Что есть Душа? Понятие о Душе

Валерий Яковлевич Гендель
Глава 60.   Что есть Душа?
1996: В газете «Правда» прочитал статью, в которой говорится, что Душа находится в горле у человека. Вообще-то мог старый пройдоха Бог сказать людям, где действительно находится Душа в теле человека, но не говорит, а если говорит или дает почувствовать, то делает это с определенным умыслом. Какой умысел у него был, мы только что наблюдали на моем примере. На уровне Веры я верю и начинаю делать оптимистические выводы о нашем будущем, на уровне знания я рассказываю, какая доля правды есть в сказанном и почувствованном.
Горлом Душу можно почувствовать, но горло это только средство творения или внешнего выражения Души, а если точнее, то Духа. Именно Дух может  через инструмент (душу), грубо говоря, дышать, а мягко говоря, творить. Наяву это случается, когда человек выбирает Зло, тем самым оживляя своего Эго-Духа. Известными становятся в народе  целители, ведьмы, колдуны, которые способны   реально повлиять на события, потому что они, действительно, влияют. Как правило, это потомственные ведуны (ведающие миром ведьмы-ведьмаки.) Они обязаны, когда умирают, передать свой дар наследнику. Передают они этот свой дар горлом (открытым ртом). Дух из их Души выходит и входит в душу наследника.
 На рисунке 48 дан вертикальный разрез человека: слева – тело, справа – Душа. Четыре слоя Души охватывают тело от самого его низа (первого эфирного центра) до самого верха (седьмого эфирного центра). Нет Души только в руках и ногах. Руки и ноги это как приложение к физическому телу, которые нужны только в физическом мире. И поскольку эти средства передвижения и творения очень важны для жизни в физическом мире, через энергетические меридианы (рисунок 60-72) чувствует их человек еще лучше, чем само тело. Чувствует их человек так же, как чувствует свои внутренние органы, которые тоже нужны только для жизни в физическом мире. Через желудок, печень и прочие жизненно важные органы тела проходят меридианы, и если что-то внутри болит, то болят в одном случае еще и ноги, в другом – руки, в третьем – поясница, в четвертом – ступни ног. Ступня ноги по схематической форме похожа на Душу (рисунок 51) не случайно. Именно ноги моют ученики своим учителям на Востоке, и моют так, словно душу саму лелеют. Иисусу Христу Мария Магдалена ноги мыла и смазывала их мирром. И сам Иисус перед восхождением на крест мыл ноги своим ученикам, словно бы очищая их Души перед их будущей апостольской работой. По рисунку на ладони хироманты читают судьбу человека.
Посмотрим, что говорят о Душе известные в прошлом личности  и сравним их определения Души с тем, что есть на самом деле. Цитата из Википедии:

История развития понятия
«По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда — и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращения жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.
В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания — лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.
Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т. е. психологию, подчинённую принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 Вильгельм Вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных. Вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах «Grundz;ge der physiologischen Psychologie» (1908—1911) и «V;lkerpsychologie» (1908—1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».
Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевлённость)».

