Термины родства у лезгин

Фейзудин Нагиев
В статье впервые собраны воедино термины родовых и общественных коммуникаций лезгин. Термины родства являются своеобразным банком хранения истории и духовной культуры народа, его языка и этнического характера. Термины помогают понять культурно-исторические связи народов в различные эпохи и выяснять степень влияния на национальную лексику со стороны других языков.

Ключевые слова: лезгины, кунак, термины родства, история, культура, этнический характер, лексика, «теща», «тесть», «свекровь», коммуникация, общественные связи.


Культура этики и общественного поведенческого этикета отражается в языке народа. У лезгин много коммуникативных терминов, названий и обращений для общественных и родственных контактов. Наличие богатого пласта внутриродовых и общественных терминов-обращений – важнейший отличительный признак лезгинской поведенческой культуры среди народов Кавказа и Закавказья . Это говорит о высокой культуре родственных и общественных отношений у лезгин. В данной статье рассматриваются термины, определяющие степень родственных связей и именования, характеризующие отношения между классами, социальными группами и людьми:
а) названия родов по отцовской и материнской линиям ;
б) названия определяющие степень родственных связей;
в) обращения и именования, характеризующие отношения между классами, социальными группами, различными людьми.
Исследование терминов дает возможность заглянуть в реликтовый пласт лезгинской лексики и выяснить степень влияния на него со стороны других языков. Эти данные содержат в себе также и богатый культурно-исторический материал, который дает возможность восстановить культурно-исторические связи народов в различные эпохи[1], [2], [3].

Антропонимы (и в их составе термины) в лезгинском языке можно разделить на домусульманские и мусульманские.
В состав многих терминов, определяющих степень родства, входит слово «па» (папа, отец) и «те» (мама, мать). Они являются  словообразующими составными частями для новых слов.
1. Па + те = пате – мать отца, т.е. бабушка по отцу (баде).
2. Па + па = папа – отец отца, т.е. дедушка (буба).
3. Те + те = тете – мать матери, т.е. бабушка по матери (диде).
4. Те + па = тепа – отец матери, т.е. дедушка по матери (теба, деба). Из-за большей приоритетности в жизни народа рода по отцовской линии, понятие деба (дедушка по матери) было вытеснено понятием буба (дедушка  по отцу).
5. Те + йи (материнское; здесь -йи – притяжательный суффикс = тейи – дайи (дядя по матери). Существует и другое название дяди по матери: халу (от хайа - "мать").
6. При помощи аффикса «а» и слова «па» образовано слово апай (непроизносимое й показывает долготу предшествующего а), что означает отец мужа, т.е. свекор.
Продуктивным компонентом в словообразовании служит также слово «ах»,  которое имеет значения «земля», «страна», «родина»; «честь»:
1. Па + ах = паах – бах (мама, мать); «честь отца».
2. Те + ах = теах – дах (папа, отец; букв.: «честь матери»).
3. Ви + ах = виах – вах (сестра); «твоя честь» [4].
4. В свою очередь «те» и составное слово «вах» образуют новое трехсоставное слово «тевах» (букв.: «сестра матери») – дидевах/девах (тетя по матери).  Существует и другое название тети по матери: «хала» (ср.: с халу; видимо, окончания «а» и «у» служили показателями класса мужчин и класса женщин соответственно; кроме того, здесь участвует и слово «хай /хайа» / «мать», «родившая»/ с притяжательным суффиксом «л»).
Есть и другие (диалектные) названия родителей: каъ  – отец, йаъ  – мать  (курахск.), хайа (букв.: «та, кто родила») – мать (ахцахск.). Родителей называют словом «иладар» (букв.: «плодившие») или «диде-буба» («мать-отец»).
Тетю по отцу (сестру отца) в разных диалектах называют по-разному: в ахтынском – бубавах (от «павах» = па+вах букв. «сестра отца»), кюринском –биби (видимо, этимоном для этого слова послужило слово буба «отец»; па+би = баби – биби, букв.: по «отцу, отцовский»; «би» уменьшительный суффикс), кубинском – эме (от араб. амма «тетя со стороны отца»). Женщин по отцовской линии называют также и мума. Этимоном для «мума», по нашему мнению, послужило слово «мам» («грудь»). Возможно, это связано с тем, что при потере матери ребенка обычно воспитывали женщины с отцовской стороны. Для сравнения: женщину, принимающую роды называют «мамачи».
 Есть и другое название тети по отцу: «эмэъ». Дядю по отцу соответственно называют «эмиъ» (видимо, конечные эъ, иъ – служили классными показателями родов). В фийском диалекте лезгинского языка дядю по отцу называют «к1ак1ай». Мужчин по отцовской линии называют   «амлеъ» и «мирес» (арабск.: «наследники»). «Эмэъ» и «эмиъ»  восходит к арабскому, а, возможно, к общевосточному языковому субстрату.   
Слово «хун» (х + (ав)ун «родить») или рухун (ру + х + (ав)ун «родить») в разных формах входит в состав сложных слов: хва – сын (хун «родить»), рухва – сын (рухун  «родить»), стха (сад + ха букв.: «одной рожденный», «единоутробный») – брат [5], кьведхвер (мн. кьведхверар) – близнец (букв.: «двойня»), «хая» (букв.: «родившая») – «мать».

