Схема становления глобальной хронологии

Владислав Поляковский
 с точки зрения диалектики и социологии

Глава 3 из книги "Как возникла глобальная хронология"...

без двух рисунков, разумеется...

Глава 3.
Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии

   Глава 3.
   Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии
   В традиционной исторической науке (как она представлена, к примеру, у Климишина в [68]) есть указание на то, что различные хронологические системы можно разделить по временному фактору, назвав их «относительными» и «абсолютными». Здесь будет предпринята попытка разделить различные хронологические системы можно разделить по пространственному фактору и проанализировать то, что получилось бы при применении данного подхода.
   В том случае, если мы допускаем, что некая хронологическая система используется на некоторой территории, совпадающей с территорией некой одной государственной структуры или (для периода до возникновения государственности как таковой) территорией, занимаемой неким родом и/или племенем, и не используется при этом на других территориях, то мы ее назовем «локальной». В том случае, если некая хронологическая система используется на территории, принадлежащей нескольким государственным структурам, то мы ее назовем «глобальной».
   Далее в наших рассуждениях понятия «локальной» и «глобальной» хронологии будут ключевыми. При этом на интуитивном уровне более-менее понятно, что «глобальная» хронология - эта та система учета времени, которая используется повсеместно, в отличие от «локальной», используемой на отельных территориях.
   Теперь то  же самое в виде четких определений:
   Локальная хронология – система счета времени, принятая на ограниченной территории, подчиненной одной властной структуре (государству)
    Глобальная хронология – система счета времени, принятая на территориях с разными властными структурами (на территории разных государств).
   Одно маленькое примечание. В том случае, если имеет место некая четко очерченная замкнутая группа лиц, члены которой живут на территории разных государств и пользуются одной хронологической системой, то такая система будет относиться к глобальным. Как это ясно следует из определения. Примечание, забегая вперед, несколько маргинально, тем не менее..
   Наша задача: на основе самых общих соображений, продиктованных законами развития человеческого сообщества, дать общую схему развития хронологии от момента возникновения человечества как биологического вида до возникновения одной или нескольких глобальных хронологических систем.
   Любая сложившаяся хронологическая система характеризуется следующими параметрами:
   - системой временных циклов и взаимозависимостями между различными временными промежутками внутри каждого цикла,
   - принятым типом считаемого цикла, его продолжительностью и начальной точкой отсчета (сейчас для большинства стран мира – солнечный год, а начальная точка отсчета лежит от нас более чем на 2000 лет вглубь веков)
   - моментом смены номера года, т.е. определенностью с тем моментом времени, когда номер года меняется.
   Едва ли можно говорить о неком интересе к счету времени в первобытном обществе, когда человечество боролось за выживание как биологический вид. В этом случае об избыточном продукте говорить нельзя, так как все, что удается добыть от природы, направляется непосредственно на потребление. 26
   Классический пример – это сегодняшняя жизнь неких сельских общин из Западной Африки. Счет времени их не интересует, и они живут вне времени!
   Несколько меняется ситуация, если в общине появляется некий обобщенный избыточный продукт, то есть продукт, который можно направить не только на непосредственное потребление, но и на накопление. Тогда рано или поздно среди различных членов общины возникнут различные предложения по использованию этого продукта, а эффективность этого использования будет уже измеряться в связи со временем. (Пример: если у общины скотоводов избыточным продуктом являются свиньи и доход племени измеряется в количестве свиней, то возникает конкуренция в связи с увеличением поголовья стада). А раз появляется связь со временем, то решаются два вопроса времяисчисления: выбора считаемого промежутка и начальной точки отсчета. Тем самым возникает локальная хронология. При этом в качестве начала отсчета выбирается временная точка, понятная для всех, кого это будет касаться. Например, победа, свадьба, праздник, построение знаменательного сооружения и т.д. Условие всеобщей понятности этого события и признания его в качестве точки отсчета для всех в рамках данного социума – необходимое условие возникновения общепринятой в рамках данного социума системы счета времени, т.е. локальной хронологии..
   Развитие локальной хронологии пробуждает интерес к естественным астрономическим циклам (день, месяц, год), т.е. к наблюдательной астрономии. Наблюдаются природные циклы и фиксируется взаимозависимость между ними.