Во всех этих данных есть своя доля правды. Всё как будто правильно, кроме одного. Правильно говорится о душе как особой Силе, существующей в теле человека, животного, растения. Я в этот список добавлял еще минерал, потому что Душа есть и в минерале, просто состояние у Души в минерале такое, что минерал выглядит неподвижным камнем. У Макса Генделя это состояние минерала в человеческом виде представляется как мешок, подвешенный в Пространстве на нити. Все души начинали свое развитие с этого несколько неподвижного состояния. Визуально всякий видящий увидит у человека, животного, растения, минерала эфирное окаймление вокруг физического тела. У человека это окаймление яркое, выступает за пределы почти на сантиметр, у животного – меньше, у растения – еще меньше, и совсем слабенькое оно у минерала. Это эфирное тело, делающее физическое тело живым во внешнем мире. Эфирное тело одна из трех составляющих Души. У минерала, кроме этой составляющей, больше ничего нет в Душе. На рисунке 51 это 0, который имеет всё только в зачатке. У растения – добавляется непосредственно эфирное тело 1, которое получается после разделения Ноля на две части, положительную и отрицательную. 1 – это отрицательная часть, то есть активная часть, способная к росту. В минерале 0 сдерживает от каких-либо действий отрицательную часть. В животном в состав Души добавляется тело чувств 2.
Правильно связывается наличие дыхания с присутствием Души в теле: пока человек или животное дышит, Душа в теле, или, что точнее – наоборот.
Правильно заметили, что кровь является носительницей Души: пока кровь движется по кровеносным сосудам, Душа в теле и кровь, соответственно, до каждой частицы тела доносит все качества, имеющиеся в Душе. Уточню, что качества это уже прерогатива тела чувств, то есть Душа должна замечаться внешне именно по признакам, характерным для тела чувств. Растение тоже имеет качества, но это подкачества, которые не так ярко проявлены. Растение дышит совсем незаметно внешне для восприятия, но дышит так основательно, что леса правильно называют легкими планеты (поглощается углекислый газ и выделяется кислород).
Правильно говорится, что Душа это некая нематериальная субстанция, то есть не из физического вещества состоит. Состоит она, добавлю, из тонких энергий эфира, чувств и мыслей, которые по своей тонкости друг от друга отличаются так, что легко пронизывают друг друга,  и все вместе они пронизывают материю физического тела.
 Платон правильно говорит, что Душа предшествует существованию в физическом теле. И не совсем правильно его представление о созерцании идей Душой, когда она не в теле. Созерцать и даже как-то действовать Душа после смерти, например, может  только в определенный период времени (до года), пока ментальное  тело Души, у кого оно есть, не распалось. Какие-то действия Души в небе зависят от состояния сознания, которое у современного человека я квалифицировал, в основном, как сомнамбулическое. Сознание это уже прерогатива ментального тела, которое на рисунке 26 именно через ментал соединяется с Духом.
Различают авторы исследований бессознательность Души и сознательность Духа. В принципе всё сознательно (рисунок 35), но по отношению к сознанию Духа сознание Души можно считать бессознательным, поскольку сознание Души ограничено пределами своих потребностей в момент воплощения души в физическом теле.
 Платон природу человеческих знаний определяет как воспоминание забытых идей: мол, забывает Душа всё, что было с ней до рождения. В действительности Душа ничего не забывает, потому что в эфире памяти всё записывается, в действительности у физического тела вырастает вместе с его ростом свое физическое сознание, которое ничего не знает ни о памяти в своем эфире, ни даже о том, есть ли вообще Душа. Нет соединения физического сознания с памятью Души и тем более с памятью Духа – нет и знания.
Способность воспроизводить какие-то мысли Аристотель называет первой энтелехией  жизнеспособности тела, то есть первым проявлением, становящимся признаком жизнеспособности тела.
энтелехия [гр. entelecheia] - в философии Аристотеля и в схоластике - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность; у нек-рых сторонников витализма - особое фантастическое нематериальное жизненное начало, якобы направляющее развитие организмов.
Вот это последнее, что появилось потом у виталистов, самое близкое к истине, но не могущее быть принято материалистами. Именно Материализм, напомню, был целью процесса дифференциации, которым руководили Высшие. Сложной получается задача у Высших: развить человека, сообщая ему средствами развития, то есть средствами знания, погружение в незнание, или в то, что разовьет у него эту самую энтелехию.
Способность решать задачи нужна человеческому сознанию, а не сами знания. В армии, думая о том, какой смысл в том, что я окончил техникум перед армией, я додумался до мысли, что за три года армии, скорее всего, я забуду все конкретные уроки, но останется во мне некое  абстрактное представление об этих знаниях и способность эти знания конкретизировать, если надо. Всегда я буду знать, что такие знания есть в библиотеке и когда они мне понадобятся, я пойду и возьму нужную мне книжку.
Таким образом, сами знания в процессе развития ума у человека, важны лишь как средство. Поэтому знания о Душе отдельными деталями в разные времена всплывают в разных умных головах. Это как если бы из затопленной подводной лодки всплывали на поверхность отдельные её детали или принадлежности, а человек на поверхности, видя что-то всплывающее, старался бы сообразить, что там такое на дне воспроизводит эти вещи. Может, там подводная лодка, а может затонувший корабль, а может самолет? Кто знает? 
Я знаю, рассказываю. Но откуда людям знать, действительно я видел или, как они воображают, вообразил себе это? Я отличаюсь от прочих всего лишь тем, что у меня есть соединение с Высшим, которому я задал интересующие меня вопросы и в ответ получил рисунки. Это как если бы я был конструктором и получил в ограниченном количестве чертежи. Чертежи не все. Недостающие чертежи я сам нарисовал, вычисляя то, чего не хватает, по имеющимся чертежам. В результате, я получил целостное представление о Душе, и не только о Душе. Есть еще Дух. Как ниже мы это увидим, умные люди до некоторых признаков Души додумались, а вот чем она отличается от Духа, это для них вопрос. Для упрощения, дабы не путаться, они всё это невидимое назвали Душой.