В любовных и дружественных отношениях используются следующие термины: йар – 1) любимая, возлюбленная; 2) любимый, возлюбленный; 3) жена, супруга; 4) муж, супруг; ашна – 1) друг, подруга (см. Эй, зи ашна, Гьажи Тагьир… О, друг мой Хаджи Тагир...)  [6]; 2) любовник, любовница; адахли – 1) наречённая, суженая, засватанная, невеста; 2) наречённый, суженый, жених; к1анид, к1аниди – 1) любимая, возлюбленная; 2) любимый, возлюбленный; дуст – друг; душман – враг; мидяй – недруг, противник, враг; кьев - вторая, третья, четвертая жёны. 

Род, близкие, родные, родственники.
Для выражения степени родства в лезгинском языке используются различные термины. Для обозначения родственников, как со стороны отца, так и со стороны матери используются такие термины:  тухум-тара (из одного рода), багърияр (родственники), хайибур (родные по крови), мукьвабур, мукьваяр (близкие), мукьва-кьилияр (родные по общему мужскому предку), майил (от араб. майл «желание», «склонность» (мн.ч.: майилар), майил-мата (дальние родственники), парт1 (сторонники; тыл, спина; сила за спиной от родственников или от соратников и единомышленников; от лезг. «объединение», «союз»).

Родство по отцовской линии.
Родство по отцовской линии у лезгин считается доминирующим и связанным кровным родством с одним общим предком. Родственников по мужской линии называют общим словом «амлеяр». К этому родству относится и понятие эрк, подчеркивающее особую прерогативу, право родственников по мужской линии.
В древние времена степень значимости, социальный авторитет рода определялся по двум показателям: 1) по социально-имущественному положению (gah) и  2) по силе военного могущества (zur). Это положение (степень, ранг) каждого рода, начиная от предков, фиксировалось в специальных книгах, называемых соответственно Gahnamak и Zurnamak. Исходя из этого, каждый род имел свои родовой герб – Bardz (лезг. луна) и родовой титул (ранг) – Pativ (лезг. пад «сторона», парт1 «сила, союз, объединение»). [1].
Для обозначения родства по мужской линии в лезгинском языке сохранилось множество названий как своих, так и заимствованных.
Ген (от лезг. 1) анат. послед роженицы; 2) бог Земли) – генеалогия (род по мужской линии).
Сихил («са хел» букв.: «одна ветвь») – род; сихилдин тар – древо рода.
Тухум (от парфянск. тохм) – род.
Ими – дядя по отцу.
Амле – родственник по отцу.
Имидхва – сын дяди по отцу (двоюродный брат).
Амледхва – сын двоюродного дяди по отцу (троюродный брат).
Имидруш – дочь дяди по отцу (двоюродная сестра).
Амледруш – дочь двоюродного дяди по отцу (троюродная сестра).
Имидсвас / имидхьвехь – жена дяди по отцу.
Амледсвас – жена двоюродного (или троюродного) дяди по отцу.
Бубавах / биби /эме – тетя по отцу, сестра отца.
Мума – тетя по отцу, женщина из отцовского рода.
Бубаваханкас / бибидкас / эмедкас / мумадкас – муж (родной, двоюродной, троюродной) тети по отцу.
Бубаваханхва /бибидхва / эмедхва / мумадхва – сын (родной, двоюродной, троюродной) тети по отцу.
Бибидруш / эмедруш / мумадруш – дочь (родной, двоюродной, троюродной) тети по отцу.

