Страх

Анатолий Брилёв
                …’’Сначала человек потерял страх, потом человек потерял совесть,
                потом человек потерял стыд, а потом человек потерял всё и …
                человека не стало….’’
                (Моё.)


Хочу немного порассуждать о страхе. Страх относится исследователями к одной из базовых (основных) эмоций. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Я бы даже сказал, что страх – двигатель морального воспитания человека.

Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным. Но в, то, же время он один из главных рычагов управления кем-либо. В нормальном современном обществе, как и тысячи лет назад всё зиждется на страхе. Даже церковь, призывая к любви к ближнему, тем не менее, не забывает упомянуть о каре господней и страшном суде. Но этот страх с течением времени отошёл на второй план. За долгую жизнь человечества неоднократно осквернялись и сравнивались с землёй храмы любых религий, уничтожались церковные святыни, но конец света не наступал, а мифическую геенну огненную никто и никогда не видел. Более того, осквернители в целом неплохо жили и громов-молний на их головы не наблюдалось. После легализации сексуальных меньшинств ни один Содом, ни одна Гоморра не сгорела. Потому чувство страха постепенно притупилось.

В России это чувство у большинства, похоже, вообще атрофировалось. По крайней мере, в высших эшелонах власти. Надо отдать им должное, что подсуетились они очень быстро. Неотвратимость наказания подсознательно настраивает человека на соблюдение законов и правил, принятых в обществе. Поэтому в числе первых преобразований и был модернизирован Уголовный кодекс и введён мораторий на смертную казнь. Так была выдана индульгенция от страха себе любимым. Глядя на власть предержащих, следом с опаской потянулся народ. Но увидев и осознав, что оставшиеся «страшные» законы работают как бы в вполсилы, а то и вообще не работают, люди тоже осмелели. В первую очередь самые наглые и самые алчущие. И всё. С утерей страха началась вакханалия «свободы», в основном выражающаяся в угнетении и притеснении тех, кто слабее или просто порядочнее или просто умнее, – началась деградация общества. Как красиво сказал поэт Майк Зиновкин:

..."И пеленой на глаза – свобода.
И прочь – флажки, егеря, двустволки!
Мы шли уверенно год за годом
От чувства страха до чувства волка.
И не желаем иной дороги,
Из рек кровавых луну лакая.
Вперёд, ведь снова нас кормят ноги.
Мы были стадом, а стали – стаей."


За примером ходить далеко не надо. Посмотрите хотя бы как люди ездят на автомобилях. Сразу видно кто наглый, кто власть, кто вежливый, кто неуверенный, …, кто есть кто одним словом. Вот другой пример. Весной, гуляя по улице, наблюдал характерное для нашего современного общества поведение. С крыши дома собирались сбрасывать снег, натянули на тротуаре ограждающую ленту, но пока не работали. Интересно поведение пешеходов. Специально остановился посмотреть, потом начал считать в течение получаса. Пропорция получилась один к трём. То есть каждый третий лез под ленту вместо того чтобы обойти. Порой даже не глядя наверх. Что это, как не потерянное чувство страха?

Несколько лет назад вышел из тюрьмы пресловутый мошенник Мавроди. Казалось бы таких людей надо вычёркивать из памяти и жизни, но его потащили на ТВ, где он стал чуть ли ни героем нашего времени. Я тогда посмотрел несколько программ с его участием, где он откровенно заявлял о создания нового, теперь уже интернет-проекта, новой пирамиды «МММ-2011». Что характерно, но поразил не Мавроди. С ним всё ясно, он соприкоснулся с главными держателями индульгенций от страха, номинально посидел в тюрьме и окончательно понял, что не так страшен чёрт, как его малюют. Его откровенный цинизм и вальяжная брезгливость к окружающим меня, по крайней мере не шокировала. Поразила женщина из Магадана, которая в прошлой пирамиде потеряла все сбережения, квартиру, мужа. На вопрос – будете ли вы участвовать в новой? Отвечает – Да (!!!), я бы рискнула. Что это, как не потеря страха? А ведь следом однозначно идёт потеря совести. То есть человек осознаёт, что деньги не возьмутся из воздуха. Что если у кого – то они появились, то значит у кого-то исчезли. Но надеется вовремя «соскочить», то есть заведомо обокрасть десяток, если не сотен, других. И совесть её нисколько не будет при этом мучить, потому что она тоже начала исчезать вслед за страхом. Печально? Нет. Уже страшно….

Чем объяснить, что наши люди едут отдыхать на гражданскую войну в Египет? Алчностью? Скупердяйством? Неутолимой жаждой познания и любовью к пирамидам? Да, нет. Обыкновенный пофигизм. А что есть пофигизм, если не атрофированное чувство страха. Дитя суёт пальчики в розетку. У него нет страха перед красивой коробочкой с дырочками, потому что ещё нет достаточного жизненного опыта и необходимых знаний. Сегодня наше общество напоминает мне это неразумное дитя. Но ведь оно обладает всеми необходимыми знаниями и опытом всех прошлых поколений. Парадокс? Нет. Больше похоже на маразм, а это есть ни что иное, как деградация.