Четыре солдата в поисках мира

Алекс Бьёрклунд
                Алекс Бьёрклунд


                «Четыре солдата в поисках мира»

               
                Действующие лица

                ЕУГЕН
                ФЕРКО
                ПЕТРО
                КОМАНДИР
                МАРИЯ

               

                1.

Двое солдат, Еуген и Ферко, сидят в окопе и вглядываются в темноту. Вокруг тишина. Идёт война.

ФЕРКО. Всё. Я – стреляю. Больше не могу.
ЕУГЕН. Зачем?
ФЕРКО. Не могу терпеть, эту тишину. Буду стрелять.
ЕУГЕН. Начнёшь стрелять, они тоже будут стрелять. Все проснуться. Начнут стрелять.
ФЕРКО. Я привык, когда кругом стреляют. Не люблю тишину.
ЕУГЕН. Тебя командир накажет.
ФЕРКО. Наш командир строгий.
ЕУГЕН. Да. Таких, ещё поискать.
ФЕРКО. Нервный он.
ЕУГЕН. Он же командир. Станешь тут нервным.
ФЕРКО. Он – злой. Так, что ли?
ЕУГЕН. Почему злой?
ФЕРКО. Что не так - он сразу за пистолет и стрелять.
ЕУГЕН. Он - командир.
ФЕРКО. Да, командир.
ЕУГЕН. Что он может?
ФЕРКО. Курить хочу.
ЕУГЕН. На посту нельзя. Сам знаешь.
ФЕРКО. Знаю, что нельзя. Сильно хочу.
ЕУГЕН. Ты, Ферко, сегодня на взводе. Что у тебя случилось?
ФЕРКО. Ничего.
ЕУГЕН. Рассветёт, тогда будешь курить.
ФЕРКО. Ничего у меня не случилось. Ничего.
ЕУГЕН. Утром будет наступление. Они будут наступать. Будешь курить и стрелять. Курить и стрелять.
ФЕРКО. Еуген! Я не понимаю, чему ты радуешься?
ЕУГЕН. Я и не радуюсь.
ФЕРКО. Что хорошего в наступлении?
ЕУГЕН. Ничего.
ФЕРКО. Вот.
ЕУГЕН. Ничего хорошего в наступлении нет. Зато, покуришь.
ФЕРКО. Что хорошего? Ничего.
ЕУГЕН. Да. Ты сегодня, не в духе.
ФЕРКО. Видишь, у них костёр горит?
ЕУГЕН. Вижу.
ФЕРКО. Греются.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Холодно.
ЕУГЕН. Да, холодно.
ФЕРКО. Им же тоже холодно?
ЕУГЕН. Конечно, холодно.
ФЕРКО. Странно.
ЕУГЕН. Что?
ФЕРКО. Что им холодно.
ЕУГЕН. Почему?
ФЕРКО. Не знаю. Но, им тоже холодно.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Вот они и греются.
ЕУГЕН. Ты про что?
ФЕРКО. Сидят вокруг костра. Греют руки.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. А если снаряд, попадёт к ним, в середину костра? Сколько умрёт?
ЕУГЕН. Не знаю.
ФЕРКО. Ну, примерно?
ЕУГЕН. Человек десять.
ФЕРКО. Почему десять?
ЕУГЕН. Примерно.
ФЕРКО. Десять человек. Много это или мало?
ЕУГЕН. Для чего?
ФЕРКО. Много это, или мало: десять убитых солдат?
ЕУГЕН. Чем больше, тем лучше. Я так думаю.
ФЕРКО. А раненых сколько будет?
ЕУГЕН. Не знаю.
ФЕРКО. Примерно?
ЕУГЕН. Двадцать.
ФЕРКО. Почему двадцать?
ЕУГЕН. Я же говорю: примерно.
ФЕРКО. Раненых всегда больше, чем убитых.
ЕУГЕН. Холодно.
ФЕРКО. У меня сапоги совсем дырявые. У тебя остались сухари?
ЕУГЕН. Нет.
ФЕРКО. У меня тоже нет.
ЕУГЕН. Может что-то жарят?
ФЕРКО. Что?
ЕУГЕН. Ну, там, в том окопе. Может они чего-нибудь жарят.
ФЕРКО. Что они могут жарить?
ЕУГЕН. Ты любишь жареную свинину?
ФЕРКО. Кто ж её не любит?
ЕУГЕН. Только уж точно, что ты её не умеешь готовить.
ФЕРКО. Чего там уметь-то?
ЕУГЕН. Точно – не умеешь.
ФЕРКО. Просто жаришь и ешь.
ЕУГЕН. А соль, а специи?
ФЕРКО. Просто жарь и ешь.
ЕУГЕН. Не умеешь.
ФЕРКО. Умею. Чего там уметь?
ЕУГЕН. Был у нас в селе, один чудак. Свинину не ел.
ФЕРКО. Как же можно, не есть свинину? Действительно,чудак.
ЕУГЕН. Вот и я про то же. Не ел.
ФЕРКО. Еврей?
ЕУГЕН. Кто?
ФЕРКО. Чудак, из твоего села?
ЕУГЕН. Не знаю.
ФЕРКО. Евреи не едят свинину.
ЕУГЕН. Не выдумывай. Все едят свинину.
ФЕРКО. А евреи – нет.
ЕУГЕН. Арабы не едят.
ФЕРКО. Какие арабы?
ЕУГЕН. Арабы не едят. Вера не позволяет.
ФЕРКО. Хорошо, что я не араб.
ЕУГЕН. Я бы от свинины, сейчас не отказался.
ФЕРКО. Кто бы отказался?
ЕУГЕН. Ветер холодный. Северный.
ФЕРКО. Ты видел вчера, как Михаю, руку оторвало?
ЕУГЕН. Нет.
ФЕРКО. Отлетела, на пять метров.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Не хочу, чтобы мне руку оторвало.
ЕУГЕН. Всё тело чешется.
ФЕРКО. Как без руки-то? Не взять ничего. Не потрогать. Не погладить. Не почесаться.
ЕУГЕН. Да. Я бы сейчас, от бани не отказался.
ФЕРКО. Как я домой без руки приду? Все будут на меня пальцем показывать.
ЕУГЕН. Без руки не жизнь.
ФЕРКО. Ты много женщин гладил?
ЕУГЕН. Бывало.
ФЕРКО. Много?
ЕУГЕН. Довольно много.
ФЕРКО. Сколько?
ЕУГЕН. Я не считал.
ФЕРКО. А я не очень много. Даже признаюсь тебе честно, что и очень мало я женщин гладил. Не хочу, чтобы мне руку оторвало. С одной рукой, как девушку гладить?
ЕУГЕН. Без руки, домой отправят.
ФЕРКО. Могут. Только как, без руки-то? Не взять, не поднять. Не погладить. 
ЕУГЕН. Да. Есть охота.
ФЕРКО. Ерунда, ерунда, без руки-то.
ЕУГЕН. Заметил? Светлеет.
ФЕРКО. Уже силуэты различаю. Я могу отсюда попасть. Я хорошо стреляю. Вон, один идёт по окопу. Не пригибается. Могу прямо в голову ему.
ЕУГЕН. Они тоже могут.
ФЕРКО. И каска не поможет.
ЕУГЕН. Холодно.
ФЕРКО. Каска – штука ненадёжная. Что с ней, что без неё – глупость. Пробивает насквозь. Что в ней за толк?
ЕУГЕН. Всё же в ней - спокойнее. Надеешься, что осколок отскочит.
ФЕРКО. Почему не придумают такую каску, чтобы пуля не пробила? Чтобы была лёгкая и прочная.
ЕУГЕН. Да. Хорошо бы ещё и форму такую же. Непробиваемую.
ФЕРКО. Ну, чтобы пуля не взяла. Как кольчуга. Или броня.
ЕУГЕН. Ну.
ФЕРКО. А от снаряда как?
ЕУГЕН. От снаряда?
ФЕРКО. Да. Снаряд от танка. Или пушки.
ЕУГЕН. Так это уж вряд ли.
ФЕРКО. Вот. Не придумают, такую форму. А потом, как убивать-то? Если пуля не пробьёт. Трудно. Одни танки и пушки будут воевать?
ЕУГЕН. Так как же так-то?
ФЕРКО. Вот. Какая-то глупая война будет.
ЕУГЕН. Ну.
ФЕРКО. Танки и пушки воюют, а люди ходят живые. Смех.
ЕУГЕН. Представить не могу.
ФЕРКО. И я про то.
ЕУГЕН. Да, нет. Глупая будет война.
ФЕРКО. Придумали бы такой снаряд, чтобы выстрелил – и никого не осталось. Ну, врагов не осталось. Один снаряд. Раз – и никого.
ЕУГЕН. Когда-нибудь, придумают.
ФЕРКО. Хорошая будет война. Быстрая. Не надо сидеть в окопе. Мёрзнуть не надо. Даже, проголодаться не успеешь. Один выстрел и всё - война кончилась. По домам.
ЕУГЕН. Да, хорошая.
ФЕРКО. А вот если не будет трупов, что черви будут есть?
ЕУГЕН. Какие черви?
ФЕРКО. Черви. Которые в земле?
ЕУГЕН. Найдут, чего-нибудь. Не переживай.
ФЕРКО. Я не переживаю.
ЕУГЕН. Что-то же они до войны ели?
ФЕРКО. Что?
ЕУГЕН. Я уж не знаю.
ФЕРКО. Вот. Не знаешь. Что они ели? Мелких насекомых?
ЕУГЕН. Каких насекомых?
ФЕРКО. А теперь у них настоящий пир. Вон, видишь, сколько угощения лежит. Они уже там. Прогрызаются. Пролезают внутрь. Сколько их? Не сосчитаешь. И все жирные, толстые. Черви-то.
ЕУГЕН. Да. Червям - раздолье. Не то, что нам.
ФЕРКО. Только я червем, не хочу быть. Хоть и угощения от пуза.
ЕУГЕН. Тебя никто не заставляет.
ФЕРКО. Только и человеком мне не очень. Сейчас. Когда нет войны, человеком быть не плохо. А когда война, лучше уж червяком.
ЕУГЕН. А сейчас никому нехорошо. Что птице, что зверю.
ФЕРКО. Тихо. Прямо вот не могу. Хочу выстрелить.
ЕУГЕН. Скоро настреляешься. Вот начнётся наступление и - настреляешься.
ФЕРКО. Нас когда сюда переправляли, я просил пулемёт. А они мне винтовку. А я хотел, чтоб из пулемёта.
ЕУГЕН. Пулемёт – вещь отличная.
ФЕРКО. А я про что? Просил же – нет, винтовку.
ЕУГЕН. Можно разом, человек шесть, семь положить. Хорошая вещь. Удобно.
ФЕРКО. Может, повезёт – пулемётчика убьют, так я опять попрошу.
ЕУГЕН. Удобно. А то и восемь можно положить.
ФЕРКО. Буду за пулемётчиком следить. Как что, так я сразу.
ЕУГЕН. Да. Хорошая вещь.