   Одновременно начинает происходить другой процесс. Как только началась упомянутая первая в истории человечества деятельность по работе с обобщенным накопленным продуктом, то в обязательном порядке возникнет необходимость вести его учет. Хотя бы в самом примитивном виде: кто сколько чего взял и когда и сколько чего он обязуется вернуть. А это уже требует понятной друг для друга системы символов (знаков) и того, на чем эти символы бы фиксировались – писчего материала. А также средств для письма.
   Еще при этом регулируется вопрос принятия понятной и приемлемой для каждой их сторон системы записи чисел: вид отдельных знаков, или цифр, и их смысл, позиционная система записи чисел или непозиционная. А еще для этого нужно иметь хоть какие-то представления об арифметике, ибо, помимо того, что сами числа нужно как-то фиксировать, нужно с ними производить хоть какие-то действия сложения и вычитания (это просто необходимо при частичном погашении долга и фиксации остатка).
   В случае непозиционной системы просто регулируется смысл отдельных знаков, а в случае позиционной системы регулируется и принимается число, лежащее в ее основании. А это значит, что на некий необходимый уровень развития должна выйти математика, а более конкретно – ее раздел, связанный с арифметикой и системами счисления. Последний принадлежит к разделу математики под названием теория чисел.
   Итак, мы приходим к важному выводу, касающегося раз27
   вития локальной хронологии: первые шаги развития локальной хронологии, писчих материалов, средств для письма и системы письма, астрономии и математики происходят одновременно!
   И еще один важный вывод. Поскольку у участников общины нет никаких ограничений, то наиболее вероятно, что в качестве считаемого цикла выберут солнечный год (он для умеренных широт наиболее удобен из соображений сезонности), а в качестве начала отсчета выберут число ноль9…
   Итак.
  В случае локальной хронологии
  первый номер года в локальной эре летосчисления = 0 !
   Теперь давайте зададим вопрос о возникновении глобальной хронологии, т.е. системы счета времени, принятой на многих территориях с разными источниками контроля за прибавочным продуктом.
   Для этого давайте рассмотрим процесс, происходящий с элементами прибавочного продукта, т.е. отдельными единицами товара. Отдельные единицы товара, полученные на территории общин-эмитентов (мы будем назвать их так) везутся первобытными торговыми агентами в качестве образцов на территории, занятые другими общинами (мы их будем называть потенциальные общины-акцепторы)10. После прибытия этих агентов на территории общин-акцепторов идет неявное изучение возможностей этих общин быть друг для друга полезными с точки зрения товарообмена. В случае положительного ощущения достигается соглашение о грядущем товарообмене. В этом случае среди иных вопросов возникают вопросы хронологии.
   Небольшое отступление из области экономики. Если на данной территории регулярно появляется избыточный продукт, который не может быть технически никуда вывезен, то рано или поздно он начинает идти или на непосредственное потребление, или со стороны общины к нему теряется интерес. Он просто начинает заготовляться в необходимых для выживания количествах, и не более. Несколько другой вопрос, что в ряде случаев некий продукт может быть потенциально выгодным товаром, а в случае возникающего товарообмена он может сыграть роль встречного и быть востребованным в больших количествах. Но: с ним не проводится предварительная маркетинговая работа, он «лежит на месте».
   Какие при этом чисто теоретически могут возникнуть хронологические
9 Прим. Если дать волю въедливости: начальный номер года в таком случае будет равен нулю, а первый – единице!
10 Прим. Автору при рассмотрении эпохи до появления регулярных торговых отношений не хочется оперировать понятиями «продавец» и «покупатель» 28
системы?
   - Фиксация времени от «великого момента», т.е. от момента возникновения их взаимоотношений или просто от момента их знакомства? Довольно громоздко, так как фактически запись дат нужно будет вести в двух системах одновременно: в старой и в новой. Если такую же процедуру проводить для каждого торгового партнера, то резко возрастут интеллектуальные затраты, и на первый план выйдет непрактичность такой системы.
