Лезгинский вопрос на кавказе

Фейзудин Нагиев
ЛЕЗГИНСКИЙ ВОПРОС И ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА КАВКАЗЕ

(Доклад на VII съезде лезгинского народа)

Идите и освободите свои души от духа рабства, который вас сковывает.
(Мухаммед Яраги)

I. Преамбула.
Ни одно общественно-политическое или иное движение не возникает на пустом месте. И лезгинское народное движение «Садвал» и общественно-политическая самоорганизация лезгинского народа в форме Национального Совета вызваны к жизни сложными проблемами, стоящими перед нашим народом.
Сегодня перед лезгинским народом стоят огромные и ответственные проблемы, которые нуждаются в безотлагательном решении, не оставляя их в наследство нашим детям. Мы больше не имеем права на ошибку, ибо на карту поставлена судьба нашего народа – быть ему или не быть равным среди равных, свободным среди свободных.
В этой ситуации нам нужно и важно сохранить и движение «Садвал», и Национальный Совет, избрав в руководство людей, мудрых и компетентных, способных вести свой народ правильным путем, способных к самопожертвованию ради интересов своего народа. Они должны окружить себя людьми, преданными идее воссоединения разделенного лезгинского народа и восстановления его государственности, чтобы, выступая сплоченной и профессиональной командой, вести народ к возрождению, к свободе и независимости.
II. Лезгинская проблема и геополитическая ситуация на Кавказе.
   С распадом СССР изменилась геополитическая карта мира. Кавказ стал ре¬гионом, где скрещиваются интересы мировых держав. Нефтяной бум вокруг вопроса о транспортировке азербайджанской нефти обусловил соответствующий расклад сил. Политический союз Азербайджан-Турция-Израиль-США (плюс Грузия и Чечня) стремится вытеснить Россию из Кавказа. России остаются некие островки благонадежности на Кавказе, пока еще видящие в лице России союзницу и заступницу; и это, несмотря на порою предательскую политику России по отношению к гражданам России и бывшего СССР. Будь у России мудрая национальная политика, ориентированная на свои национальные и государственные интересы, она бы вновь пере¬хватила инициативу на Кавказе, создав новый геостратегический Союз, куда бы входили Абхазия, Южная и Северная Осетия, Дагестан, объединенный Лезгистан (Северный Азербайджан и Южный Дагестан), а также Армения, Арцах и Иран.
Но пока, к сожалению, такой политики у России нет, и у нас совершенно мало шансов на то, что лезгинская проблема станет государственной проблемой России (и тем более – Дагестана и Азербайджана).
Как изменится дальнейшая политическая ситуация на Кавказе, да и в Рос¬сии в целом, предугадать сложно, но ясно одно: она складывается не в пользу лезгин. В такой сложной политической ситуации лезгинам ничего не остается, как в решении своих проблем надеяться только на себя. За несколько предыдущих лет лезгинский народ заметно сдал свои позиции во всех почти сферах общественно-политической жизни. Административная граница между Дагестаном и Азербайджаном, вопреки обещаниям госчиновников Дагестана и России, из «прозрачной» превратилась в жесткую межгосударственную границу, разделяющей единый лезгинский народ на две части с установлением пятикилометровой пограничной полосы.
Даже факт разделенности лезгинского народа поставлена на обогащение инонациональным кланам. На фоне всевозрастающего уровня безработицы таможенные структуры почти на 80% укомплектованы кадрами извне.