Появляется Петро. Встаёт рядом. Вглядывается в темноту.

ПЕТРО. У меня мало патронов. Как я буду стрелять? Чем?
ЕУГЕН. Я тебе не дам.
ФЕРКО. Я тоже – не дам.
ПЕТРО. Почему в этой стране так холодно? Почему существуют холодные страны? Зачем нам холодная страна? Я понимаю, завоёвывать тёплую страну. А такую – зачем?
ЕУГЕН. Страшно?
ПЕТРО. Я не хотел сюда ехать. Совсем не хотел. Так и говорил.
ФЕРКО. А я - доброволец.
ПЕТРО. А я – энтомолог.
ЕУГЕН. Что это за слово такое?
ПЕТРО. Я изучаю бабочек. И хотел бы дальше изучать. В тёплых странах.
ФЕРКО. Разве здесь нет бабочек?
ПЕТРО. Здесь ничего нет. Одна мёрзлая земля, изрытая окопами.
ЕУГЕН. Такого не может быть.
ФЕРКО. Петро! В любой стране, есть бабочки.
ПЕТРО. А здесь – нет.
ФЕРКО. Совсем светло стало.
ПЕТРО. Зачем я здесь? Что я здесь делаю?
ЕУГЕН. Ты на войне, Петро.
ФЕРКО. Вон они. Передвигаются.
ПЕТРО. У них, наверное, много патронов. А у меня мало.
ЕУГЕН. Скажи командиру.
ПЕТРО. Я его боюсь. Я с ним не разговариваю. Попроси за меня.
ЕУГЕН. Сам попроси.
ПЕТРО. Помните, как он того, молодого солдата, расстрелял? Сколько ему было?
ЕУГЕН. Совсем молодой.
ФЕРКО. Ему было, как мне. Нет, он был младше.
ПЕТРО. Выстрелил ему, прямо в голову. Прямо в голову! Я постоянно это вспоминаю. Страшно.
ФЕРКО. Он был трусом. Не хотел стрелять.
ПЕТРО. Он не хотел никого убивать.
ЕУГЕН. Кого не хотел убивать?
ПЕТРО. Не хотел никого убивать. Не понимаешь?
ФЕРКО. Это – война.
ПЕТРО. Я - заметил.
ЕУГЕН. На войне, все должны стрелять друг в друга, а иначе, что это за война такая.
ПЕТРО. Мне нечем стрелять. Мне нечем стрелять. Что это за война такая?
ФЕРКО. Холодно.
ЕУГЕН. Всё тело чешется.
ПЕТРО. Он был совсем мальчик. В чём он виноват?
ЕУГЕН. Иди, Петро, спать. Ещё рано. Когда начнётся наступление, мы тебя разбудим.
ПЕТРО. Еуген! Покажи фото своей жены.
ЕУГЕН. Нет, ты её запачкаешь.
ПЕТРО. Я буду аккуратен. Пожалуйста.
ЕУГЕН. Не дам.
ПЕТКО. Что тебе – жалко?
ЕУГЕН. Это – моё. Ясно?
ПЕТРО. Кто спорит? Твоё. Просто посмотреть. От твоей фотографии, пахнет домом.
ЕУГЕН. Да.
ПЕТРО. Смотришь, и как бы войны нет. Да?
ЕУГЕН. Это моя фотография. И я буду смотреть на неё, когда мне надо. А тебе не дам.
ПЕТРО. А кто спорит? Твоя.
ФЕРКО. У тебя молодая жена.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Красивая.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Как она за тебя вышла?
ЕУГЕН. Вот так.
ПЕТРО. А ты уже немолод.
ЕУГЕН. Да, немолод.
ПЕТРО. И не красавец. Не молодец.
ЕУГЕН. Чего?
ФЕРКО. Любит тебя?
ЕУГЕН. Да.
ПЕТРО. А ты её?
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Ждёт тебя?
ЕУГЕН. Хватит. Закройте рты.
ПЕТРО. Дай фото посмотреть.
ЕУГЕН. Я тебе сейчас прикладом дам.
ПЕТРО. Ферко! У тебя остались сухари?
ФЕРКО. Нет.
ПЕТРО. А у тебя?
ЕУГЕН. Нет.
ПЕТРО. Сухарей нет. Патронов нет. Что это за война такая?
ФЕРКО. Я когда вернусь домой, первую неделю, буду только есть.
ЕУГЕН. А я в баню пойду. Буду неделю, в бане сидеть.
ПЕТРО. А я не уверен, что вернусь домой.
ФЕРКО. Зря ты так.
ЕУГЕН. Холодно.
ПЕТРО. Вот зачем нам холодная страна?
ФЕРКО. Смотрите! Солнце встаёт.
ЕУГЕН. Скоро начнётся.
ФЕРКО. Я – готов. Пусть начинают.
ПЕТРО. А я не готов. Еуген! Дай посмотреть фото. Прошу тебя.
ЕУГЕН. Не дам.
ПЕТРО. Один раз!
ЕУГЕН. Нет!
ФЕРКО. Петро! Иди, штык наточи. Чувствую, что будет штыковая.
ПЕТРО. Не будет. Нас танками сомнут. Кишки, на гусеницы намотают. Зачем мне патроны? Мне патроны не нужны.
ЕУГЕН. Ты такой глупый, Петро.
ПЕТРО. Вот увидите.
ЕУГЕН. Учился, а глупый.
ФЕРКО. Учился он, сочком бабочек ловить.
ПЕТРО. Рука начинает трястись.
ФЕРКО. Чего?
ПЕТРО. Рука. Трясётся.
ФЕРКО. Покажи.
ПЕТРО. Смотри, как трясётся.
ФЕРКО. Чего? Боишься?
ПЕТРО. А ты нет?
ФЕРКО. Я? Нет. Я не боюсь.
ПЕТКО. Не надо обманывать.
ФЕРКО. Я не обманываю.
ПЕТРО. Еуген! А тебе страшно?
ЕУГЕН. Что?
ПЕТРО. Тебе страшно?
ЕУГЕН. Чего это они там забегали?
ФЕРКО. Готовятся?
ПЕТРО. Может командиру сказать?
ФЕРКО. Погоди!
ЕУГЕН. Смотри, смотри!
ФЕРКО. Да вижу!
ПЕТРО. Еуген! Покажи фото!
ЕУГЕН. Заткнись!
ФЕРКО. Ну! Давайте!
ЕУГЕН. Сейчас!
ПЕТРО. Господи всемогущий!
ФЕРКО. Петро! Да заткнись ты!
ЕУГЕН. Сейчас начнётся!
ПЕТРО. У меня ни одного патрона!
ФЕРКО. Ну же! Сейчас!
ЕУГЕН. Петко! Позови командира!
ПЕТРО. Еуген! А тебе страшно?!
ЕУГЕН. Это – нормально! Страх – это нормально! На войне-то.

В воздух поднимается красная ракета. Ярко освещает окоп. Раздаются взрывы. Солдаты начинают стрелять. Слышны крики и стоны. Началось наступление. На лицах солдат страх и желание выжить. Они стреляют. Стреляют. Стреляют. Возле окопа взрывается снаряд. Всех троих засыпает землёй. Взрывы. Взрывы. Взрывы. Наступает тишина. Идёт война.

                2.

Тишина. Идёт война. Кругом трупы солдат, в неестественных позах. Из окопа медленно поднимается Петро. Осматривается вокруг. Ни одной живой души. Смотрит под ноги, нагибается и, поддерживая за руку, поднимает Ферко.

ПЕТРО. Ты живой?
ФЕРКО. Да. Или нет? Не знаю.
ПЕТРО. Ранен?
ФЕРКО. Нет. Плохо слышу.
ПЕТРО. Что?
ФЕРКО. Ничего не слышу.
ПЕТРО. Ранен?
ФЕРКО. Нет.
ПЕТРО. Контузило тебя.
ФЕРКО. Голова раскалывается.
ПЕТРО. Никого.
ФЕРКО. Вижу.
ПЕТРО. Никого живого.
ФЕРКО. Крови, вроде, нет.
ПЕТРО. Где все?
ФЕРКО. Вон, лежат.
ПЕТРО. Нет. Где живые?
ФЕРКО. Не понимаю.
ПЕТРО. На той стороне никого.
ФЕРКО. Смотри, сколько трупов.
ПЕТРО. Вижу. Вижу я.
ФЕРКО. Еуген!
ПЕТРО. Ничего не помню. Помню, взрыв перед собой.
ФЕРКО. Еуген!
ПЕТРО. Одни трупы. Кругом трупы.
ФЕРКО. Вот он. Еуген! Еуген!

Еуген поднимается из окопа.

