(Черкесия. Политическая реальность - окончание)
(начало - http://proza.ru/2013/06/25/823)
Слово «черкесский» употреблено здесь не случайно. Поскольку нет возможности сохраняя научную основу, а, главное, следуя человеческой совести и памяти наших предков, провести границу между народами Черкесского мира. Думающий читатель мог давно заметить, что обсуждая проблемы АДЫГОВ, мы разбираемся и с проблемами АБАЗА, как и наоборот, обсуждая проблемы народа АБАЗА, мы разбираемся с проблемами АДЫГОВ. Поскольку вместе мы по своему происхождению и нравственному кодексу и есть ЧЕРКЕСЫ. Всё отличие заключено только в том, что сегодня у АБХАЗОВ есть еще и свое суверенное государство. При этом есть все основания надеяться, что это не будет основой для гордыни одних и предметом зависти других. Остановимся на этом.
Объективное отношение к своей истории и современным реалиям есть условие честного взгляда на будущее черкесов. Оно не может определяться романтическими фантазиями людей, мечтающих повернуть историю вспять, полагающих, что в 21 веке можно воссоздать средневековый образ жизни и мыслей предков, что хотя бы один народ на земле способен изолироваться от процессов глобализации, превращения человечества в единое целое. Как найти и сохранить свое лицо в ТАКОМ мире?
Ответ дает нам опыт предков, поскольку именно они создали то, что отличает нас, как их потомков, от других. Черкесы не относятся к числу тех редких племен и народов, которые обладают особыми наследственными - анатомическими или физиологическими - признаками. Будь то цвет кожи, разрез глаз, рост и т.д. Более того, именно в силу этого черкесы являют собой яркое доказательство того, а это теперь доказано наукой, что даже их физические особенности, которые отмечались еще древними путешественниками и учеными, были ЧАСТЬЮ и СЛЕДСТВИЕМ национального культурного ДУХА. Он проявлялся в форме особого образа жизни за счет НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРКЕСОВ относительно самих себя и окружающего их мира. Исчезновение этого внутреннего состояния имеет следствием похожесть на других.
Сформированный еще в древности, в том числе и под влиянием природных, географических условий, черкесский образ жизни приобрел свою относительную устойчивость и самодостаточность. Черкесский мир с тех пор определялся не столько МЕСТОМ, где жили черкесы, сколько присутствием в любом месте НОСИТЕЛЕЙ черкесской культуры. Это не только села в горах и на побережье Западного Кавказа, но и арабская пустыня, турецкое побережье, русские, американские и немецкие городские кварталы, ВСЕ МЕСТА жизни сохранивших свой дух черкесов.
Понимая это, зададимся вопросом и ответим честно, как бы ни было это тяжело, а, возможно, и неприятно, – ЧТО конкретно требуется сегодня для сохранения черкесской самобытности?
Заранее хочу еще раз отметить, что изложенные здесь мысли и предложения не претендуют ни на что, кроме отражения точки зрения автора этих строк и имеют своей целью только то, чтобы стать поводом задуматься и над таким взглядом на нашу жизнь. Еще, возможно, стать основанием для дальнейших дискуссий, а может быть и толчком к практической работе.
С учетом мирового исторического опыта, есть основания полагать, что ЛЮБЫЕ национальные особенности, противоречащие выживанию в условиях конкурентной борьбы, будут иметь своим следствием одно из двух последствий –
1. или преобразование и адаптацию этих особенностей к реалиям современной жизни;
2. или исчезновение с лика Земли не приспособленных к современной жизни носителей этих неизменных особенностей.
Нетрудно догадаться, и надо иметь мужество признать это открыто, что 2-й вариант это и есть то, что проходят черкесы практически с 18 века. Отставая в своем экономическом и технологическом развитии, мы, не имея передовых для того времени средств ведения войны, проиграли Русско-Черкесскую войну, потеряли свою независимость, понесли огромные людские жертвы, стали в основной своей массе народом изгнанником, проживающим вне территории своей исторической родины.
Остается ПЕРВЫЙ вариант. В соответствие с проведенным анализом, мы можем утверждать, что его реализация предполагает решение сложной задачи – преобразование и развитие своих национальных отличительных черт и наследия, но без потери своего национального ЛИЦА.
По сути это означает сохранение СМЫСЛА таких преобразований с точки зрения национального развития. Ведь есть возможность перехода на другие формы национальной самоидентификации. Чаще всего это более крупные, "выгодные" или "престижные" этносы. На индивидуальном уровне это может быть переход в статус "гражданина Мира", что нередко бывает с наиболее выдающимися деятелями науки и культуры.