Цитата:
Понятие души в философии
«Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.
Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», — пишет Аристотель, для которого «все естественные тела суть орудия души».
После теософского периода к исследованию души вновь обращаются Шопенгауэр, Кант и Гегель. В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка».

О том, что чувства сильнее ума, потому и проявляют себя, не обращая внимания на урезывания  ума, я, независимо от этих ученых людей, сделал свой вывод. При этом определил я как закономерность это явление, при условии развития чувств сверх меры (более 50%). Чувства, повторю, это центр, вокруг которого вращается вся Душа с её мыслями и требованиями подчувств на клеточном плане. То есть Чувства главные, пока человек на «моём пути к богу» это главенство не перехватил.
Вопрос о связи души с телом, как видим, интересовал всех философов. Платон явно ошибался, предполагая, что душа существует отдельно от тела. Правильнее думал Аристотель, для которого они неразрывно связаны. Именно неразрывно, потому что стоит душе отделиться от тела или телу нарушить связь (перестать дышать или нарушить кровообращение), так сразу физическое тело (без души) превратится в тряпку, в которой быстро начнется процесс самоликвидации через гниение. Повторю правильную цитату Аристотеля: «Все естественные тела суть орудия души». Разделить причину и следствие здесь трудно, потому что всегда у души, когда она развивалась, а она развивалась, когда не было физического тела (рисунок 8), очень длительное время, были  свои орудия, то есть когда не было физического тела, то роль плотного тела выполняло эфирное тело. Но первична все-таки душа, которая меняет свои орудия, а не наоборот. И тут же мы видим противоречивое заявление Аристотеля, что «Душа есть первая энтелехия естественного тела». Это неправильно, если смотреть на процесс развития с одной стороны, когда в процессе развития всё последовательно осуществляется (в пределах нормы). Но если посмотреть с другой стороны, то и это утверждение придется признать верным, так как действия сверх нормы меняют причину и следствие местами. Этот мир, который творится непосредственно человеком (или его Духом), я называю Вторичным. Гитлер вначале мистику признает. А потом возвеличивается так, что мистики становятся врагами для него. И в этом случае, как предсказывает ему Эрик Хануссен, он обречен погибнуть через двенадцать лет после разрыва. Двенадцать – мистическое число, обозначающее развитие во Времени.

