Социальное служение Русской Православной Церкви

Анатолий Обросков
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
7-8 июня 2013 года
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы»
ДОКЛАД
Противодействие наркомании как социальное служение Русской Православной Церкви
протоиерей Сергий Бельков
Серьёзным вызовом современному обществу с конца 80-х и начала 90-х годов продолжает оставаться проблема наркотизации. Масштаб трагедии на сегодняшний день определяется государством как угроза национальной безопасности и сравнима с пандемией.
Достаточно привести пример о том, что ежегодно более 100 тысяч молодых людей гибнут от передозировки, не считая умирающих от хронических заболеваний, связанных с употреблением наркотиков, и лишивших себя жизни в результате самоубийства.
Кроме этого наркозависимость это болезнь, стимулирующая девиантное поведение. По экспертным оценкам из 100 человек попробовавших наркотик 99 из них начинают употреблять наркотики систематически.
В течение года все 100 процентов систематически употребляющих наркотики становятся на путь преступлений.
Имеющиеся в арсенале государства и общества средства борьбы с проблемой наркомании оказались малоэффективны. Это обстоятельство побудило многих отчаявшихся родственников и наркозависимых искать помощи в Церкви.
Несмотря на то, что в начале 90-х годов Церковь сама едва вставала с колен, она с состраданием откликнулась на вопль о помощи сотни тысяч матерей, ведь «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10).
Санкт-Петербургская Епархия начала свое служение по противодействию наркомании с конца 80-х начала 90-х годов прошлого столетия. Изначально эта помощь выражалась в духовном окормлении наркозависимых и членов их семей в приходских храмах и монастырских подворьях, т.е. в городских условиях и носила амбулаторный характер. Чуть позже, монастыри через свои подворья и напрямую стали принимать страдающих недугом наркомании уже на стационарную реабилитацию, т.е. с проживанием и окормлением их вне криминогенной городской среды.
Однако организованную, системную форму, реабилитация наркозависимых приняла с момента создания в 1996 году центра наркозависимых при православном приходе Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное Санкт-Петербургской епархии. Таким образом, в Русской Православной Церкви появился первый приход, основная целевая направленность которого рассматривалась как помощь наркозависимой молодежи и членам их семей. Через ознакомление с опытом работы этого центра были организованы, безусловно, со своими особенностями, аналогичные центры и в некоторых других епархиях РПЦ.
В основании помощи наркозависимым лежит разработанная нами духовно-ориентированная программа «Обитель исцеления» имеющая в своей основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном аскетическом и литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как Православная).
Институциональную структуру программы составляют следующие реабилитационные центры: дневной стационар, расположенный на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и загородные реабилитационные центры – «Сапёрное», женская Свято-Никольская община в пос. Торфяное и строящийся реабилитационный центр в пос. Красноармейское – расположенные в Приозерском районе Ленинградской области. Хочу подчеркнуть, что все центры входят в Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Митрополии, управляются централизованно, а не существуют самостоятельно и разрозненно.
Информация о наших центрах размещена на сайте, мы выпускаем печатную продукцию, принимаем участие в различных форумах, выступаем в СМИ, кроме этого подготовка лиц, желающих пройти нашу реабилитационную программу, осуществляется нашими сотрудниками ещё на стадии пребывания пациентов на излечении в ГНБ (городской наркологической больнице) и ЛОНДе (областном наркологическом диспансере) и конечно, сама высокоэффективная работа реабилитационных центров обеспечивает известность и необходимое количество молодёжи, которую могут принять наши центры.
За период с 1996 года мы сумели выстроить эффективную комплексную программу реабилитации, в которую входит и медицинская составляющая.
Однако очевидно, что медицинский компонент является не более чем вспомогательным в системных программах по социальной реабилитации. Медикаментозное лечение само по себе не избавляет человека от зависимости, мало способствует мотивации на трезвый образ жизни, и совершенно не ставит перед собой задачу изменить духовно-нравственные установки наркозависимого, чтобы преобразовать его в полезную для общества личность.
Осознавая это, в обществе всё более и более востребованы программы долгосрочной социальной реабилитации, которые способны преобразовать нравственно-дезориентированную личность в нравственно-ориентированную и тем самым, если хотите выработать иммунитет, к асоциальному образу жизни включая наркоманию.