Активизация на юге Российской Федерации и на Севере Азербайджанской республики деструктивных сил, оживление идеологии пантюркизма, активные действия сторонников вахабизма, а также целенаправленная работа спецслужб иностранных государств, усиление напряженности на лезгино-лезгинской границе и криминализация общества создают взрывоопасную, нестабильную по¬литическую обстановку в Южном Дагестане. Эту напряженность усугубляется и другими факторами:
- ущемлением лезгин в кадровом вопросе в Дагестане и Азербайджане, максимальное сокращение финансирования из республиканского бюджета лезгинских районов;
- стремлением руководства Республик Дагестан и Азербайджан изменить демографическую картину в Южном Дагестане и Северном Азербайджане;
- почти нулевой долей лезгин из числа приватизированного государственного имущества, нажитого в свое время всеми народами;
- бесконтрольным распоряжением землей, природными ресурсами, другими национальными богатствами за спиной лезгинского народа и без учета его интересов (Самурский лес, вода реки Самур, нефтепровод, проходящий по лезгинской земле, каспийское морское побережье, месторождение медно-колчедановых руд «Кызыл-Дере» и др.);
- преследованиями по сфабрикованным обвинениям лезгинской молодежи азербайджанской полицией не только в Азербайджане, но и в Дагестане и России; содержанием в азербайджанских тюрьмах, активной части лезгинской молодежи, единственной виной которых является то, что они говорили о фактах ущемления прав своего народа;
- отсутствием своего депутата в представительных органах Российской Федерации, который бы лоббировал интересы лезгин в Парламенте России.
В то же время на фоне этих вопиющих безобразий нас поражает удивительное спокойствие госчиновников из представителей лезгин, а также депутатского корпуса, которые не принимают какой-либо активной позиции в решении накопившихся проблем.
III. Политико-правовое обоснование разрешения лезгинской проблемы.
Многие беды лезгинского народа обусловлены фактом его разделения между Азербайджаном и Россией (Дагестаном). Более полутора миллионный лезгинский народ, имеющий богатую историю и культуру, живущий на своей исконной этнической территории и объединенный своим языком, не самоопределился ни в Азербайджане, ни в Российской Федерации. Ни разу представители нашего народа не были представлены в Парламент Российской Федерации: существующая система выборов с перекроенными под кого-то избирательными округами не оставляет лезгинскому народу на это никаких шансов. В то же время в Российской Федерации для народов Севера и Дальнего Востока, насчитывающих всего несколько тысяч человек существуют национально-территориальные округа, они являются субъектами права государства и представлены в Парламенте страны. Почему же подобное политическое устройство противопоказано лезгинам и другим народам Дагестана? Ведь мы не требуем ничего, что противоречило бы нормам международного права о равноправии и самоопределении народов, что зафиксировано и в кон¬ституциях Российской Федерации и Республики Дагестан.
Естественно, руководствуясь вышеупомянутыми правовыми документами, нельзя не учитывать и реалии сегодняшнего дня. Лезгинский вопрос нельзя и невозможно решить, в отрыве от общедемократических принципов и интересов всех народов региона. И мы такую задачу перед собой не ставим. Учитывая тот факт, что лезгинский народ оказался сегодня в составе двух независимых государств, мы видим поэтапное решение лезгинского вопроса –отдельно в Дагестана и России и отдельно – в Азербайджане. Мы хотим видеть и Дагестан и Азербайджан сильными, демократическими, федеративными государствами, где бы уважались права человека, как в любом цивилизованном государстве.
В Дагестане же сложилась ситуация, когда руководство республики, прикрываясь псевдодемократической риторикой, пытается устранить принцип равноправия и самоопределения народов вопреки своей Конституции и Конституции Российской Федерации. Существующая форма государственного устройства Дагестана стала тормо¬зом развития народов Дагестана. Наши народы имели свои этнические территории и жили в добрососедстве и дружбе, не вмешиваясь во внутренние дела друг друга и объединяясь в единый кулак перед внешней угрозой. То есть имели свои конфедеративные этнические территории. Поэтому издающиеся в СМИ голоса против федеративного устройства Дагестана не имеют под собой никакой правовой почвы.