   - Фиксация времени в уже существующей хронологической системе страны общины-обладателя прибавочного продукта. Недостатки: при теоретически легко достижимом равноправном партнерстве возникнут вопросы политкорректности, в стиле «а почему именно Ваша система». Она близка и понятна одной стороне товарообмена. Что касается другой стороны, то она понятна, но при этом явно не столь близка. То, чему до поры до времени нет альтернативы, на первых порах более-менее устраивает, но самолюбие акцептора где-то в глубине уязвлено. К тому же относительно первой общины-эмитента при принятии их хронологии недовольных будет все больше и больше…
   Выход из этой ситуации? Принятие некой третьей системы летоисчисления. Требования к ней:
   - она должна быть безопасной: знакомство представителей одной общины с системой летосчисления другой общины должно быть безопасным для последнего,
   - она должна быть политкорректной. Это слово взято из современного языка политологов. Тем не менее, оно вполне применимо и к той эпохе. Дело в том, что на протяжении всех веков настоящим бичом историографии была фатальная склонность к удревнению, которая выражалась в простой социологической формуле: чем древнее, тем лучше. Подобные споры касались прав наследной собственности на ту или иную территорию, тот или иной объект и т.д. Автор один из принципов фильтрации версий реконструкции в работе «Теоретические основы реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала» ([83]) назвал «принцип антиудревнения», ибо весьма невелика вероятность того, чтобы вероятный оригинал находился на хронологической оси раньше образа, как правило, имеет место обратная ситуация. А в применении к конкретно данной ситуации становления глобальной хронологии это означает, что когда есть две хронологических системы, которые описываются большим и меньшим номером, то весьма маловероятно, чтобы в качестве международной системы была принята хронологическая система, описывающаяся меньшим номером – она должна в обязательном порядке описываться большим номером.
   - эти же соображения политкорректности довольно интересным образом проливают свет на ситуацию с точки зрения всеобщей понимаемости момента, от которого идет счет лет. Теоретически здесь могут быть две ситуации: или момент в одинаковой степени понимаем всеми, в данном случае каждой из сторон, или он в столь же одинаковой степени не понимаем ни одной 29
   из сторон, т.е. для каждой из сторон он выглядит загадочно и мифологизировано. Первая ситуация в случае двух довольно удаленно друг от друга расположенных общин недостижима, и тогда остается второй случай: когда начальный год обязан выглядеть для каждой из общин мифологизировано…
- она (т.е. третья система летосчисления) должна быть авторитетной. В свете упомянутого чуть выше принципа антиудревнения ясно следует, что номера лет в ней должны превышать номера лет каждой из двух систем летосчисления, которыми рассматриваемые нами общины пользовались раньше. А для того, чтобы точно номера лет не путались, наиболее вероятна ситуация, когда номера лет у них будут разного порядка.
   Итак. После возникновения задачи согласования различных локальных хронологических систем не худшим решением стоящих задач может оказаться принятие еще одной системы летоисчисления, которая была бы отличной от каждой из предыдущих. Она рано или поздно будет принята как первой, так и второй общиной, т.е. она будет общепринятой. И относительно номера года можно будет сказать следующее:
   
  В случае глобальной хронологии
  первый номер года в глобальной эре летосчисления ? 0 !
   При этом как можно точно должны быть измерены, зафиксированы и провозглашены соотношения между различными естественными периодами: день, периоды обращения Солнца и Луны – иначе будет очень тяжело объяснить, когда заканчивается один год и начинается новый. Иными словами, должны быть накоплены некие знания в астрономии. А также должен быть создан календарь, где каждый день был бы совершенно четко охарактеризован.
   При этом из соображений авторитетности и весомости достигнутых соглашений в обязательном порядке номер этого начального года глобальной хронологической системы должен быть существенно больше, чем номер текущего года в тех локальных хронологических системах, которыми участники данного процесса пользовались раньше.
   Тем самым возникнет примерно следующая палитра глобальной хронологии: имеет место некая область дат в районе начального номера глобальной хронологии (на нижеследующем рисунке – крайняя правая точка), далее последние номера в каждой из локальных хронологических систем, а далее конвенционный год, номер которого принят как нулевой (Рис. 2). Итого: от той эпохи до нас могут доходить документы, датированные в каждой из трех систем. 30
   Рис. 2. Положение дел с основными отметками в глобальной хронологии сразу же после ее возникновения (предварительная схема). Не столь очевидно, что эпоха первого года глобальной хронологии и последних лет локальных хронологических систем описываются одними и теми же номерами
   При этом в ряде случаев в ряде документах, прошедших сквозь эпохи, конкретный тип эры летосчисления просто не фиксировался. Просто писалось «года такого-то месяца такого-то в день такой-то».