Несмотря на многолетнее фактическое существование, социальная реабилитация до сегодняшнего дня, даже как понятие, не имеет нормативного закрепления в законодательстве.
Это дает возможность недобросовестным организациям и частным лицам «жать, где не сеял». То есть свою мошенническую деятельность, направленную на извлечение денег с наркозависимых и их близких назвать магическим словом «реабилитация» и безнаказанно и бесконтрольно наживаться на чужом горе.
Есть и другая беда. Практически нет таких тоталитарных сектантских организаций, которые не занимались бы своей деятельностью под прикрытием реабилитации наркозависимых. Здесь преследуются несколько целей: нажива и вовлечение в «духовное рабство» через вербовку адептов среди родственников и самих наркозависимых. И таких центров не мало. Деструктивные секты часто создают светские фасадные организации, получают поддержку у известных людей (артистов, спортсменов, журналистов, депутатов) и таким образом вводят общественность в заблуждение.
Как правило, у огромного количества организаций, занимающихся реабилитацией нет совершенно никаких разработанных реабилитационных программ, да и зачем, если они бесконтрольны и только при совершении в центрах каких-либо резонансных преступлений такие организации подпадают под внимание правоохранительных органов и СМИ.
Насколько нам известно, государственными органами проверялись некоторые реабилитационные центры организованные сектантскими организациями. В ходе проверок у большинства таких организаций выявлены существенные недостатки в качестве реабилитации. Однако законодательная база для правового реагирования в данной сфере социальных услуг в настоящее время отсутствует.
Таким образом, государство не в состоянии на сегодняшний день отслеживать качество реабилитационных услуг и не имеет законодательного механизма воздействия на деятельность недобросовестных организаций в сфере реабилитации.
Поэтому, на наш взгляд, в России необходима не только стандартизация реабилитационных услуг, но и ввод института сертификации по реабилитации и ресоциализации наркозависимых, что позволит осуществлять контроль и, безусловно, повысит качество социальной реабилитации и ресоциализации.
По данным Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению в Русской Православной Церкви существует более 60 центров, которые могут одновременно принять более 1000 человек. Задача Церкви на настоящем этапе объединить все эти центры в единую сеть.
Количество таких центров могло быть в разы больше при стабильной государственной финансовой поддержке. Однако доля государственного финансирования данных центров составляет не более 1% от общего бюджета центров. Не буду кокетничать, но самый высокий выход в трезвую жизнь (в стойкую ремиссию) дают православно ориентированные центры.
Однако приведенная цифра доказывает, что у нас в стране недостаточно развиты механизмы поддержки эффективных противонаркотических социальных программ.
Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства способствует нестабильности в кадровом и материальном обеспечении уже имеющихся реабилитационных центров вплоть до их закрытия (например, центр «Возвращение» в Санкт-Петербурге и «Камень» в Пскове).
Государство стремится к более либеральному законодательству в отношении наркозависимых лиц совершивших преступление небольшой тяжести.
Так для наркопреступников совершивших такие преступления, Суды предусматривают наказания несвязанные с реальным лишением свободы. Однако это почти никогда не приводит к трезвому образу жизни. Данные нарушители, как правило, совершают повторные преступления. Поэтому, на наш взгляд, необходимо там, где это возможно предоставлять подследственным или подсудимым право пройти длительный курс медико-социальной реабилитации. Что собственно, сегодня и предусмотрено Законодательством ст.82 ч.1 УК РФ, однако на практике это применяется не часто в связи с небольшим количеством реабилитационных центров и отсутствием у судий информации о них. Нами предпринимаются попытки для решения этого вопроса, но без помощи государственных структур усилий одной Церкви будет недостаточно.
Церковь, как и другие общественные организации, видит свою основную задачу в снижении спроса на наркотики доступными нам средствами и мы готовы органично встроиться в национальную систему реабилитации. Доказательством тому служит принятый 26 декабря 2012 года на Священном Синоде Документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», который определяет программу церковной работы в сфере помощи наркозависимым.
Однако, построение национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых невозможно без создания единого координирующего органа, обеспеченного как законодательной, так и материальной поддержкой со стороны государства, и объединения всех сил общества.
Руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Епархии Сергий Бельков

Опубликовано в газете "Мир без наркотиков" №2(35)/2013 год, Первая полоса