Возвращаясь к прикладным проблемам развития черкесов надо учитывать не только свой, но и мировой опыт решения схожих проблем. При этом ранее нами уже был обозначен круг главных вопросов - является ли НЕИЗБЕЖНЫМ и обоснованным совпадение религиозных, этнических и политических границ для национального самосохранения?
Ответим сразу – НЕТ, не является. Даже наличие своего государства не гарантирует пусть даже физическое сохранение этноса, не говоря уже о культурной самобытности. Мир все более и более глобализируется, образ жизни и ценностные ориентиры людей во всем мире становятся все более универсальными. И альтернативы этому нет. Как показывает новейшая история даже бывшие этнократические государства со временем становятся государствами гражданских наций, включающих в себя представителей многих этносов.
Не стоит упрощать и современную черкесскую действительность в России. Вряд ли мы откроем секрет, если скажем, что вопрос о выработке единого национального самосознания остается открытым относительно этносов и субэтносов народов Черкесского мира. И это касается не только таких народов как кабардинцы и абхазы, но и потомков бесленеевцев, шапсугов и других. Причем и на этом, субэтническом уровне, есть носители изоляционистских националистических идей.
Можно с уверенностью сказать, что общемировая тенденция национального развития такова, что, нравится нам это или нет, но любые национальные рамки и традиции, мешающие росту материального благополучия людей, обречены на исчезновение. При этом надо четко понимать разницу между декларативными заявлениями людей о важности национальных идеалов и их - заявителей - реальной жизненной практикой.
Можно отметить и другую тенденцию, что рост националистических настроений будет тем сильнее, чем больше он будет подразумевать или прикрывать рост материального благополучия людей. Эти тенденции очевидны во всем мире, как в государствах Африки, так и в Европе. Достаточно упомянуть отделившуюся наиболее развитую и богатую провинцию Эфиопии Эритрею или борющуюся за независимость от остальной Испании страну Басков.
Возвращаясь к вопросу о путях национального развития черкесов отметим, что не вызывает сомнений тот факт, что при обеспечении людям условий стабильного достатка и безопасности проблемы национального политического и этнокультурного характера отходят на второй план. В связи с этим очевидно, что даже в ситуации с Абхазией, если бы грузинское руководство занималось развитием республики – в первую очередь повышением уровня благосостояния абхазов, сохранением и развитием их материальной и духовной культуры, а не попытками насильственной ассимиляции - то конфликтов, а тем более войны не было бы.
В полной мере такие подходы верны и в России, и даже в Турции, где проживает основная часть черкесов. Объективно политизация и даже милитаризация межнациональных и национально–государственных отношений происходит только в том случае, когда возникает угроза физической безопасности, насильственной культурной ассимиляции или возникают условия несправедливого перераспределения материальных благ, при которых становится очевидной жизнь одних народов или регионов за счет других.
Вероятно сказанного здесь достаточно, чтобы подвести краткие итоги.
1. национальное развитие черкесов неизбежно будет происходить в рамках, характерных для всех других народов мира, где доминирующими являются вопросы физической безопасности и материального благополучия, а вопросы национальной культуры и самобытности носят второстепенный характер;
2. любые идеи сепаратизма или объединения на основе общности национальной культуры и происхождения будут обречены, если они не опираются на ясную перспективу повышения качества жизни людей, это в полной мере относится и к черкесам, независимо от места и страны их проживания;
3. неизбежно удовлетворение духовных потребностей черкесов будет носить всё более и более персональный характер и перемещаться из области этнической в религиозную сферу, сферу определения не только ОБРАЗА жизни, но и её СМЫСЛА;
4. понимание ценности национальных культур, в первую очередь национальных языков, как общечеловеческого достояния, не должно зависеть только от самих носителей этой культуры, это должна быть забота как национальной, так и общегосударственной элиты;
5. для обеспечения сохранения национальных языков и традиций необходимо проведение адекватной цивилизованной национальной политики, включающей в себя государственную поддержку по созданию и поддержанию на необходимом уровне национальных научных и культурных учреждений.
От себя лично добавлю конкретное предложение по сохранению самобытности черкесов. Вероятно есть смысл подумать над созданием добровольных компактных зон проживания черкесов на основе традиционного образа жизни, связанного с сельским хозяйством, животноводством и ремеслами. Такие районные национально-культурные автономии могли бы быть не только очагами сохранения языка и народной культуры, но и центрами этнографической научной работы.
Как минимум в таких районах можно было бы производить экологически чистую пищевую продукцию и различные товары традиционных ремесел, а все это реализовывать через сеть фирменных магазинов. Еще важнее то, что они могли бы стать основой для этнического туризма, включающего в себя проживание в семьях, знакомство с бытовой и хозяйственной культурой, а самое главное изучения родного языка в оптимальных условиях языковой среды.