ЕУГЕН. Я здесь.
ФЕРКО. Ты живой?
ЕУГЕН. Пока не знаю.
ПЕТРО. Раз ты говоришь, значит живой.
ФЕРКО. Ранен?
ЕУГЕН. Не знаю. Вроде, нет.
ФЕРКО. Накрыло нас снарядом.
ЕУГЕН. Да уж.
ПЕТРО. Еуген! Ты видишь: никого нет. Никого нет!
ЕУГЕН. Вижу.
ФЕРКО. Одни трупы.
ПЕТРО. И на той стороне никого.
ЕУГЕН. Да.
ПЕТКО. Мы одни выжили.
ЕУГЕН. Да. Может быть.
ПЕТРО. Это настоящее чудо.
ФЕРКО. Какое чудо?
ПЕТРО. Мы – выжили.
ЕУГЕН. Наступление ушло вперёд. Я так понимаю.
ПЕТРО. Как это?
ЕУГЕН. Мы – отступили.
ФЕРКО. Не может быть.
ЕУГЕН. Почему?
ФЕРКО. Наша армия, не может отступать.
ЕУГЕН. Почему? Отступали же до этого.
ФЕРКО. А сейчас не может. Дальше – некуда.
ПЕТРО. Все армии, рано или поздно, отступают.
ФЕРКО. Я – не верю.
ПЕТРО. Посмотри вокруг. Никого. Никого нет. Мы отступили.
ФЕРКО. Нет, нет. Я понял. Мы - наступаем. Наша армия ушла вперёд, а не назад.
ЕУГЕН. Посмотри на трупы. Они бежали назад. Им стреляли в спины.
ПЕТРО. Точно, в спины.
ФЕРКО. Какой позор. Позор.
ПЕТРО. Мы в тылу.
ЕУГЕН. Похоже.
ПЕТРО. Нам конец.
ФЕРКО. Я не сдамся. Взорву себя гранатой, вместе с ними.
ПЕТРО. Что будем делать?
ЕУГЕН. Надо идти.
ПЕТРО. Куда?
ЕУГЕН. Будем пробираться.
ФЕРКО. Куда?
ЕУГЕН. Пробираться к нашим. Туда. В тыл.
ПЕТРО. Мы не дойдём.
ФЕРКО. Может, подождём?
ЕУГЕН. Чего?
ФЕРКО. Может быть вернуться?
ЕУГЕН. Кто? Вы не поняли, что все отступили, а мы остались?
ПЕТРО. Поняли.
ФЕРКО. Я-то понял.
ЕУГЕН. Пошли.

Трое солдат вылезают из окопа.

ПЕТРО. Смотрите! Командир лежит.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Вот как он закончил.
ПЕТРО. Раньше мне казалось, что пуля его не возьмёт.
ФЕРКО. Он что - бессмертный?
ПЕТРО. Мне так казалось.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Какая у него странная поза.
ПЕТРО. Неестественная.
ЕУГЕН. Это его, взрывной волной подбросило.
ФЕРКО. Будем салютовать?
ЕУГЕН. Чего?
ФЕРКО. Салютовать будем?
ПЕТРО. Нет. Нас могут услышать. У меня и ружья нет.
ФЕРКО. Кто?
ЕУГЕН. Нет, салютовать не будем. Зачем?
ФЕРКО. Это же был наш командир. Всегда салютуют.
ПЕТРО. Я с ним не разговаривал.
ФЕРКО. Так принято. Салютовать мёртвому командиру.
ЕУГЕН. Это чего стрелять-то?
ФЕРКО. Да. Надо выстроиться в линию и стрелять в воздух.
ЕУГЕН. Для чего?
ФЕРКО. Всегда так делают.
ЕУГЕН. Стрелять в воздух?
ФЕРКО. Ну.
ПЕТРО. А теперь, я жалею его. Живого не жалел, а мёртвого, вот такого, лежащего в неестественной позе, жалею. Странно.
ЕУГЕН. Надо уходить. В лес. Там можно спрятаться. Не будем салютовать.
ПЕТРО. Смотрите, смотрите! Он шевелится.
ЕУГЕН. Тебе показалось.
ФЕРКО. Смотри! Он рукой шевелит.
ЕУГЕН. Живой?
ПЕТРО. Я же говорил, что пуля его не берёт. Вот ведь…
ФЕРКО. Что будем делать?
ПЕТРО. Что делать?
ФЕРКО. Надо с ним что-то делать.
ЕУГЕН. Что?
ФЕРКО. Надо ему помочь.
ПЕТРО. А теперь опять не жалко.
ЕУГЕН. Мы не сможем с ним идти.
ФЕРКО. Он же командир. Командира не бросают.
ПЕТРО. Как он страшно шевелит рукой.
ФЕРКО. Он тяжёлый?
ЕУГЕН. Я не знаю.
ПЕТРО. Надо уходить.
ФЕРКО. Хочешь бросить своего командира?
ПЕТРО. Я ничего не хочу.
ЕУГЕН. С ним мы далеко не уйдём. Если нарвёмся на них, нам не уйти.
ПЕТРО. Верно.
ЕУГЕН. Ему не выжить.
ПЕТРО. Точно.
ФЕРКО. Мне его одному нести?
ЕУГЕН. Он не выживет.
ФЕРКО. Мы не можем бросить его здесь.

Командир поднимается с земли. Он шатается, но стоит на ногах. Трое солдат, смотрят на своего командира.

КОМАНДИР. Равняйсь. Смирно.
ПЕТРО. Что он говорит?
ЕУГЕН. Я не разобрал.
КОМАНДИР. Равнение на середину.
ПЕТРО. Что он говорит?
ФЕРКО. Давайте, построимся.
ПЕТРО. Зачем мы здесь будем строиться?
ФЕРКО. Мы остаёмся солдатами.
ПЕТРО. Не могу больше быть солдатом.
КОМАНДИР. Что?
ФЕРКО. Он не понимает. Не слышит. Похоже, его контузило.
ЕУГЕН. Надо ему всё сказать.
ФЕРКО. Ему это не понравится.
ЕУГЕН. Надо сказать.
ФЕРКО. Господин капрал! Разрешите обратиться?
КОМАНДИР. Что?
ЕУГЕН. Он контужен.
ПЕТРО. У него кровь идёт из уха. И из носа.
ЕУГЕН. Ферко! У тебя есть бинт?
ФЕРКО. Нет. А у тебя?
ЕУГЕН. Нет. Петро! Бинт есть?
ПЕТРО. Нет.
КОМАНДИР. Голова.
ПЕТРО. Что он сказал?
ФЕРКО. Он сказал: «Голова».
ПЕТРО. Голова?
ФЕРКО. Да.
ЕУГЕН. Господин капрал? Вы слышите меня?
КОМАНДИР. Горы трупов. Армия погибла. Армия погибла.
ЕУГЕН. Да. Вы меня слышите?
ФЕРКО. Не слышит он. Ничего не слышит.
КОМАНДИР. Где? Что произошло? Где подкрепление? Всем в укрытие.
ФЕРКО. Мы отступили.
ЕУГЕН. Господин капрал! Надо уходить в лес. Опасно здесь оставаться.
ФЕРКО. Он не понимает.
КОМАНДИР. Пулемёты на фланки.
ФЕРКО. Господин капрал!
ПЕТРО. В лес! В лес уходить!
ФЕРКО. Пойдёмте?
КОМАНДИР. Где мой пистолет? Где пистолет? Солдаты! Дети мои!
ПЕТРО. Что он говорит?
КОМАНДИР. Где мой пистолет?
ПЕТРО. Мы не знаем.
ФЕРКО. Найди ему пистолет.
ПЕТРО. Где?
ФЕРКО. Здесь. Поищи.
ЕУГЕН. Найди любой. Он сейчас не поймёт.
КОМАНДИР. Пистолет. Мой пистолет.
ФЕРКО. Мы сейчас поищем.

Трое солдат и их командир, ищут пистолет.

ПЕТКО. Я какой-то нашёл.
ФЕРКО. Давай сюда.
ПЕТРО. На.
ЕУГЕН. Отдай ему.
ФЕРКО. Возьмите, господин капрал.
КОМАНДИР. Это – не мой. Не мой пистолет.
ПЕТРО. Как маленький.
КОМАНДИР. Мой пистолет наградной и блестящий. А этот грязный.
ЕУГЕН. Ферко! Почисти ему пистолет.
ФЕРКО. Это не его. Где я ему найду его пистолет?
ПЕТРО. Возьмите этот. Он тоже хороший.
ЕУГЕН. Дай мне, этот пистолет.
ПЕТКО. Зачем?
ФЕРКО. Он уже не стреляет.
ЕУГЕН. Дай. Пригодится.
КОМАНДИР. Где мой пистолет?
ЕУГЕН. Господин капрал! Разрешите обратиться? Надо уходить в лес. Тут опасно оставаться.
КОМАНДИР. В лес? Зачем?
ПЕТРО. Он ничего не понимает.
ЕУГЕН. Берите его под руки и пошли.
ФЕРКО. Господин капрал! Надо идти.
КОМАНДИР. А позиции? Мы не можем бросить позиции. Контратака захлебнулась.
ЕУГЕН. Нет больше позиций. Мы в тылу. Мы в тылу врага.
ПЕТКО. Мы - в тылу. Бесполезно. Посмотрите на него.
КОМАНДИР. В тылу? В каком тылу?
ПЕТРО. В тылу. Во вражеском тылу.
КОМАНДИР. Мы отступили? Не верю. Наша армия не отступает.
ПЕТРО. Это бесполезно.
КОМАНДИР. Всех расстрелять.
ПЕТКО. Видите? Опять началось. Не давайте ему оружие.
ФЕРКО. Не будем давать ему оружие. Начнёт палить в разные стороны.
ЕУГЕН. Ну. Вести его надо. Брать и вести.
КОМАНДИР. А где остальные солдаты? Вот они, лежат. Убиты. Кровь. Всюду кровь. Солдаты! Дети мои!
ФЕРКО. Опять.
ПЕТРО. Отступили мы. Мы же вам про это говорим.
КОМАНДИР. Солдаты? Отступили?
ФЕРКО. На другие позиции.
КОМАНДИР. Помню, что я стрелял, стрелял. Потом взрыв. Потом ничего не помню. Ничего не помню. Отступили.
ЕУГЕН. Хватит. Нас могут найти здесь. Надо уходить.
ФЕРКО. Уходим.
ПЕТРО. Уходим.
ЕУГЕН. Берите его.
КОМАНДИР. Какая тишина. Не понимаю.

Солдаты, берут под руки командира, и уходят в лес.

                3.

Солдаты и командир идут по лесу.