   Что еще из логики процесса возникновения глобальной хронологии ясно следует? Еще должен быть создан некий международный комитет времени (если можно так выразиться), который бы в случае необходимости мог бы дать по вопросам календарной астрономии, летоисчисления и т.д. все необходимые разъяснения. В рамках его задач и было бы отслеживание творческой дискуссии между различными школами математиков и астрономов.
   Теперь давайте рассмотрим некую дискуссию между представителями разных общин о реальном начальном номере года (повторимся – отличном от нуля!), который, согласно достигнутой между ними конвенции, лег в основание глобальной хронологии. Когда принимается этот реальный начальный номер года, рано или поздно выплывет потребность что-то сказать о смысле нулевого года (то есть года, описываемого номером 0) и о том периоде лет, который был между годом нулевым и годом реальным начальным. То есть, если, к примеру, достигается соглашение, о том, что реальным начальным номером года будет номер, к примеру, 678 или, к примеру, 2212, то нужно:
   - всех, кого это касается, поставить в известность о том, какой принят календарь, как там учитываются отдельные дни и какой в тот момент имеет место номер года, и по какой эре
   - когда будет возникать вопрос о том, что происходило около нулевого года (года, описываемого номером 0), давать хоть какие-то ответы на эти вопросы, хоть на уровне легенд31
   - когда будет возникать вопрос о том, что происходило между нулевым годом и годом нынешним (описываемым, как мы условились в наших примерах, числами 678 или 2212), тоже на этот вопрос попытаться давать хоть какой-то ответ.
   Небольшое примечание. Пока мы рассмотрим лишь случай однозначной формы записи начального номера года. Случай неоднозначной формы его записи, т. е., случай, когда это же число может быть записано разными способами, будет рассмотрен немного дальше, в пятой главе.
   Наиболее вероятно, что ответом на первый вопрос будет создание некоего мифа. Назовем его религиозно-хронологическим мифом нулевого года. Главный персонаж этого мифа должен стать культовым религиозным персонажем, а в целом миф должен легко стать компонентом, а идеальный вариант – одной из ключевых фигур некой религиозной системы.
   При этом после создания этого религиозно-хронологического мифа нулевого года автоматически промежуток времени между мифическим нулевым годом и реальным начальным годом окажется незаполненным. Если помнить о мифичности нулевого года, то такая проблема незаполненности номеров лет, лежащих в промежутке между мифическим нулевым годом и реальным начальным, никого волновать не будет. А вот если о мифичности нулевого года забыть, то этот факт незаполненности рассматриваемого временного промежутка будет волновать уже серьезно. И рано или поздно под напором мифотворцев лакуны начнут заполняться…
   Если принять во внимание постоянную тенденцию к удревнению тех или иных событий, имевшую место в исторической науке, то та ситуация, когда нулевой год всегда считался бы мифичным, оказывается в итоге ситуацией нестабильной. Ибо вполне вероятно, что найдется мифотворец, который попытается написать историю общины от этого нулевого года. Ход развития мировой историографии, с точки зрения автора, является иллюстрацией этого тезиса. При этом, скорее всего, в историографии момент года реального начала счета тоже будет как-то зафиксирован. Но не столь роскошно, как номер нулевого года.
   Теперь давайте рассмотрим случай неоднозначной формы записи начального номера года. То есть если число был записано в нескольких формах. К примеру, как в позиционной системе записи чисел, так и в непозиционной. А если рассмотреть позиционные системы счисления, то одно и то же число может быть записано по-разному в системах счисления с разным основанием. Тогда будет велика вероятность восприятия всех записанных чисел лет не с точки зрения той системы счисления, в которой они были записаны, а с точки зрения той системы счисления, которую читающий эти числа обучен и считает доминирующей. В результате могут возникнуть несколько номеров лет, которые различными группами лиц могут считаться начальными. При этом для каждого из этих начальных лет возникают свои нулевые годы и эти нулевые годы могут быть привязаны к тем или иным отдельным 32
   религиозным персонажам. В то же время есть вероятность того, что начальная система счисления будет забыта, и одни и те же номера лет будут фиксироваться в текущей документации одной эпохи с разными номерами. То есть, появятся дубликаты лет. А вместе с ними – и дубликаты событий.