Цитата:

Иудаизм
«В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
Представление о посмертной участи в некоторых течениях современного иудаизма похоже на буддийское, также на верования Древнего Египта, откуда, скорее всего, позаимствовано: грешные души после смерти должны снова и снова проходить круг перерождения (реинкарнацию), пока не достигнут совершенства. Присущие этим течениям околокаббалистические представления о триединой сущности самой души взяты из древнеегипетских или римских верований, либо получили «второе рождение» в Средневековье, во всяком случае, ни в Торе, ни в Талмуде подобного нет. Согласно этой концепции, в момент смерти человека душа распадается на три составляющие её части. Когда умирает праведник, его «нешама» (римский anima или spiritus, египетский «ху»-«мир интеллекта») получает «поцелуй любви» от Беспредельного и ныряет в «источник Божественного Света». «Руах» праведника (римский manes, египетский «ба»-«вместилище нравственных свойств») отправляется наслаждаться в Эдемский сад. «Нефеш» (римский umbra, египетский «ка»-«витальное начало») остаётся в могиле и витает над телом некоторое время, пока оно не распадётся, после чего «нефеш» обретёт окончательный мир и покой где-нибудь в «спальном уголке» вселенной. Эти средневековые иудо-языческие представления сейчас наиболее популярны».

Язычнику о Духе в человеке совсем ничего не говорится, да и говорить нечего, потому что индивидуального Духа у язычника нет, а есть коллективный Дух (рисунок 81). Однако нечто подобное Духу, витающее постоянно где-то рядом с язычником, есть. Поэтому говорится об отделенной Душе. Доброе и злое начала на рисунке 51  мы обозначили как 0 и 1. Ноль в жизни язычника почти не участвует, но постоянно витает рядом. Вначале он ближе витает к язычнику, чем злое начало души, потом –  наоборот. Плотное тело  человека в период язычества, действительно, несколько отделено от этих двух начал. Поэтому, вроде бы, правильно говорит Платон, что душа независимая от тела сущность.  Перед Высшими стоит задача наполнить сосуд, который создан, содержимым. Времени на проникновение уходит много. Поэтому прямо и правильно говорится о реинкарнации: в каждом следующем воплощении Душа получает тело уже более пористое. Душа проходит свои уроки, тело – свои. И так до конца, пока плотное тело полностью не приспособится к тонким качествам Души. Плотное тело в начале было как глиняный горшок, которому все равно, что в него нальют. Такое тело не было ни порочно, ни добродетельно, не чувствовало боли.
Правильно говорится о трех частях, на которые Душа распадается после смерти тела. Только не сразу это происходит, а по очереди, вначале отходит от физического эфирное тело, включающее в себя тело чувств и ума, затем – тело чувств и тело ума. До сих пор люди три раза справляют поминки по умершему в течение года (девять, сорок дней и годину). Правильно сказано, что праведник отправляется на покой в нечто, похожее на Эдемский сад.

Цитата:


Кабалла.
«В учении Каббалы душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме или мировой душе и возникающая как эманация последнего. Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Богу.
«Суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это — духовная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела. И это «я» человека. Это «я» человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого «я», духовного и вечного.…
— статья Бааль Сулама «Тело и душа»
Творение, являясь инструментом раскрытия потенциала Творца, не может воспринимать Его иначе, как в информационных формах своих ощущений. Ощущения эти возникают в результате наполнения сосуда творения светом Всевышнего. Сосуд, наполненный светом, называется — ДУША, о чём сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни…». Душа, ощущая Творца, как мир вокруг себя, воспринимает себя в нём, как наше эгоцентрическое «я». Это «я» облачено в материальное тело по той же причине, по которой Творец воспринимается душой, как материальный мир, такова функциональная природа творения. (Лави К. «Древо Познания»)
Душа как инструмент раскрытия Творца включена в замысел творения, и поэтому является бессмертной, в соответствии с бесконечностью потенциала Творца. Тело же, посредством которого душа функционирует в мире с целью совершенствования функции творения, лишь однажды раскрывается в мире на период осуществления своей функции, в соответствии с программой, называемой — судьба. Затем происходит смена тел и наступает новый цикл совершенствования функции творения посредством души. (Лави К. «Древо Познания»)».

Всё у Лави сказано так хорошо и поэтично, что уши радуются его словам. Но есть неточности: всё это касается не Души, а Духа. Духа легко перепутать с Душой потому, что духовные тела пронизывают душевные. Духовные тела (рисунок 8) первичны по отношению к Душе так же, как первична Душа по отношению к плотному телу. Именно в Духе, особенно в первом аспекте (Мир Божественного Духа), Духа много. Духа, чистого Света, в третьем аспекте тоже много, но меньше, чем в первом аспекте, потому что здесь Эго, которое тоже Дух, непосредственно работает с Душой человека. Очень много Эго-Дух работает вначале коллективно со всем родом человеческим (рисунок 81), затем – индивидуально. Фактически когда человек становится эгоистом, можно сказать, что Дух-Эго потрудился в этом человеке на славу, и чем теснее сотрудничали Эго-Дух и человек, тем более эгоистичным стал человек. Превосходные образцы великих эгоистов это Гитлер, Сталин, Иоанн Грозный.
Вторая неточность – это придание человеческому Я чисто утилитарной функции совершенствования Бога самого себя. На рисунке 28 у нас видно, что Бог таким образом не только самого себя совершенствует, но и из человеческого Я хочет вырастить, как из Сына своего, такое же божественное существо.

Цитата:   

Христианство.
«Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли (т. н. троичность души), составной неотъемлемой частью которой у человека является нетварный дух, (в отличие от всех животных, у которых духа нет). После смерти тела человека душа, согласно этим представлениям, продолжает полностью сознательное существование, и её дальнейшая судьба определяется Богом на суде (сначала предварительном, затем Страшном), и дальнейшим местом пребывания души является либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь, кроме этого, имеет учение о чистилище.
Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima), другие же — Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.
Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве, выступал Иммануил Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности».

Совершенно правильно сказано  у христиан, что отличается человеческое существо от животного наличием у человека «нетварного Духа». Нетварный – в том смысле, что происхождение Духа Человеческого не из сотворенных тварей, а из самого Творца. У меня третий аспект божественного Духа (рисунок 86) называется уже по его прямой принадлежности индивидуальным Эго-Духом, он же Змей.
С сознательным существованием на Небе после смерти тела на Земле ситуация выглядит тоже неоднозначной. Сознательности у всех христиан на Небе не должно быть потому, что все они верующие, а верующий – это не сознательный. Нет у верующего знания, а есть просто вера в то, что сказали ему. Однако именно Христианство становится средством, взращивающим то, что сделает человека сознательным. Это ум. Верующий в Христианстве как гусеница, которая жрёт все подряд, что ей дают, вырастает до ума, способного анализировать, и вдруг, задумавшись, начинает понимать, что её обманывали. Как только она задумалась, тут же происходит окукливание. Куколка просто лежит и думает. Что она выберет, добро или зло, в таком качестве она и вспорхнет бабочкой над миром.
Материальна Душа или нет, вопрос такой простой для знающего, что проще некуда. Она материальна, просто её материя иных вибраций, не определяемых физическими органами чувств. Оттого и вопрос возникает. Ближе к истине понимание И.Канта, что душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция. Грубо говоря, то, чем человек чувствует этот мир, и есть его Душа. Троичной Душа становится, потому что прибавляется ум, чтобы было чем думать о чувствах, и эфирное тело, в котором на клеточном плане все чувства проявляются. То есть задача усложняется, дабы ум вырос достаточным, чтобы стать Разумом.

Подведем итоги тому, что называется определением Души в современном мире. Представление о Душе есть, но это представление не носит массового характера. Что-то знают о Душе только люди, думающие об этом. И знают они, в основном, с подачи Творца земного бытия, который о подводной лодке Души давал знать людям по отдельным всплывающим на поверхность деталям.  Что-то сказать об этих не видимых земным органам чувств деталях могли только те, кто несколько забежал вперед с появлением у них тонких органов чувств, или те, у кого они не успели закрыться с языческих времен. Нам это интересно в плане создания второго плана бытия, который активизирует выход наружу у земных людей тонких органов чувств. Надо, чтобы каждый почувствовал то, что было для него раньше невидимым, и постарался бы разобраться с этим по своему разумению.