КОМАНДИР. Хватит меня поддерживать. Я вам не барышня.
ПЕТРО. Мы хотели, как лучше.
КОМАНДИР. Уберите от меня руки.
ЕУГЕН. Не трогайте его.
КОМАНДИР. Куда мы идём? Что за местность?
ФЕРКО. Похоже, что никто не знает.
ЕУГЕН. Господин капрал! Думаю, что надо пробираться к своим.
КОМАНДИР. К своим? Где свои, где чужие? Всё смешалось в кровавом месиве.
ПЕТРО. И что? Он так и будет теперь?
ФЕРКО. Где тут свои?
ПЕТРО. Мы заблудились?
ЕУГЕН. Я не знаю.
ПЕТРО. Мы здесь первый раз.
ФЕРКО. Жрать хочу. Хочу жрать.
ЕУГЕН. Не ты один.
ПЕТКО. А ведь может так случится, что мы здесь заблудимся.
КОМАНДИР. Прекратить панику! Отойдём на вторую линию. Закрепимся. А утром – наступление.
ПЕТРО. Наступление?
ЕУГЕН. Не разговаривай с ним.
ПЕТРО. Похоже, что мы уже заблудились.
ФЕРКО. Не заблудились.
ПЕТРО. Но так случиться может.
ФЕРКО. Я не собираюсь оставаться в этом лесу. Я дойду.
ПЕТКО. Сколько мы прошли?
ЕУГЕН. Не знаю.
ПЕТРО. Сколько ещё будем идти?
ЕУГЕН. Чего пристал?
ФЕРКО. Ни конца, ни края. Деревья. Деревья.
ПЕТРО. Так и останемся в этом лесу.
КОМАНДИР. Что?
ПЕТРО. Ничего не слышит.
ФЕРКО. Ноги болят.
ПЕТРО. Что мы будем есть?
ФЕРКО. Петро! Помолчи.
ЕУГЕН. Мы можем подстрелить, какого-нибудь зверя.
ФЕРКО. Ты видишь здесь зверей? Хотя бы одного зверя? Самого маленького. Видишь?
ЕУГЕН. Пока нет.
ФЕРКО. Думаю, и не увидишь.
ПЕТРО. Можно птицу подстрелить. Птицу думаю, можно.
ФЕРКО. Ты видишь, хоть одну птицу.
ПЕТРО. Пока, нет.
ФЕРКО. А я про что?
КОМАНДИР. Мы дойдём. Обязательно.
ПЕТРО. Куда?
ФЕРКО. Петко! А ты можешь птицу на лету подстрелить?
ПЕТРО. Я не пробовал.
ФЕРКО. Еуген! Ты можешь?
ЕУГЕН. Что?
ФЕРКО. Птицу на лету подстрелить?
ЕУГЕН. А что?
ФЕРКО. Не можешь. Я могу. Я хорошо стреляю.
ПЕТРО. Только птиц здесь нет. Птиц нет. Зверей нет. Здесь, кроме нас, никого нет.
КОМАНДИР. Куда мы идём?
ФЕРКО. Господин капрал! Вы можете птицу на лету подстрелить?
КОМАНДИР. Куда?
ФЕРКО. И в бегущего оленя могу попасть.
ЕУГЕН. Почему оленя?
ФЕРКО. Что?
ЕУГЕН. Почему в оленя?
ФЕРКО. А в кого?
ЕУГЕН. В этих местах и медведь водится.
ФЕРКО. Оленина вкусная. Я пробовал. Один раз. Очень вкусно.
ЕУГЕН. Медведь тоже ничего.
ФЕРКО. Нет, нет. Оленина очень вкусная.
ПЕТРО. Я ни того, ни другого не ел.
ФЕРКО. Господин капрал! Вы ели оленину?
КОМАНДИР. Какую оленину?
ЕУГЕН. Оставь его.
КОМАНДИР. Трусы! Отступили. Трусы!
ПЕТРО. Нас могут услышать.
ЕУГЕН. Господин капрал! Тише. Пожалуйста.
ФЕРКО. Кто нас здесь услышит?
ПЕТРО. Мы же в тылу. Забыли?
КОМАНДИР. Ударим им в спину.
ПЕТРО. Что он говорит?
ЕУГЕН. Не слушай его.
ПЕТРО. Надо вести себя тихо.
ФЕРКО. Сколько мы прошли?
ЕУГЕН. Кто его знает?
ПЕТРО. Много. Идём и идём. Куда? Бессмыслица какая-то.
ФЕРКО. Петко! Хватит ныть.
ПЕТРО. Я не ною. Я говорю, что всё это - бессмыслица.
ЕУГЕН. Может быть. Может быть.
ПЕТРО. Можем нарваться, на засаду.
ФЕРКО. Какую ещё засаду?
ПЕТРО. Может, сделаем привал?
ЕУГЕН. Надо выйти из леса.
ПЕТРО. Это нескончаемый лес.
ФЕТКО. Выйдем, и прямо к ним. Вот будет нам тогда.
ЕУГЕН. Может быть. Может быть.
ФЕРКО. Положат нас всех. Но я живой не сдамся.
ПЕТРО. Не хочу умирать, в этой холодной стране. Нет, не хочу.
ФЕРКО. Умрёшь, если придётся.
КОМАНДИР. Кто умрёт? Мы будем помнить о павших.
ПЕТРО. Он теперь навсегда таким останется?
ЕУГЕН. Кто его знает. Может.
ФЕРКО. Ладно, пока на нас не кидается.
ПЕТРО. А может?
ЕУГЕН. Посмотри на него. Что у него там, в голове?
ПЕТРО. Да уж.
ФЕРКО. Знал я одного, такого. Жуткий был псих. Что не по нему, сразу за палку или за камень – и в голову. Увернулся и беги.
ПЕТРО. Надо за ним присматривать.
ЕУГЕН. Вот и присматривай.
ПЕТРО. Я? А почему я?
ФЕРКО. Может мы заблудились?
ЕУГЕН. Ты что - местный? Ясно, что мы неизвестно где.
ПЕТРО. Ноги болят. Может привал?
ЕУГЕН. Надо найти хотя бы тропу или дорогу.
ПЕТРО. В этом лесу нет ни тропы, ни дороги.
ФЕРКО. Командир отстаёт.
ЕУГЕН. Господин капрал! Догоняйте!
ПЕТРО. Мы умрём не от пули, а от голода и холода. Я это понял.
ФЕРКО. Ты такой умный, Петро. Понял он всё. Слышишь, Еуген?
ЕУГЕН. Слышу.
ФЕРКО. Тебе рот надо закрыть, Петро. А то, из тебя дурь лезет.
ПЕТКО. Это – не дурь, а правда.
ФЕРКО. Мне твоя правда, незачем. Сам жри, свою правду.
ЕУГЕН. Да, Петко. Тебе нужно рот закрытым подержать.
ПЕТРО. Не притворяйтесь, что всё будет хорошо. Что вы притворяетесь. Что мы выйдем к своим. Сами не верите.
ФЕРКО. Петро! Хватит, тебе говорят.
ПЕТРО. Я – слабый. Я не такой, как вы.
ЕУГЕН. Командир! Не отставайте.
ФЕРКО. Держитесь за нами.
КОМАНДИР. Что?
ПЕТРО. Пустой лес. Всё вымерло.
ФЕРКО. Быть такого не может.
ПЕТКО. Ничего и никого.
ФЕРКО. Что-то должно тут жить. Не может, чтобы никого живого не было.
ПЕТРО. Оглянись вокруг.
ФЕРКО. Нечего мне оглядываться.
ЕУГЕН. Выйдем, выйдем.
ПЕТРО. Что это?
ФЕРКО. Что?
ПЕТРО. На дереве.
ФЕРКО. На каком?
ПЕТРО. Вот, на этом.
ФЕРКО. Что?
ПЕТКО. Это же - бабочка.
ФЕРКО. Где?
ПЕТРО. Смотри!
ЕУГЕН. Чего вы?
ПЕТРО. Бабочка!
ЕУГЕН. Что?
ПЕТРО. Бабочка, на дереве сидит.
ФЕРКО. Ты, Петро, видишь, чего и нет.
ПЕТРО. Бабочка. Надо же. Бабочка. Живая.
ЕУГЕН. Командир! Смотрите – бабочка.
КОМАНДИР. Я стрелял, не потому, что я – убийца. Так положено. Это – дисциплина. На войне, всегда именно так.
ПЕТРО. Я должен её поймать.
ФЕРКО. Петко! Не надо. Как ты её поймаешь?
ЕУГЕН. Зачем?
ПЕТРО. Живая бабочка.
ФЕРКО. Ты её раздавишь.
ПЕТРО. Я умею, ловить бабочек. Я всю жизнь этим занимаюсь.
ЕУГЕН. Зачем? Оставь её. Надо идти.
ПЕТРО. Сейчас. Помогите мне. Окружаем.
ФЕРКО. Что ты делаешь?
ПЕТРО. Ну, давайте.
ФЕРКО. Ну, что?
ЕУГЕН. Давай, поймаем её.
ФЕРКО. Смех просто. Ты спятил, Петко. Хуже командира.
ПЕТРО. Командир! Заходите слева.
КОМАНДИР. Слева. Окружаем. Оружие к бою.

Солдаты и командир, положив ружья на землю, ловят бабочку. Бегают вокруг дерева. По поляне. Среди кустов. Падают на землю. Поднимаются и снова ловят. Смеются. Петко прыгает и накрывает бабочку рукой.

ПЕТРО. Она у меня!
ФЕРКО. Покажи.
ЕУГЕН. Ну-ка.
КОМАНДИР. Она слишком маленькая. Есть нельзя.
ПЕТРО. Посмотрите на неё! Она удивительна. Правда?
ФЕРКО. Симпатичная.
ЕУГЕН. Ну.
ПЕТРО. Обратите внимание, на узор.
ФЕРКО. У меня дома, на ковре, рисунок такой же.
ЕУГЕН. Быть не может.
ФЕРКО. Я не вру. Такой же.
ПЕТКО. У нас дома, такого вида не водится.
ФЕРКО. Только здесь?
ПЕТРО. Да, в холодном климате.
ЕУГЕН. Как она не замёрзла?
ПЕТРО. Приспособилась. Это же бабочка. Они многое умеют. К сожалению, они быстро погибают.
ФЕРКО. Что может уметь бабочка? Посмотри на её голову. Что там может быть?
ПЕТРО. Они очень умные.
ФЕРКО. Они может, а ты, похоже, нет.
КОМАНДИР. Выкини. Никакого толка от неё. Выходи строиться!
ПЕТКО. Да, я её отпускаю. Нельзя её долго держать в руках.
ФЕРКО. Погоди! Дай ещё посмотреть.
ПЕТРО. Всё, отпускаю.
ЕУГЕН. Полетела.
ПЕТРО. Хоть ты живи.