Унитарное устройство Дагестана, основанное на марксистской доктрине о вредности малых народов, выгодно лидерам отдельных этнокланов и руководству республики. Они обвиняют сторонников федерализма во всех грехах, приписывая им стрем¬ление к разрушению единства и целостности Дагестана. Но сторонники федеративного устройства Дагестана вовсе не выступают против единства Дагестана, а призывают к такому единству, где бы каждый (а не какой-либо избранный) народ имел свою этническую территорию, свою отдельную квартиру в общем доме. Если же такое унитарное устройство Дагестана, за которое ратуют и руководство республики, и представители тех народов, которые преследуют в таком устройстве свои узкоклановые интересы, сохранится и далее, то, возможно, оно приведет к общественному взрыву и расчленению Дагестана, но уже вне рамок единого федеративного Дагестана.
Поэтому лезгинский народ (да и каждый народ Дагестана) должен стать субъектом права как Республики Дагестан, так и Российской Федерации. Такое возможно лишь тогда, если лезгинский народ самоопределится путем создания лезгинского национально-территориального автономного округа, путем волеизъявления лезгинского народа через референдум. То же самое мы предлагаем и другим народам Дагестана. Такой же самый подход к лезгинской проблеме мы видим и внутри Азербайджанской республики (которая де-факто уже является федеративной с Нахичеванью и Нагорным Карабахом, и добавление к этому количеству лезгинской, аварской, талышской и других национально-территориальных образований только облегчило и ускорило бы процессы политической стабилизации и демократизации в Республике).
Предлагая федеративное устройство Дагестана, мы не призываем ни к разрушению единого экономического пространства Республики Дагестан, ни к установке границ и таможен. Народное хозяйство республики, наоборот, будет лучше функционировать, так как федеративное устройство лучше приспособлено для учета экономичес¬ких, культурных, социальных и прочих вопросов дагестанских народов. Это доказывает и мировой опыт.
Единственное, что изменится при федерализации, – это то, что на своей исконной территории сам народ станет хозяином. И по всем, даже мелочным, вопросам не нужно будет обращаться в центр. Центр лишится возможности бесконтрольно распоряжаться землями, при¬родными ресурсами без учета интересов тех народов, кому эти земли принадлежат. В случае создания лезгинского национально-территориального автономного округа все программы необходимо будет согласовывать с представителями лезгинского автономного округа (и вопросы транспортировки нефти по лезгинской земле, и вопросы разработки месторождения «Кизил-Дере», и вопросы использования воды реки Самур, Самурского леса, и прочие экологические, социально-экономические, культурно-исторические проблемы). Имея своих представителей в высшем органе Российской Федерации, народ мог бы решить свои проблемы и в Российской Федерации, и в Республике Дагестан. Для этого необходимо провести глубокие реформы Конституции Республики Дагестан и его государственного устройства. Но такое реформирование возможно только по желанию народа. Поэтому мы предлагаем провести национальные референдумы народов Дагестана с вынесением во-проса о создании национально-территориальных автономных округов в составе Республики Дагестан и в составе Российской Федерации. Здесь же можно было бы внести и предложения и по конституционной реформе Республики Дагестан, и по его национально-территориальному устройству.
Исходя из норм Международного Права каждый народ имеет право на единство. Поэтому мы предлагаем аналогичный референдум провести и на исконных лезгинских землях в Азербайджанской Республике, в конституции которой, к сожалению, не учитывается многонациональный фактор Республики Азербайджан. Граница между Азербайджаном и Дагестаном была установлена в 1921 году произвольно без волеизъявления лезгинского народа и без учета его единства. И эта административная граница никогда не имела (и до сих пор не имеет) юридического оформления. Этот произвол и сейчас продолжается в связи с демаркацией лезгино-лезгинской границы между Азербайджаном и Россией (Дагестаном). Но в связи с развалом СССР линия административного раздела превратилась в государственную границу между Республикой Азербайджан и Российской федерацией со всеми атрибутами границы между отдельными независимыми странами. Во всех СМИ, на всех уровнях заверяли, что граница будет прозрачной, а сейчас те же госчиновники заявляют, что границы не бывают прозрачными. Позволительно спросить у этих господ, когда же они говорили правду? Более того, уже пытаются установить 5-километровую погра¬ничную зону вдоль реки Самур с отчуждением плодороднейших земель – житницы лезгин, с отчуждением целых районов и сел под эту зону. Причем, всячески обманывая народ, что на жизнедеятельности населения это никак не отразится.