   Рассмотрим теперь развитие ситуации в целом. Часть международного сообщества может согласиться с принятым начальным и нулевым годами, часть – не согласиться, увидев в этом некую порочность. Прежде всего, мысли о порочности мог возникнуть в связи с выбором числа выборе числа, которым описывается начальный номер года. Тогда может возникнуть предложение о введении другой системы летосчисления с другим номером начального года и, соответственно, другим нулевым. Идеально номер начального года подобрать, и самое существенное - согласовать очень тяжело, потому поле для критики широко.
   Далее, по мере стечения времени, наиболее вероятно – через несколько поколений, из всех эр летосчисления вырисуется одна, которая приобретет наибольшую популярность. Она и будет кандидатом на то, чтобы быть признанной во всем мире в качестве доминирующей, а ряд эр менее популярных, маргинальных выйдет из употребления.
   Здесь возникает один существенный момент, связанный с тем, когда одна эпоха в разных системах летосчисления описывается годами с разными номерами. В случае, если номер года в одной из глобальных хронологических систем больше номера года в другой из глобальных хронологических систем, и при этом в итоге закрепляется как общепринятая именно система с большим номером года, на глобальной хронологической оси отражаются как годы с большими номерами, так и годы с меньшими номерами. Как правило, номера меньших лет не пересчитываются! Тем самым на глобальной хронолоической оси они закрепляются со своими изначальными номерами независимо от их смысла. И прибавляется еще одно описание той же эпохи, т.е. эпохи первой фиксации лет в глобальной хронлогической системе, другими номерами лет (Рис. 3). Тем самым от расматриваемой эпохи до нас доходят документы, датированные в каждой из всех упомянутых систем.
   Забегая немного вперед, скажем, что т.н. эпоха Карла Великого – это яркая иллюстрация нанесения лет с меньшими номерами на глобальную хронологическую ось.
   Теперь давайте бросим взгляд на некую небольшую общину, не вполне ощущающую потребность в глобальной хронологии, к тому же имеющую свою систему счета лет. Ее участники могут легко не воспринять и не понять системы трех- или четырех-значных чисел, с которыми глобальная хронология связана, и могут по старинке оперировать более привычными и знакомыми им двухзначными числами. Они известны им и по относительной хронологии. А вот вырисовавшиеся при этом числа, которые можно сформировать из номеров тысячелетий и столетий, они могут воспринимать как числа символические. И при их записи они могли просто от остальной 33
   части числа отделяться различными знаками: точками, черточками и т.д.
   Век в хронологии не бесконечен, а связь знаков символов с некими конкретными большими числами была очевидной не для всех и не сразу. Потому при переходе от одного века к другому возникает проблема замены символа века, что тоже требует как минимум длительного согласования. Вот основная причина, по которой ожидания конца времени, или конца века очень часто у людей непосвященных был связан с эмоциями ужаса.
   Итак, общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения социологии:
   Возникновение избыточного продукта у одной общины =>
   возникновение локальной хронологии =>
   возникновение межобщинного товарообмена =>
   Рис. 3. Положение дел с основными отметками в глобальной хронологии сразу же после ее возникновения (окончательная схема). Перед нами случай, когда одна и та же эпоха может быть описана в трех (и это не предел)
   хронологических системах.34
   возникновение одной или нескольких глобальных эр
   летоисчисления с начальными числами, значительно
   превосходящими нуль =>
   формирование глобальной хронологической оси с размещением на ней номеров лет разного происхождения не всегда с наилучшим качеством пересчета =>
   выход из употребления маргинальных эр
   Схема 1. Путь становления глобальной хронологии с точки зрения социологии
На этом, наверное, задачу построения общей схемы становления глобальной хронологии с точки зрения социологии и диалектики можно считать выполненной. И перейти к следующей главе.