Петро отпускает бабочку. Все поднимают головы и провожают её. Бабочка улетает.

ФЕРКО. Такая маленькая, а выжила.
ПЕТРО. Если захотите, я могу вам многое про бабочек рассказать.
ЕУГЕН. Не надо.
ФЕРКО. Да, не надо.
КОМАНДИР. Я не хочу, слушать про бабочек. Вы все спятили.
ЕУГЕН. Надо идти дальше.
ПЕТРО. Не хочу. Сил нет.
ФЕРКО. Хочешь или нет – идти надо.
ПЕТРО. Надоели вы мне. Хотите – идите. Я останусь здесь.
ФЕРКО. Ну и сдохнешь здесь.
ПЕТРО. Не твоё дело.
ЕУГЕН. Петко! Хватит дурить. Брось.
ПЕТРО. Всё равно, нам не выжить.
ФЕРКО. Ну и пусть сидит, а мы пойдём.
ЕУГЕН. Петко! Пошли.
ПЕТРО. Зачем?
КОМАНДИР. Зайдём к ним сзади и закидаем гранатами.
ФЕРКО. Слышал, что командир сказал.
ПЕТРО. Вы что, не видите? Он же не в себе.
ЕУГЕН. Петко! Пошли.
ФЕРКО. Пусть остаётся. Потом пожалеет.
ЕУГЕН. Один. В лесу.
ПЕТКО. Ладно, пошли. Только я остаюсь при своём мнении.
ФЕРКО. Остаёшься, остаёшься.
ЕУГЕН. Командир! Идёмте.
КОМАНДИР. Что я здесь делаю? Я должен лежать мёртвый, в окопе. Среди своих солдат. Мёртвый. В окопе.

Солдаты и командир идут по лесу.

                4.

Солдаты и командир выходят из леса.

ЕУГЕН. Ложись!
ПЕТРО. Чего?
ЕУГЕН. Ложись, говорю?
ПЕТРО. Что случилось?
ФЕРКО. Изба.
ЕУГЕН. Дом какой-то.
ФЕРКО. Господин капрал! Ложитесь!
КОМАНДИР. Где мой бинокль? Снайпера ко мне.
ФЕРКО. Изба.
ЕУГЕН. Да.
ПЕТРО. Вокруг никого.
ФЕРКО. Что будем делать?
ПЕТРО. Да, что будем делать?
ЕУГЕН. Пока, не знаю.
ПЕТРО. Может там засада?
ФЕРКО. Конечно, засада. Тебя ждут.
ЕУГЕН. Может, никого нет.
КОМАНДИР. Никого нет. Все полегли.
ЕУГЕН. Надо проверить.
ФЕРКО. На разведку надо сходить.
ЕУГЕН. Только тихо надо.
ФЕРКО. Да, тихо надо.
ПЕТРО. Кто пойдёт?
ЕУГЕН. Вместе пойдём.
ФЕРКО. Одному-то проще.
ЕУГЕН. Тихо. Идём вместе. Пошли.
ФЕРКО. Командир! Пойдёмте.
КОМАНДИР. В атаку?
ФЕРКО. Нет.

Трое солдат и командир, осторожно, ползут к дому.

ЕУГЕН. Смотрите по сторонам.
ФЕРКО. Командир! Не отставайте.
ПЕТРО. Вроде, тихо.
ФЕРКО. Тихо ты.
КОМАНДИР. Примкнуть штыки.
ЕУГЕН. Тише.

Подползают к дому. Встают возле дверей.

ЕУГЕН. Тихо.
ПЕТРО. Что делаем?
ФЕРКО. Надо ворваться.
ЕУГЕН. Командир! Прислонитесь к стене.
КОМАНДИР. Это – штаб.
ФЕРКО. Нет. Это обыкновенный дом. Это - не штаб.
ПЕТРО. Что будем делать?
ЕУГЕН. Я буду считать до трёх, потом вбегаем. Считаю до трёх.
ФЕРКО. Ага.
ПЕТРО. Погодите. А если их там больше, чем нас?
ФЕРКО. Похоже, там никого нет.
ПЕТРО. Затаились.
ЕУГЕН. Приготовьте оружие.
ПЕТРО. Сразу стреляем?
ФЕРКО. Сначала осмотримся.
ПЕТРО. А может, просто мимо пройдём?
ЕУГЕН. Тихо. Считаю до трёх и вбегаем.
ФЕРКО. На три. Да?
ЕУГЕН. На три.
ФЕРКО. На три.
КОМАНДИР. Считаю до трёх, потом вбегаем.
ЕУГЕН. Раз. Два.
КОМАНДИР. Раз.
ЕУГЕН. Три!

Все вбегают в дом. За столом сидит девушка. Она вяжет. Резко вскакивает. Отскакивает к стене.

КОМАНДИР. Всем оставаться на своих местах! Руки вверх!
ФЕРКО. Стоять!
ЕУГЕН. Не двигаться!
ПЕТРО. Руки вверх!
ДЕВУШКА. Не стреляёте!
КОМАНДИР. Руки вверх!
ФЕРКО. Есть ещё кто-нибудь в доме?
ДЕВУШКА. Нет, нет! Я одна! Никого нет! Не стреляйте!
ЕУГЕН. Где солдаты?
ДЕВУШКА. Какие?
ФЕРКО. Другие!
ЕУГЕН. Есть ещё кто-нибудь в доме?
ДЕВУШКА. Какие?
ПЕТРО. Другие!
ЕУГЕН. Ваши.
ДЕВУШКА. Ушли.
ЕУГЕН. Все?
ПЕТРО. Куда?
ДЕВУШКА. Я не знаю. Я не знаю.
ФЕРКО. Ты что здесь делаешь?
ДЕВУШКА. Я здесь живу.
ПЕТРО. Нашла место, где жить.
ЕУГЕН. Ферко! Проверь чулан.

                Ферко выходит в чулан. Через мгновение возвращается.

ФЕРКО. Чисто, вроде.
ДЕВУШКА. А где мне жить?
ПЕТРО. Не знаю. Только не здесь. Здесь стреляют.
ФЕРКО. Будешь себя тихо вести - мы тебя не тронем.
ДЕВУШКА. Ага.
ЕУГЕН. Одна живёшь?
ДЕВУШКА. Одна.
ПЕТРО. Точно.
ДЕВУШКА. Да, да, одна.
ЕУГЕН. Где родители?
ДЕВУШКА. Убили.
ПЕТРО. Кто?
ДЕВУШКА. Ваши и убили.
ПЕТРО. Что? Кто?
ДЕВУШКА. Ваши солдаты убили.
ПЕТРО. Ты чего говоришь?
ФЕРКО. Какие наши солдаты?
ДЕВУШКА. Ваши солдаты застрелили.
ЕУГЕН. За что?
ДЕВУШКА. Не знаю.
ПЕТРО. Просто так, что ли?
ДЕВУШКА. Да.
ПЕТКО. Не ври.
ДЕВУШКА. Я и не вру.
ПЕТРО. Нет. Ты врёшь.
ДЕВУШКА. Почему?
ПЕТРО. Потому что!
ЕУГЕН. Партизанили, твои родители?
ДЕВУШКА. Нет. Они были старыми.
ФЕРКО. Не могли наши солдаты, застрелить кого-то просто так.
ДЕВУШКА. Я не вру.
ПЕТРО. Мы что, похожи на зверей.
ДЕВУШКА. Нет.
КОМАНДИР. Сдавайтесь! Мы гарантируем вам жизнь.
ДЕВУШКА. Что?
ФЕРКО. Еда есть?
ДЕВУШКА. Картошка. В печи стоит. В горшке.
ПЕТРО. Угостите?
ДЕВУШКА. Что?
ФЕРКО. Достань горшок и поставь на стол.

Девушка достаёт из печи горшок и ставит его на стол. Солдаты и командир, подходят к столу и начинают жадно есть картошку.

ФЕРКО. Тёплая ещё.
ПЕТРО. Вкусно.
ЕУГЕН. Ну.
КОМАНДИР. Простая солдатская еда. Я – не привереда.
ФЕРКО. Вроде картошка, а так вкусно.
ПЕТРО. Ферко! Ты уже четвёртую берёшь, а мы и по третей не съели.
ФЕРКО. Это – третья.
ПЕТРО. Четвёртая.
ФЕРКО. Третья.
ПЕТРО. Четвёртая.
ФЕРКО. Ты, Петро, плохо считать умеешь, а вроде грамотный. Это – третья.
ПЕТРО. Давайте поровну.
ЕУГЕН. Что вы спорите? Всем хватит.
ФЕРКО. Третья.
КОМАНДИР. Нет, не привереда.
ЕУГЕН. Тебя как зовут?
ДЕВУШКА. Мария.
ЕУГЕН. Мария?
ФЕРКО. Что за имя такое?
МАРИЯ. Обыкновенное имя.
ПЕТРО. У нас таких имён нет.
ФЕРКО. Если бы сейчас мяска кусочек.
ПЕТРО. Размечтался.
ЕУГЕН. Мария! Мы у тебя задержимся здесь.
ПЕТРО. Нам передохнуть надо.
ФЕРКО. Потом, решим, как будем дальше.
МАРИЯ. Хорошо.
ЕУГЕН. Ты не пугайся. Мы ничего тебе плохого не сделаем.
ФЕРКО. Только веди себя спокойно.
ПЕТРО. Поняла?
МАРИЯ. Я поняла.
ПЕТРО. И не пугайся.
МАРИЯ. Я и не пугаюсь. Чего мне пугаться?
ПЕТРО. Вот и правильно.
ФЕРКО. А вот должна бы пугаться.
ПЕТРО. Почему?
МАРИЯ. Почему?
ФЕРКО. Как? Мы же оккупанты.
ЕУГЕН. Мы – не оккупанты.
ФЕРКО. А кто?
ЕУГЕН. Солдаты.
ФЕРКО. «Солдаты». Солдаты, на чужой земле, называются: оккупанты.
КОМАНДИР. Кто оккупанты?
ЕУГЕН. Ферко! Не болтай, разную ерунду. Мария! Мы ляжем здесь спать.
МАРИЯ. Ладно.
ЕУГЕН. Утром уйдём.
ФЕРКО. Я же говорю. Представь, что к тебе заходят в дом люди с ружьями и говорят, что лягут спать у тебя на полу. Кто они, по-твоему? Родственники приехали?
ЕУГЕН. Закрой рот.
ФЕРКО. Съели всю картошку. У тебя молока нет?
МАРИЯ. Корову убили.
ПЕТРО. Кто?
МАРИЯ. Солдаты.
ПЕТРО. Наши?
МАРИЯ. Ваши.
ПЕТРО. Зачем?
МАРИЯ. У них и спросите.
ЕУГЕН. Петро! Ты можешь замолчать?
ФЕРКО. Могу.
ЕУГЕН. У тебя можно в доме курить?
МАРИЯ. Курите.