А если внимательно ознакомиться с режимом пограничной полосы, то не трудно убедиться, что госчиновники опять вводят нас в заблуждение.
С сожалением приходится констатировать, что к сторонникам о необходимости устройства жесткой госграницы, разделяющей единый лезгинский народ, присоединились министр по межнациональным отношениям М.-С.М.Гусаев и вице-премьер Правительства Российской Федерации по национальным вопросам Р.Г.Абдулатипов – депутат, за которого голосовали и лезгины. По словам господина Абдулатипова, «...если законодательством Российской Федерации пятикилометровая зона предусмотрена – она должна быть. Будь определена зона широкой в 20 километров – должна быть зона шириной в 20 километров». Проблемы здесь вице-премьер Правительства РФ не видит, а мнение народа по этому поводу ему, очевидно, глубоко безразлично.
Ни для кого не секрет, что со дня образования Азербайджанской ССР в Азербайджане происходят процессы тюркизации лезгин, о чем свидетельствуют данные переписи населения разных лет. Например, согласно переписи 1897 г. в Азербайджане насчитывалось 63700 лезгин, а в 1926 г. их число почти наполовину сокращается до 37300 человек. То есть идут манипуляции с численностью, вследствие чего между 1939 и 1989 годами численность лезгин уменьшилось в 35-ти административ¬ных районов Азербайджана. По данным лезгинского национального культурного центра «Самур», численность в Азербайджане реально составляет более миллиона человек. Остановить процессы ассимиляции лезгинского народа в Азербайджане, потери его культуры, языка, истории может только его самоопределение.
Решения проблемы разделенности лезгинского народа можно и нужно решить, строго основываясь на норму Международного Права, где совершенно четко зафиксировано право каждого народа на единство. Поэтому мы требуем от руководителей как Дагестана и России, так и Республики Азербайджан, решить вопрос о единстве лезгинского народа в рамках международных правовых норм.
Мы давно сыты пустыми лозунгами о дружбе, о братстве, о равноправии народов, которые имеют мало общего с реальностью и похожие на тосты на нетрезвых застольях. Десятилетия мы слышим слащавые дифирамбы в честь какой-то эфемерной дружбы между народами мира, когда лицом к лицу не видят или не хотят видеть проблемы своих граждан и народов, когда проводят пустые протокольные встречи глав республик Дагестана и Азербайджана, России и Азербайджана, оставляя за скобками дружеских объятий проблемы разделенного лезгинского народа. Заявления о нерушимости границ и целостности государства не изменились со времени хана Батыя! Но заявлять о единстве государства, где разделены народы, говорить о нерушимости границ, когда единые народы разделены государственными границами, просто аморально и кощунственно. Руководителям республик и госчиновникам не стоило бы забывать, что мир состоит не из государств, а из народов; и что сами народы в конечном случае будут определять, как им жить и с кем им дружить.
Но, учитывая реальную политическую и экономическую ситуацию вокруг лезгинского вопроса и соизмеряя свои силы с реалиями сегодняшнего дня, я за поэтапное решение лезгинского вопроса:
I – образование национально-территориального автономного округа в составе Республики Дагестан и Российской Федерации;
II – образование национально-территориального автономного округа лезгин в Республике Азербайджан;
III – поэтапная экономическая и культурная интеграция этих округов в единое экономическое и культурное пространство, естественно, оставаясь в составах Азербайджана и России и уважая принципы целостности этих государств.
Для реализации задач I этапа нам безотлагательно нужно провести референдум и поручить его проведение вновь избираемому составу национального Совета, его Председателю и Президиуму, а также руководству ЛНД «Садвал» и его Политсовету, всей активной части лезгинского народа. А все последующие задачи – разрешить в ходе реализации лишь этой наиглавнейшей программы, в результате которого мы станем хозяевами на своей этнической территории.
Благодарю за внимание.

1997.