Термины, обозначающие родственников по материнской линии.
Родственников со стороны матери называют: халуяр /хайийар/хайуйар (родные по хая «матери»)  или дайияр (тейийар) – дяди по матери;  а женщин – халаяр или девахар (дидевахар) тетки по матери ( ед.ч. хала, девах /дидевах). Раньше род по материнской линии назывался словом арха. В настоящее время оно используется в общем значении «род».
Халудхва / дайидхва – сын дяди по матери, двоюродный брат.
Халудруш / дайидруш – дочь дяди по матери.
Халудсвас, дайидсвас – жена дяди по матери.
Халадкас / деваханкас – муж тети по матери.
Халадхва / деваханхва – сын тети по матери, двоюродный брат, кузен.
Халадруш / деваханруш – дочь тети по матери, двоюродная сестра, кузина.

В семье используются следующие термины: кас – мужчина, муж; итим – мужчина, муж (от имени «Адам»); гъуьл – муж; эр – мужчина; эрк – особая прерогатива,  право обращения к родственникам по мужской линии; эркек – муж, представитель мужского пола, самец, мужской; паб – женщина, жена; диш – женщина; дишиди /дишид женщина, самка, женский; диши – женский; дишек – представитель женского пола, самка; хнуп1 (хнуб) молодая жена; свас, шваш, хьвехь – невестка; езне («йа зине» досл.: соблазнитель) – жених; зять; руш – девочка, девушка, дочь; хва, рухва – сын; шагьвече (шагьвече хва) – сын-первенец; гада – мальчик; жаван – молодой, юноша; жегьил (от арабск. жаhил) – молодой; аял – ребенок; ругул – дитё мужского пола; себи – новорожденное (грудное) дитя; чагъа – малютка, младенец до года; чигит – джигит, юнец (безусый юноша); хтул – внук, дитя сына  или дочери (хва «сын» + т + ул «глаз», «похожий»); птул – правнук (дитя внука); ктул – внук внука; штул – правнук внука; кц1ул (курц1ул) – сын правнука (букв.: «щенок», «кутёнок»); рутул – внук правнука; агъул – правнук правнука; яхул – праправнук правнука; стха – брат родной; тха – старший брат; вах – сестра; вахан – племянник (племянница) по сестре (букв. «сестриный», «сестриная»; отсюда и собственное имя: Вахан, Ваhан, Ваган).
Для женщины родственники со стороны мужа: апай – отец мужа, свёкор, балдуз – сестра мужа, золовка, къари – мать мужа, свекровь, кьев (мн.: кьевер) вторая, третья и последующие жёны, кьелит1 (мн.: кьелит1ар) – жёны братьев по отношению друг к другу, гъуьлез – брат мужа, после смерти мужа ставший вторым мужем, хен – брат мужа, деверь, гъуьлен (балдуз) - сестра мужа.
Для мужчины родственники со стороны жены: къавумар – кумовья; бажанах – свояк, йарандиде – теща, йаранбуба – тесть, йаранвах – сестра жены, свояченица, йаранстха – брат жены, шурин.