Солдаты закуривают.

ЕУГЕН. Мы бы сейчас ушли, но мы сильно устали. Понимаешь?
МАРИЯ. Понимаю.
ПЕТРО. Хорошо у тебя. Чисто.
ФЕРКО. Да. Домом пахнет.
МАРИЯ. Что?
ФЕРКО. Я говорю, что как дома.
МАРИЯ. Поняла.
ЕУГЕН. Красивые занавески.
МАМА. Спасибо. Это мама делала.
ЕУГЕН. Понятно.
ФЕРКО. Как ты одна-то? Не страшно.
МАРИЯ. Страшно. Привыкла.
ЕУГЕН. Хозяйство?
МАРИЯ. Из хозяйства, один огород.
ЕУГЕН. Я бы с удовольствием, поработал на земле. На огороде. У меня был большой огород.
ФЕРКО. Чего там росло?
ЕУГЕН. Всё.
ФЕРКО. Чего?
ЕУГЕН. Да всё. Всё, что нужно. Охота руки в землю опустить.
ФЕРКО. У меня большое хозяйство. Живности много. На праздник, отец корову режет. Мать цыплят жарит. Благодать.
ЕУГЕН. Я овечек сам освежевал. А жена хлеб пекла. Гостей - полный дом. Вино рекой. Песни.
ПЕТРО. Я устал. Можно я лягу? Здесь. Нет, вот тут?
МАРИЯ. Ложитесь. Только постелить вам нечего.
ПЕТРО. Мы так. Мы привыкли.
ФЕРКО. У матери подушки – только пушинки. Ляжешь и тут же засыпаешь.
ЕУГЕН. У меня кровать огромная. Шесть человек могут лечь.
ФЕРКО. Не ври.
ЕУГЕН. Да я не вру.
ПЕТРО. Глаза сами закрываются. Словно, год не спал.
ЕУГЕН. Да, мы ляжем.
КОМАНДИР. Всем отбой.
ЕУГЕН. Петро! Останешься на посту.
ПЕТРО. Почему я?
ЕУГЕН. Потому что.
ПЕТРО. Я тоже устал. Я спать хочу.
ЕУГЕН. Петро! Останешься на посту. Через три часа сменю.
ПЕТРО. Почему я?
ЕУГЕН. Через три часа.
ПЕТРО. Давайте, через два.
ФЕРКО. Три, Петро. Через три.
ПЕТРО. Почему я первый?
КОМАНДИР. Сигнальте отбой.

Еуген, Ферко и командир снимают каски, кладут в сторону ружья и ложатся на пол. Засыпают.

ПЕТРО. Мария! А вы где спать будете?
МАРИЯ. Я могу лечь в сенях. Там кровать. Железная.
ПЕТРО. Хорошо вам.
ЕУГЕН. Петро! Займи пост.
КОМАНДИР. Солдат! На посту будь бдителен.
ФЕРКО. Петро! Выйдите в сени. Там болтайте. Дайте поспать.
МАРИЯ. Да, да. Простите.
ПЕТРО. Все хотят спать.

Мария и Петро выходят в сени. Мария садится на кровать. Петро смотрит в окно. Молчат.

ПЕТРО. Вы ложитесь. Я на посту. Я вам мешать не буду.
МАРИЯ. Я спать не хочу.
ПЕТРО. А я бы с удовольствием.
МАРИЯ. Да, вам бы отдохнуть.
ПЕТРО. Вы нас боитесь?
МАРИЯ. А как вы думаете?
ПЕТРО. Я не знаю. Наверное, боитесь.
МАРИЯ. Вы – солдаты.
ПЕТРО. Солдаты, вражеской армии.
МАРИЯ. Ну, да.
ПЕТКО. Это что, правда?
МАРИЯ. Что?
ПЕТРО. Что наши солдаты, убили ваших родителей?
МАРИЯ. Правда.
ПЕТРО. Мне не вериться.
МАРИЯ. А вы поверьте.
ПЕТРО. А как это случилось?
МАРИЯ. Не хочу об этом говорить.
ПЕТРО. Ну, скажите.
МАРИЯ. Зачем вам?
ПЕТРО. Не знаю. Не могли они застрелить кого-то, просто так.
МАРИЯ. А взяли и застрелили. Просто так. Ради забавы.
ПЕТРО. Мне кажется, что вы нас обманываете.
МАРИЯ. Зачем мне вас обманывать?
ПЕТРО. Я точно не знаю. Чтобы… унизить.
МАРИЯ. Зачем мне вас унижать?
ПЕТРО. Потому, что мы солдаты вражеской армии.
МАРИЯ. А я должна радоваться, что вы здесь, в моём доме, спите на полу?
ПЕТРО. Наверное, нет. Нет, не должны вы радоваться. Нет, не должны.
МАРИЯ. Едите мою картошку.
ПЕТРО. Вам жалко картошки?
МАРИЯ. Картошки не жалко. Но, я вас в гости не приглашала.
ПЕТРО. Да, не приглашали. Но ведь война. Так бывает. На войне.
МАРИЯ. Наверное, бывает.
ПЕТРО. У нас выхода нет.
МАРИЯ. Выход всегда есть.
ПЕТРО. А у нас нет.
МАРИЯ. Как же мне к вам относиться?
ПЕТРО. Но мы не виноваты.
МАРИЯ. Разумеется.
ПЕТРО. Нет, правда, не виноваты.
МАРИЯ. А кто виноват?
ПЕТРО. Я – не знаю.
МАРИЯ. Кто виноват, что убили моих родителей?
ПЕТРО. Но не мы же?
МАРИЯ. Нет, не вы.
ПЕТРО. Вот. Не мы.
МАРИЯ. Ваши солдаты.
ПЕТРО. Мы не можем за всех отвечать.
МАРИЯ. Да, да, конечно. Не можете.
ПЕТРО. Мы не такие. Переночуем и уйдём.
МАРИЯ. Вы надолго останетесь?
ПЕТРО. Я говорю: утром уйдём.
МАРИЯ. Точно?
ПЕТРО. Конечно.
МАРИЯ. И куда пойдёте? Хотя, мне всё равно.
ПЕТРО. Я не знаю. Мы хотим пробиваться к своим.
МАРИЯ. Вы отстали?
ПЕТРО. Можно так сказать.
МАРИЯ. Ваши далеко ушли.
ПЕТРО. Откуда вы знаете?
МАРИЯ. Через мой дом проходили.
ПЕТРО. Стыдно вам признаться, но мы отступили.
МАРИЯ. Это я поняла. Почему стыдно?
ПЕТКО. А как же? Солдаты, а отступаем.
МАРИЯ. Хотите постоянно наступать?
ПЕТРО. Я домой хочу.
МАРИЯ. Зачем на войну пошли?
ПЕТРО. Меня не спрашивали. Забрали и всё. Я же вам говорю, что мы не виноваты.
МАРИЯ. Зачем вы оправдываетесь?
ПЕТРО. Мы у вас в доме, и мне бы не хотелось, чтобы вы о нас думали плохо.
МАРИЯ. Я уже плохо о вас думаю.
ПЕТРО. Вот видите. Видите? А мне бы этого очень не хотелось. Совсем не хотелось бы.
МАРИЯ. Как бы вы себя вели, если бы к вам пришли домой чужие солдаты?
ПЕТРО. Не знаю.
МАРИЯ. А я знаю.
ПЕТРО. Вы плохо о нас думаете.
МАРИЯ. Какая вам разница: что я о вас думаю?
ПЕТРО. Ну, неприятно же. Согласитесь? Мне неприятно. Я же не злодей какой-нибудь.
МАРИЯ. Мне всё равно. Приятно вам или нет.
ПЕТРО. Зря вы так.
МАРИЯ. Как?
ПЕТРО. Вот как-то так. Равнодушно. Холодно.
МАРИЯ. Вы контуженый?
ПЕТРО. Да, немного.
МАРИЯ. Теперь понятно.
ПЕТРО. Нас всех взрывом накрыло.
МАРИЯ. Ясно.
ПЕТРО. Командир совсем плох.
МАРИЯ. Да, я поняла.
ПЕТРО. Все отступили, а мы остались. Пришли в себя и пошли.
МАРИЯ. Понятно.
ПЕТРО. Долго шли по лесу. Лес у вас очень густой.
МАРИЯ. Да.
ПЕТРО. У нас другие леса.
МАРИЯ. Какие у вас леса?
ПЕТРО. Не такие густые, как у вас. Редкие леса.
МАРИЯ. Да. Это очень интересно. Вы всегда такой?
ПЕТРО. Какой?
МАРИЯ. Разговорчивый.
ПЕТРО. Нет. Даже, наоборот. Я так давно не говорил с женщиной. И мне сейчас даже как-то спокойно на душе. Понимаете? Словно, ничего и нет.
МАРИЯ. Что?
ПЕТРО. В смысле, мне приятно сидеть и болтать с вами.
МАРИЯ. А мы болтаем?
ПЕТРО. А разве – нет?
МАРИЯ. Мне приходится с вами говорить.
ПЕТКО. Но, я вас не заставляю.
МАРИЯ. Вы говорите, а я вас слушаю. Слушаю и отвечаю.
ПЕТРО. Вы можете не отвечать.
МАРИЯ. Я отвечаю, на всякий случай.
ПЕТРО. Вам неприятно?
МАРИЯ. Мне приходится.
ПЕТРО. Я вас понимаю.
МАРИЯ. Нет, вы не понимаете.
ПЕТРО. Нет, я понимаю. Очень понимаю.
МАРИЯ. Я лягу спать.
ПЕТРО. Вы устали?
МАРИЯ. Да, я устала.
ПЕТРО. Погоди. Не ложитесь. Поговорите со мной.
МАРИЯ. Я устала.
ПЕТРО. Не хотите говорить со мной - я помолчу.
МАРИЯ. Я лягу.
ПЕТРО. Да, конечно. Ложитесь. Я на посту. Будете переодеваться?
МАРИЯ. Что?
ПЕТРО. Будете переодеваться - я отвернусь. Или выйду.
МАРИЯ. Я не буду переодеваться. Так лягу.
ПЕТРО. У вас есть пижама?
МАРИЯ. Что?
ПЕТКО. У вас нет пижамы? У меня всегда была пижама. Только, я её не очень любил. На ней были нарисованы зверушки. Совсем детская. Но, очень мягкая.
МАРИЯ. Кто?
ПЕТРО. Что?
МАРИЯ. Кто были нарисованы?
ПЕТРО. Звери разные. Мишки, зайцы. И лиса. Да, лиса тоже была. Я хорошо помню.
МАРИЯ. У меня нет пижамы.
ПЕТРО. В пижаме тепло.
МАРИЯ. Да, может быть. У меня нет пижамы.
ПЕТРО. Сейчас, я бы с удовольствием лёг спать в пижаме.
МАРИЯ. Но, вы на посту.
ПЕТРО. Да, я на посту.
МАРИЯ. И идёт война.
ПЕТРО. Да, война.
МАРИЯ. Придётся вам стоять и охранять. Без пижамы.
ПЕТРО. Да. Вы правы. Война. Без пижамы.
МАРИЯ. Вы – смешной.
ПЕТРО. Смешной?
МАРИЯ. Сколько вам лет?
ПЕТРО. А зачем вам?
МАРИЯ. Да, незачем. Просто спросила.
ПЕТРО. Вы думаете, что я слишком молод?
МАРИЯ. Я ничего не думаю.
ПЕТРО. Нет, вы подумали, что я слишком молод, чтобы всерьёз разговаривать с женщиной.
МАРИЯ. Ничего такого, я не подумала.
ПЕТРО. Тогда, зачем спрашиваете?
МАРИЯ. Просто так. Я спросила, просто так.
ПЕТРО. Вам неприятно?
МАРИЯ. Я – устала.
ПЕТРО. Считаете, что я не умею обращаться с женщинами?
МАРИЯ. Умеете. Умеете.
ПЕТРО. Вы надо мной смеётесь?
МАРИЯ. Нет же.
ПЕТРО. Смеётесь.
МАРИЯ. Я не смеюсь над вами. С чего вы взяли?
ПЕТРО. Я вижу. Внутри, вы надо мной смеётесь.
МАРИЯ. Зачем мне над вами смеяться?
ПЕТРО. Может я такой забавный? Контуженый солдат. Смешной контуженый солдат. Так, да?
МАРИЯ. Нет.
ПЕТРО. Нет, так. Я всё вижу. Вы меня не обманываете.
МАРИЯ. Я ложусь спать.

