16. Достаём еду

Михаил Самуилович Качан
У каждого дома был большой участок земли, он назывался приусадебным участком. У нас не было  своего приусадебного участка, потому что не было своего дома. Но в чужих садах и огородах стали поспевать вкусные вещи. Мы не могли купить продукты у соседей, потому что у нас не было денег. Хотя мама и работала в колхозе, но там платили не деньгами, а выдавали натуроплату, т.е. обещали выдать зерно, когда закончится уборочная кампания. А есть надо было сегодня. Мы были голодными. Единственным способом получить молоко, творог, овощи и фрукты – был обмен вещей, которые мама и бабушка привезли из Ленинграда.

Я помню, как они вечером при свете керосиновой лампы рассматривали их, обсуждая, какую следующую вещь они завтра будут менять, что и сколько за нее попросить. Рынка не было. Был только натурообмен. И, слава богу, в селе, где мы жили, за вещи давали и картофель, и овощи, и муку, и молоко в достаточно больших количествах.

Дело в том, что любую одежду, любую галантерею, парфюмерию, предметы домашнего обихода – абсолютно все – в селе до войны практически нигде нельзя было купить. И что бы мама с бабушкой не предлагали, все сельским жителям было необходимо. Только это и дало нам возможность выжить в 1941-42 г.г.

Однажды во время игры в чижа Анка сказала:

– Как стемнеет, пойдем яблоки воровать.

– А что поспели? – спросил я.

Мы уже давно поглядывали на яблони, что в изобилии росли за высокими заборами. 

– Ну еще не совсем, – сказала Анка, – но есть можно.

Нас было четверо. В одном месте доска забора висела на одном гвозде, хотя издали этого не было видно. Отодвинув ее, мы по-очереди пролезли в сад. Яблок было много, они висели довольно низко, потому что ветви под их тяжестью прогибались. Мы запихивали их за рубашку, сколько влезет. Было трудно протиснуться обратно через щель в заборе.  Я принес все яблоки домой, ожидая похвалы, ведь я добыл вкусную пищу, но, вопреки моим ожиданиям, мама отругала меня:

– Ты понимаешь, что ты взял чужое?

Она не сказала, что я вор, и я был ей благодарен за это. В какой-то момент я испугался, что она заставит меня пойти к соседям и отнести сорванные яблоки. Но она сходила сама. Соседи, успокоили ее:

– Мальчишки всегда воруют, лишь бы деревьев не ломали. И не стали забирать яблоки, которые мама им принесла, а отдали ей.

– Кушайте на здоровье. Сейчас они еще кислые, а когда поспеют, мы вам дадим еще.

Больше я никогда не воровал чужих яблок, хотя мальчишки меня приглашали в чужие сады не один раз.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/22/383