Термины обращения к старшим и младшим, к женщинам и мужчинам, к соседям и знакомым, к приятелям и друзьям, к незнакомым и чужакам.
1. Аманат – человеческий залог, оставляемый у противной стороны, как гарант выполнения заключенного договора или соглашения между сторонами.
2. Бабу – господин; обращение к старшему, уважаемому человеку мужского пола (не путать с буба «отец»); («Бабу сик1» «Господин лис» – персонаж лезгинской сказки).
3. Бала – дитя, ребенок (для посторонних до совершеннолетия, для родителей – независимо от возраста). Часто обращение родителей к ребенку или стариков к внукам (не путать с «бела» – «беда»).
4. Бану – госпожа; обращение к старшей, уважаемой женщине; (Биане была эпитетом Афродиты в Трое; Биайния – второе название государства Урарту).
5. Баха – (букв.: «матушка») обращение к женщине пожилого возраста.
6. Биц1ек – малыш до 3-х-5-ти лет.
7. Вах – сестра; обращение для подчеркивания особого уважения.
8. Гада, йа гада, йада – мальчик; эй, мальчик, обращение старшего к мальчику или юноше; а также фамильярное обращение мужчин любого возраста между собой (гада букв. "жнец", "сборщик зерна"). 
9. Дах – отец; вежливое, уважительное обращение к человеку в возрасте своего отца.
10. Диде, баде – бабушка по матери, бабушка по отцу; обращение к пожилой женщине.
11. Дуст – друг; фамильярное обращение к равному.
12. Дых - (курушск.говор) – вежливое обращение к старшему.
13. Жаван – совершеннолетний юноша, у которого уже выросли усы; т.е. юноша, которому можно жениться.
14. Жегьил – молодой человек (до женитьбы).
15. Кас, йа кас – мужчина, муж (для жены), человек; общее обращение к мужчине любого возраста.
16. Йа паб – эй, женщина; так обращаются женщины в возрасте друг к другу.
17. Йа руш – эй, девушка; обращение к девушке до замужества (до 20 лет).
18. Йада (йа гада) – эй, браток, эй, мальчик (парень, пацан); фамильярное обращение к ровеснику или младшему по возрасту.
19. Къунши – сосед (къуьнчи – тот, кто к тебе плечом к плечу). Обращение к соседу.
20. Паб – 1. женщина вообще; 2. женщина после 30-ти лет; 3. жена; йа паб! «эй, жена», «эй, женщина»
21. Руш – 1) девочка; 2) дитя женского пола; 3) девушка до 20-ти лет; 4) незамужняя женшина; 5) дочь.
22. Свас / шваш – 1. засватанная девушка; 2. невеста; 3. молодая замужняя женщина; обращение к молодой замужней женщине. Так обращаются (больше со стороны мужской части) и к  незамужней женщине от 25-ти лет.
23. Стха – «брат», обращение к равному лицу.
24. Тха – старший брат; подчеркнуто уважительное обращение к старшему по возрасту мужчине (редко в случаях особого проявления чувства благорасположения – к равному и меньшему по возрасту).
25. Хала – тетя; обращение к старшей женщине.
26. Халу – дядя; обращение к старшему мужчине.
27. Хва – сын; обращение отца к сыну; или вежливое обращение человека в возрасте к молодому человеку.
28. Хванахва – кунак (от лезг. хвани хва «обмен сыновьями» в знак дружбы и заключения мира);
29. Хвац1 – сынок, сыночек; подчеркнуто ласковое обращение отца к несовершеннолетнему сыну.
30. Хтул – внук, внучок, племянник; обращение пожилого человека к маленькому, к несовершеннолетнему юноше.
31. Хуьруьнви – односельчанин; обращение к односельчанину [7].

К сожалению, в сложившихся условиях иноязычной культурной экспансии, лезгинские термины родства забываются. Их восстановление и сохранение, по нашему убеждению, будет способствовать развитию родного языка.
               

Литература
1. Мовсэс Каланкатуаци (Моисей Дасхуранви). «История страны Алуанк». Книга 2, глава 1 / Пер. с древнеармянского. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984.
2. Гайдаров Р.И. Введение в лезгинскую ономастику. Махачкала,1996. С.48.
3. Ризванов З.Д., Ризванов Р.З. История лезгин. Махачкала, 1990. С.50.
4. Нагиев Ф.Р. К вопросу о происхождении некоторых слов и выражений //Лезгистан-Алупан.5-6, 1996. С.76-78.
5. Шейхов Э.М. Структурно-этимологический анализ основы терминов кровного родства в лезгинском языке // Дагестанский лингв. сборник памяти Г.А.Климова. – Academia. М.,1997. вып.4. С.106-107.
6. Етим Эмин. Вил ат1удач дуьнйадихъай (Не наглядеться на этот мир. Стихи). Махачкала, 1995. С. 114.- На лезг.яз.
7. Талибов Б.Б., Гаджиев М.М. Лезгинско-русский словарь. Москва, 1966.
8. Полевой материал автора (в статье: ПМ).


Фейзудин Нагиев. Ренат Нагиев.

Опубликовано в:
1. Кавказ и Дагестан. История. Культура. Традиции. Том II. Махачкала, 2003. С.15 – 17;
2. Журнал «Самур», № 6, 2003. С. 83 – 86.

3. Термины родства для родовых и общественных коммуникаций у лезгин // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXIX международных психолого-педагогические чтений.– Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 418 – 424. – Ч. III . – 516 с.