                Тишина.

ПЕТРО. Я могу сделать с вами, всё что угодно.
МАРИЯ. Что?
ПЕТРО. И ничего мне за это не будет.
МАРИЯ. Я не поняла.
ПЕТРО. Я – солдат вражеской армии, а вы мирный житель. Я могу с вами сделать, всё что угодно.
МАРИЯ. Да, конечно.
ПЕТРО. Вы меня не серьёзно воспринимаете.
МАРИЯ. Я не понимаю.
ПЕТРО. Я бы мог вас застрелить, прямо сейчас. Я бы мог вас изнасиловать. На войне такое бывает. Правда же?
МАРИЯ. Да, на войне такое бывает.
ПЕТРО. Я могу это сделать.
МАРИЯ. Верю.
ПЕТРО. Не верите? А я могу.
МАРИЯ. Я – верю. Правда.
ПЕТРО. Показать вам? Показать?
МАРИЯ. Не надо. Я не хотела вас обидеть.
ПЕТРО. И ничего мне за это не будет. И никто не станет меня судить.
МАРИЯ. Я вас обидела?
ПЕТРО. Нет. Меня обидеть нельзя. Я – солдат. Кто меня может обидеть? Это мне можно. А меня – нет. Никто. Понимает?
МАРИЯ. Простите. Я не хотела. Не обижайтесь.
ПЕТРО. Я подумаю над этим. Я должен подумать.

                Солдат Петро выходит во двор.

                5.

Еуген и Ферко сидят на крыльце дома и курят. Смотрят в небо.

ФЕРКО. Вот странная тишина.
ЕУГЕН. Почему?
ФЕРКО. Как же? Где-то там война, а здесь уже нет.
ЕУГЕН. Да, так.
ФЕРКО. Начинаю понимать.
ЕУГЕН. Что понимать?
ФЕРКО. Тишину. Понимаю тишину.
ЕУГЕН. Разве можно понимать тишину? Что это?
ФЕРКО. Можно.
ЕУГЕН. И что ты понимаешь, про тишину?
ФЕРКО. Трудно объяснить.
ЕУГЕН. Ну, объясни.
ФЕРКО. Ты не поймёшь.
ЕУГЕН. Объясни. Пойму.
ФЕРКО. Когда тишина, нет смерти.
ЕУГЕН. Чего?
ФЕРКО. Говорил же – не поймёшь.
ЕУГЕН. Ты этот, как его, философ.
ФЕРКО. Кто?
ЕУГЕН. Очень умный.
ФЕРКО. Я серьёзно.
ЕУГЕН. Ладно. Я – понял.
ФЕРКО. Нет.
ЕУГЕН. Да понял я.
ФЕРКО. Хорошо здесь.
ЕУГЕН. Здесь? Да, хорошо.
ФЕРКО. Что будем дальше делать?
ЕУГЕН. Надо идти. Пробираться к своим.
ФЕРКО. Где они сейчас?
ЕУГЕН. Никто не знает.
ФЕРКО. Ты веришь?
ЕУГЕН. Во что?
ФЕРКО. Что дойдём?
ЕУГЕН. А ты?
ФЕРКО. Я не очень.
ЕУГЕН. Я тоже не очень.
ФЕРКО. Где сейчас война? Не понятно.
ЕУГЕН. Нам до неё не добраться.
ФЕРКО. Я и не хочу.
ЕУГЕН. Да.
ФЕРКО. Мы получаемся: дезертиры.
ЕУГЕН. А мы что, специально?
ФЕРКО. Нет.
ЕУГЕН. Вот. Мы - нечаянно. Так получилось. Война же.
ФЕРКО. Так война для нас повернулась. Да?
ЕУГЕН. Ну.
ФЕРКО. Другим боком.
ЕУГЕН. Чего?
ФЕРКО. Ну, другим боком, для нас война повернулась. Да?
ЕУГЕН. Ну.
ФЕРКО. Ага.
ЕУГЕН. Так как? Задержимся?
ФЕРКО. Подумаем. Да?
ЕУГЕН. Ну.
ФЕРКО. Взвесим.
ЕУГЕН. Ага.
ФЕРКО. Тихо. Как же тихо. Мурашки побежали.

                6.

Солдаты и командир, сидят за столом и едят кашу. Мария сидит на стуле и смотрит в окно.

