни состояло не из семи витков Мебиуса, а из одного витка. Но общая форма, форма кроны дерева и формы сердца была решена. Таким образом, я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели”.

- Эта композиция олицетворяет борьбу добра со злом и победу светлых сил, - сказал Эрнст Неизвестный.

Крона дерева напоминает форму человеческого сердца. Под его ветвями из бронзы и гранита собраны портреты сотен исторических личностей (от Адама, Евы и Будды до Юрия Гагарина). Тем самым подчёркнута роль человека на этой планете, - каждый внес частичку своего понимания мира при его освоении.

И ствол, и крона, оплетены лентами Мебиуса, на которых изображены мистические и религиозные символы, причем не только основных религий, но и верований самых незначительных племен.

Эрнст Неизвестный считает, что все изображенное на «древе жизни» важно не понять, а почувствовать её суть сердцем.

Еще в ноябре 1962 года макет этого памятника был представлен на выставке в Москве, и с тех пор скульптор Эрнст Неизвестный продолжал попытки, чтобы поставить памятник в Москве.

Увидев свое творение в атриуме моста, Эрнст Неизвестный заметил: "У меня такое ощущение, что я делал скульптуру специально для этого помещения. И главное, мою работу здесь увидят гораздо больше людей, чем мне представлялось".

На самом деле скульптором задуман монумент высотой 120-150 метров. Будь его замысел реализован, - это было бы Восьмое чудо света.

Сам автор охарактеризовал идею монумента следующим образом:

“Он [монумент. МК] содержит в себе тему дуалистического противоречия человека и природы, человека и второй природы, самого человека. Эта тема уже сама по себе полифонична”.

"Древо жизни" задумано как поэма-трагедия, как гимн страданиям человечества.

Продолжение следует: