Сравнительные жизнеописания великих драматургов

Г.Фридман
Биографические сведения могут прояснить, каким образом молодые люди без высокого образования становились знаменитыми и иногда - непревзойденными мастерами пера. Обратимся к началам биографий Уильяма Шекспира, Бена Джонсона и Жана-Батиста Мольера . Документальных данных о них сохранилось немного, зато дошедшие до нас предания и легенды намного увлекательнее архивных записей  и, в основном, верно характеризуют героев.

Точно неизвестно, закончил ли Уильям Шекспир (1564-1616) грамматическую школу. Скорее всего, окончил;  наверное, почти окончил, возможно, недоучился один год. Обучение его, по данным,приведенным И.О.Шайтановым,вообще не требовало оплаты, тем более, что отец его занимал разные должности в городском самоуправлении, вплоть до поста городского головы. Также нет точных данных, чем юноша занимался после окончания (прекращения?) учебы. Возможно, помогал отцу. Есть сведения, что  он был подручным мясника. По одному из преданий, он смолоду был склонен к лицедейству и прежде чем зарезать теленка, произносил над ним на латыни (!)пафосную прощальную речь. По другому преданию, Уильям был учителем, который, как было принято, давал малышам до школы начатки грамоты. Затем он завалил оленя во владении местного помещика, возникла угроза судебного преследования. Уильям написал на помещика злую балладу, которая еще более накалила обстановку, и ему в 1583 году пришлось скрыться с бродячей труппой. Потом была труппа в Лондоне. В ней он был вначале сторожил  лошадей приезжающих в театр джентльменов, переписывал тексты и играл маленькие роли. Он стал, как писал М.Морозов, "штопальщиком пьес" ("playpatcher"), перелицовывал старые пьесы для новых постановок.[9]. Биографы отмечают, что в своих ранних драмах Шекспир заимствует изрядные куски, имитирует или пародирует то одного, то другого драматурга, набирается опыта и мастерства...
Авторство, как принято издавна  (также как приоритет), доказывают  публикации.  Конкуренты-драматурги, современники Шекспира, были остроязыкими, но известная  нападка на Шекспира закончилась извинениями… Заимствования - как обыденная в те времена практика драматургов - у Шекспира случались нередко, а  обвинений в плагиате больше не было.


                *    *    *

Бену Джонсону (1573-1637), который при жизни считался первым драматургом Британии, с учебой повезло. Отчим отдал его в вестминстерскую школу, где преподавал известный ученый Вильям Кэдмен. По одним сведениям Кэдмен сам платил за учебу способного мальчика, по другим –  Бену пришлось стать лучшим учеником, чтобы его освобождали от платы. Под руководством Кэмдена Бен в совершенстве выучил латинский язык и хорошо – древнегреческий, полюбил античных авторов. Джонсон написал, что Шекспир слабо знал латынь и еще меньше греческий, видимо, потому, что сам знал эти языки превосходно. Он не закончил школу, но самоучкой стал выдающимся эрудитом, почетным магистром двух университетов.

               
 Но начинать карьеру пришлось ему каменщиком. Затем он записался добровольцем в армию и отправился воевать в Нидерланды. Только там, к его разочарованию, сражений не случилось. С юных лет Бен обладал замечательной физической силой. Из рассказа самого Бена Джонсона поэту Драммонду, у которого он в Шотландии гостил целый год, известен занятный эпизод его военной службы. Джонсон вспоминал, что вызвал на единоборство одного из солдат противника (по другой версии – вышел размяться испанский военачальник), Бен "на виду у обеих армий убил его и снял доспехи как трофей" [10]. Затем в 1592 году Джонсон вернулся домой и вступил в бродячую труппу, которая путешествовала в фургоне. У него был зычный голос, он неплохо декламировал. Затем осел в Лондоне, где  выступал как актер, а потом стал драматургом труппы Генсло. "На первых порах Бен Джонсон главным образом исправляет и дополняет пьесы старых драматургов и редактирует новые". Также как начинал Шекспир!

"Скажи мне, кто твой друг…". Бен Джонсон подружился с Шекспиром. Генсло был слишком прижимист, и в 1598 году Джонсон принес свою новую пьесу "Всяк в своем нраве" в труппу "Слуг лорда камергера". Премьер труппы Бербедж комедию не принял, а Шекспир автора остановил, сказав, что Бербедж прекрасный актер, но в пьесах не разбирается, и если пьеса хороша, то они будут её играть. Он тоже акционер и хочет получать деньги. Так и вышло. Шекспир исполнял в этой пьесе, по некоторым данным, главную роль. Естественно, что некоторое время спустя он стал крестным отцом дочки Джонсона. А из-за той комедии произошла трагикомедия. Один из актеров труппы Генсло, большой забияка, сильно расстроился из-за громкого успеха пьесы Джонсона и стал его задирать, вызвал на дуэль. Джонсон явился на поединок, прихватив бутафорскую шпагу, которая была на 10 дюймов короче, чем рапира противника.  Актер ранил Джонсона в плечо, и драматургу пришлось убить забияку. Суд приговорил Джонсона к повешению, и его уже заклеймили как висельника. Выручили друзья, которые стали протестовать и, главное, спасло то, что Джонсон был членом гильдии каменщиков, за которых заступалась церковь.
"Этот неугомонный бунтарь бил направо и налево. Его собственные политические позиции были довольно туманны, но он был страстным сторонником здравого смысла и боролся за человеческую справедливость" [10].
Итак, судя по характеру бесстрашного Бена Джонсона, он был не тем человеком, который бы стал хранить или покрывать тайны Шекспира, будь он малограмотным прохвостом, каким его представляют  некоторые нестратфордианцы. Свидетельства Джонсона о Шекспире заслуживают доверия. В крайнем случае, он мог что-нибудь преувеличить, как говорят его современники, ради острого словца… 
 
                *    *    *

Жан Поклен, более известный как Жан-Батист Мольер (1622-1673), родился в семье ремесленника, который стал придворным обойщиком.
               
Жан получил хорошее образование в престижной иезуитской школе - Клермонском колледже, где основательно изучил латынь (опять сходство!), поэтому свободно читал римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей». Чтоб успокоить родителей, после окончании колледжа Мольер сдал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но карьера юриста привлекала его не больше отцовского ремесла, и Мольер подался в актёры.  Он основал "Блистательный театр", который в кратчайший срок блестяще прогорел, и молодой директор на 4 дня сел в тюрьму за долги. Потом и он присоединился, как подобает будущему знаменитому драматургу, к бродячей труппе и немало путешествовал в фургоне, набирался опыта. С 1650 года он возглавил труппу. Репертуарный голод стал стимулом к началу его драматургической деятельности. Точно так же, как у Джонсона и Шекспира. Спрос всегда рождал предложение. Конечно, он тоже заимствовал сюжеты и не только сюжеты. У Мольера был знаменитый девиз: "Я беру свое добро там, где его нахожу". Множество фарсовых пьесок, сочинённых им в провинции, исчезло без следа. Более того, от всего его творческого наследия не осталось ни единой рукописи, ни одной реплики, написанной его рукой. Сохранились меньше, чем от Шекспира - только две денежные расписки! Замечательно, что французы не делают из этого трагедии.

                *    *    *
Итак, Уильям Шекспир, особенно в начале его театральной карьеры, мало отличался от других выдающихся драматургов прошлого, и в дальнейшем проявил себя обыкновенным гением. Что касается слов И.М.Гилилова, взятых эпиграфом к следующей сттье, то он верно предполагал, что графиня Пембрук была соавтором Шекспира, но совершенно не оценил выдающийся вклад самого Шекспира из Стратфорда – на – Эйвоне.