ФЕРКО. Ну, как думаете?
ЕУГЕН. Нарвёмся на них, все там ляжем.
ФЕРКО. Петро! Чего думаешь? Как?
КОМАНДИР. Хорошая каша.
ФЕРКО. Петро! Чего молчишь?
ПЕТРО. Решайте.
ЕУГЕН. Надо всем решать. Как будем?
ПЕТРО. Потом они вернуться. Чего скажем?
ЕУГЕН. Скажем, что беженцы. Крестьяне. Ружья спрячем. Форму сожжём.
ФЕРКО. Мария! У тебя есть мужская одежда?
МАРИЯ. Есть. От отца осталась.
ЕУГЕН. Переоденемся.
ФЕРКО. Опасно.
ЕУГЕН. Не поймут. Мало ли сейчас бродит беженцев.
ФЕРКО. А Мария кто?
ЕУГЕН. Хозяйка. Работаем мы. Наняла нас за стол и ночлег.
ФЕРКО. Опасно.
ЕУГЕН. Это - ясно. А пробираться, сейчас, не опасно?
ФЕРКО. Тоже, да. Петро! Как думаешь?
ПЕТРО. Я домой хочу.
ФЕРКО. Да  не дойдём мы сейчас.
ЕУГЕН. Где сейчас наши, где их – не знаем. Не понятно.
ФЕРКО. Чего есть будем?
ЕУГЕН. Мария! У тебя запасы есть?
МАРИЯ. Немного. Крупа, картошка.
ЕУГЕН. У Марии огород. Посадим что-нибудь. Я всю жизнь на огороде. Знаю, что и как. С голоду не умрём. На охоту будем ходить.
ФЕРКО. Мария! У вас в лесу звери водятся?
МАРИЯ. Я не знаю.
ФЕРКО. Птицы?
МАРИЯ. Птицы есть.
ЕУГЕН. Вот. А я про что? Проживём. Тепло настанет – пойдём.
КОМАНДИР. Доставим депешу.
ЕУГЕН. Петро! Чего молчишь?
ПЕТРО. Как в западне.
ФЕРКО. Чего?
ПЕТРО. Западня. Мы в западне.
ЕУГЕН. Петро! Ты на войне. Здесь всякое бывает.
ФЕРКО. Ну, что? Решили?
ЕУГЕН. Петро! Как? Решили?
ПЕТРО. Я – хочу домой. Домой.
ФЕРКО. Вот завёл, одно и то же. Не ты один хочешь домой.
ЕУГЕН. Петро! Сам говорил, что замёрзнем в лесу. А здесь крыша над головой.
ПЕТРО. Это не крыша. Это – западня.
ФЕРКО. Заладил.
ЕУГЕН. Какая западня?
ПЕТРО. Западня – это, когда некуда идти. И остаться на месте нельзя.
ЕУГЕН. Петро! Чего ты?
ФЕРКО. О чём он говорит?
ПЕТРО. Придут солдаты. Нас всех к стене, этого дома. И закопают неподалёку.
КОМАНДИР. Подкрепление подойдёт. Должно подойти.
ПЕТРО. Мария! Поможешь?
МАРИЯ. Чего?
ПЕТРО. Закапывать оккупантов. Поможешь?
ФЕРКО. Марию оставь. Причём Мария-то?
ПЕТРО. Да, не причём.
ЕУГЕН. Ладно, Петро. Решай сам. Можешь идти. Мы не будем тебя держать.
ФЕТКО. Мы останемся.
КОМАНДИР. Здесь будет базироваться штаб.
ПЕТРО. Да замолчите!
ЕУГЕН. Ты с командиром, так не разговаривай.
ПЕТРО. Какой он командир? Что вы, не видите?
ФЕРКО. Он остаётся, нашим командиром.
ЕУГЕН. Война не кончилась. Мы ещё солдаты.
КОМАНДИР. За проявленный героизм, все будут представлены к наградам.
ПЕТРО. А почему вы думаете, что Мария нас не выдаст?
ЕУГЕН. Что?
ПЕТРО. Вы думаете, что нравитесь ей?
ФЕРКО. Ты про что?
ПЕТРО. Наши солдаты, расстреляли её родителей. Мы пришли на её землю, в её дом. Вы что, ей нравитесь?
ФЕРКО. Еуген!
ЕУГЕН. Мы ничего плохого не сделали. Правда, Мария?
МАРИЯ. Ничего.
ЕУГЕН. Вот, видишь.
ФЕРКО. Еуген!
ЕУГЕН. Что?
ПЕТРО. Кто вы ей? Старые знакомые? Товарищи? Родственники? Кто?
ЕУГЕН. Мария!
МАРИЯ. Что?
ЕУГЕН. Ты нас выдашь?
МАРИЯ. Нет.
ЕУГЕН. Она нас не выдаст.
ПЕТРО. Вы ей поверили?
ФЕРКО. А что?
ПЕТРО. Вы ей поверили?
ЕУГЕН. Поверили.
ФЕРКО. Мария! Ты нас не выдашь?
ПЕТРО. Она нас выдаст. Как только они вернуться. Вы не понимаете?
ЕУГЕН. А ты не рискуй. Иди, если хочешь.
ПЕТРО. Дураки.
КОМАНДИР. В чём я виноват? Я выполнял приказы. Я должен быть жестоким.
ПЕТРО. Господин капрал! Разрешите обратиться? Вот эта девушка, она тайно способствует врагу.
ЕУГЕН. Петро! Ты чего несёшь?
ПЕТРО. Она помогает противнику.
ФЕРКО. Тебе лучше закрыть своё рот.
ПЕТРО. Господин капрал! Отдайте приказ на расстрел!
ЕУГЕН. Петро!
МАРИЯ. За что?
ЕУГЕН. Петро! Хватит!
КОМАНДИР. Врагу?
ПЕТРО. Именно.
ФЕРКО. Замолчи!
ЕУГЕН. Тебе говорят!
ПЕТРО. Господин капрал! Её нужно немедленно расстрелять. Иначе, она откроет врагу, все наши военные тайны.
КОМАНДИР. Военные?
ПЕТРО. Именно!
МАРИЯ. Что?
ПЕТРО. Господин капрал! Разве вы не видите, что она пособник!
КОМАНДИР. Что? Что мне нужно сделать?
ПЕТРО. Отдайте приказ на расстрел.
ЕУГЕН. Петро! Оставь командира в покое!
ФЕРКО. Ты слышишь?
КОМАНДИР. Приказ?
ПЕТРО. Да.
КОМАНДИР. Хорошо. Приказ. Немедленно расстрелять пособника.
ПЕТРО. Вы слышали?
ЕУГЕН. Петро!
ФЕРКО. Петро! Заткнись!
КОМАНДИР. Расстрел. Я не виноват. Это – война. Это мой долг.
ЕУГЕН. Господин капрал! Это – ошибка. Она не наш враг.
ФЕРКО. Она не связана с нашими врагами.
КОМАНДИР. Я должен. Я командир и это мой долг перед страной.
ЕУГЕН. Она ни в чём не виновата.
ФЕРКО. Нет, нет.
ПЕТРО. Выполняйте приказ командира. Вы что, не выполняете приказ командира? Он же наш командир, а мы солдаты. Мы все на войне. Вы что, забыли? Расслабились? Тепло вам стало? Домом запахло? Сами сказали. Трусы, дезертиры. Вас тоже следует расстрелять.
КОМАНДИР. Да, да. Так будет спокойней. Но я тут не причём.
ЕУГЕН. Петро! Ты уже слишком!
ФЕРКО Петро!

Солдат Петро берёт в руки ружьё. Передёргивает затвор.

ПЕТРО. Выходи во двор.
МАРИЯ. Я?
ПЕТРО. Да, да! Ты! Выходи во двор!
ЕУГЕН. Петро! Успокойся.
ФЕРКО. Петро!
ПЕТРО. Во двор! Быстро!
ЕУГЕН. Петро! Отдай ружьё!
ФЕРКО. Петро! Успокойся!
КОМАНДИР. Да. Во дворе будет удобнее. А тело надо сжечь. Чтобы не было дезинфекции. Правильно?Хорошо.
ПЕТРО. Во двор, я сказал!

Все поднимаются с места. Мария выходит. За ней Еуген и Ферко. Следом Петро, с ружьём. За ним командир. Все выходят во двор.

ПЕТРО. К стене! Встань к стене! А вы в сторону!
ЕУГЕН. Петро! Остановись!
МАРИЯ. Не надо. Пожалуйста.
ФЕРКО. Петро! Что ты делаешь?
ПЕТРО. Я – солдат. Я выполняю свой долг. Мы на войне. Вы слышали приказ командира?
ЕУГЕН. Это уже не война.
ПЕТРО. А что это тогда? Объясните?
КОМАНДИР. А что это?
ФЕРКО. Это убийство.
ЕУГЕН. Петро! Отдай ружьё!
ПЕТРО. К стене, я сказал!

Мария встаёт к стене дома.

ЕУГЕН. Да зачем же ты это?
ФЕРКО. Не надо, Петро!
ПЕТРО. Отойдите!
КОМАНДИР. Мы не на войне?
ПЕТРО. На войне! На войне, господин капрал! Отдан приказ, и я его выполняю.
КОМАНДИР. Да, приказ.
МАРИЯ. Что я сделала?
ЕУГЕН. Петро! Не надо!
ФЕРКО. Не надо!
ПЕТРО. Командир отдал приказ.
КОМАНДИР. Да, приказ отдан.
ЕУГЕН. Ну чего? Ты же понимаешь?
ПЕТРО. Что?
ФЕРКО. Что он не может отдавать приказы?
ПЕТРО. Как это? Вы сами говорили, что он остаётся нашим командиром. Не так?
ФЕРКО. Сейчас – нет! Не так! Петро!
ЕУГЕН. Петро! Всё, хватит. Давай поговорим.
ПЕТРО. Выполню приказ и поговорим.
ФЕРКО. Это – не приказ.
ПЕТРО. А что это?
ФЕРКО. Я не знаю. Только не делай ты этого.
ЕУГЕН. Как жить-то потом будешь?
ПЕТРО. Счастливо! Закончится война, вернусь домой, буду заниматься бабочками!
ФЕРКО. Какими бабочками?
ЕУГЕН. Так! Хорошо, всё, хватит.
ПЕТРО. Не подходите! Убью!
КОМАНДИР. На войне всегда так. Что тут сделать? Приказ, есть приказ.
ЕУГЕН. Господин капрал! Отмените ваш приказ!
КОМАНДИР. Я не могу отменять приказы. Какой приказ?
ФЕРКО. Господин капрал! Командир! Проснитесь!

Петро целится в Марию.

МАРИЯ. Не надо! Пожалуйста!
ФЕРКО. Петро! Стой!
ЕУГЕН. Петро! Не надо!
ПЕТРО. Это – война. Я – оккупант. Я могу делать, всё что угодно.

Петро целится в Марию. Еуген выхватывает из-за пазухи пистолет и стреляет в Петро. Петро вскрикивает и падает. Все смотрят на лежащего, на земле, Петро. Мария плачет. Тишина. Пауза.

КОМАНДИР. Приказ приведён в исполнения. Рота! Разойдись!
ЕУГЕН. Я должен был это сделать.
ФЕРКО. Да, наверное.
ЕУГЕН. А как?
ФЕРКО. Да.
КОМАНДИР. Трупы. Кругом одни трупы.
ЕУГЕН. А как?
ФЕРКО. Да.
КОМАНДИР. Мы похороним его с почестями.
МАРИЯ. Да что же такое? Когда это закончится?
ЕУГЕН. Уже закончилось.
ФЕРКО. Вот ведь как.
ЕУГЕН. Да.
КОМАНДИР. Он был хорошим солдатом. Салют, из всех орудий.
ЕУГЕН. Я не мог не выстрелить.
ФЕРКО. Согласен.
ЕУГЕН. Мы должны стрелять.
ФЕРКО. На войне, всегда так.
МАРИЯ. Ненавижу. Ненавижу!
ЕУГЕН. Мария! У тебя есть лопата?
МАРИЯ. Что?
ЕУГЕН. У тебя есть лопата?
ФЕРКО. Лопата, Мария. У тебя есть лопата?
МАРИЯ. Да. В сарае.
ФЕРКО. Отвык я от выстрелов. Оглушило даже.
КОМАНДИР. Я не виноват. Это же война. Правда? Я не виноват?
ФЕРКО. Какая тишина. Тишина вокруг. Где сейчас война? Никто не знает. Как и нет её.

Все смотрят, как Петро лежит на земле, в неестественной позе, раскинув руки в стороны. Вокруг тишина. Война закончилась.



               
                22 июля 2011 г.

               
               
                bekket@r66.ru

                alexandr.sergeev2012@yandex.ru

               
                (343) 212-22-82

                8.909.001.29.91