Тадж-Махал

Константин Рыжов
Великолепный мавзолей Тадж-Махал, который справедливо именуют «жемчужиной Индии» был воздвигнут в 1630-1652 гг. правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память своей горячо любимой жены Мумтаз Махал. Для создания усыпальницы был  созван совет лучших архитекторов Востока: из Индии, Турции, Ирана, Средней Азии, Афганистана и Ирака.  Главным зодчим стал Устад Мухаммад Иса Эфенди из Турции.

План мавзолея был тщательнейшим образом продуман. В основу изумительного по своей музыкальности и линейному совершенству рисунка здания положили компактное, ритмичное сопоставление. Высота собственно мавзолея 57 м. Она равна его ширине. Общая высота Тадж-Махала от уровня почвы до конца шпиля – 74,2 м. Все четыре фасада  его одинаковы: четыре небольших купола стоят по сторонам огромного центрального, слегка стянутого внизу поясом и поднятого на высоком барабане. Зодчие проявили чудеса изобретательности для того, чтобы зримо облегчить огромное здание, растворить его массу в окружающем пространстве. С этой целью заметную вытянутость центрального  купола кверху постарались подчеркнуть четырьмя минаретами, в свою очередь как бы ограничивающими  тот куб воздушного пространства, в центре которого вздымается мавзолей. Характерна в этом отношении и известная «дематериализация» объема здания. Глубокие ниши во всех его наружных гранях противопоставляются округлой форме поднятого главного купола (недаром ночью при лунном свете кажется, что купол словно парит в небе). Немалое значение имеет  так же характер материала – особого сорта мрамора, оттенки которого меняются в зависимости от времени дня, что придает мавзолею поразительное разнообразие обликов и особую   воздушную нежность форм. Особенно красив Тадж-Махал после того, как спадет полдневный жар и в мраморе на несколько минут появляется розовый оттенок, а также при яркой луне, когда здание превращается в настоящее сказочное видение.

Для того чтобы сильнее подчеркнуть зрительные эффекты, на подходе к мавзолею  был разбит  красивый парк с водоемами и фонтанами. Белизна полированного мрамора гробницы резко контрастирующая с темными кипарисами, отражающимися в водной глади каналов, подчеркивает величавую торжественность  сооружения.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270