Сдачи не надо

Владимир Ардени
Можно ходить в ресторан и поглощать пищу, доставляя радость желудку. А можно и самому получать удовольствие от процесса знакомства с ней и радовать тех, кто рядом с вами. Как вы понимаете, речь идет не о насыщении ваших рецепторов изысками гастрономических вкусов и запахов. Поверьте, куда большее значение имеет атмосфера, в которой вы будете это делать.
 
Когда вы заходите в храм питания этаким снобом, свысока поглядывая на тех, кто служит в нем, пренебрежительно подзывая пальцем официантов, вы, несомненно, можете гордиться, что нашли деньги показать свою значимость. Вам, конечно же, будут улыбаться, обхаживать, только вот после вашего ухода, ничего, кроме остатков недоеденных вами продуктов в корзине и в памяти окружающих, не останется. Плевать? Можно и так. Однако мне нравится, приходя в следующий раз в то же заведение, видеть, что тебя узнают, улыбаются и принимают, как хорошего знакомого. И, поверьте, для этого необязательно иметь много денег.

Однажды всей семьей, жена, дети и я, сидели в ресторане. Как всегда я балагурил с официантами, шутил, желая создать атмосферу благожелательности. И тут сын, которому было тогда лет пятнадцать, разворчался:
– Пап, ну, может, уже хватит.
А дочь, которая старше его, и которой всегда нравились мои дурацкие шутки, сказала:
– Гоша, папа сам знает, что делает.

Прошло время, сыну года двадцать три. Сидим с ним в ресторане. Он подозвал официанта, чтобы спросить, где туалет. Услышав, как он задал вопрос, я понял, что яблоку не удалось далеко упасть от яблони, и что это именно мой сын.
– А куда у вас обычно ходят по старинному мужскому обычаю после двух пинт выпитого пива? – спросил он.
И мне стало приятно, что вырос веселый парень, лишенный высокомерия, превосходства над другими, комплексов, умеющий шутить и радовать окружающих дружеским общением.

Ниже привожу некоторые зарисовки из своего опыта общения с официантами. Может быть, улыбнетесь. Кстати, должен сказать, не все официанты сразу понимают, что вы просто ерничаете по-доброму и шутите. Но потом включаются и начинают поддерживать такую манеру общения. 

***

Вы со спутницей заходите в ресторан, и вас встречает хостес.
– Добрый вечер.
– Здравствуйте. У нас очень грустный день, мы сегодня расстаемся, — врете вы, — можете посадить нас на лучшие места, чтобы не испортить нам последний праздник?
– Вы будете вдвоем?
– Если не хотите присоединиться, то да.
Улыбается.
– Зал курящий?
– И пьющий. Мы стали очень порочными за месяц знакомства.

***

Сажают за лучший столик, и долго никто не подходит.
Подзываете администратора.
– Мы пришли сюда минут на тридцать моложе, но из ваших никто этого не замечает. Могут они хотя бы сделать вид, что мы пришли?

Подходит официантка. Выражение лица – веселее покойников хоронят.
Вы читаете ее имя на бэдже и говорите;
– Настя, а попробуйте улыбнуться, как если бы вы были рады видеть нас.
Улыбается.

Подают меню. Шрифт очень мелкий.
– Вы, случайно не знаете, а шрифты мельче бывают?

Нет пепельницы.
Говорите официанту:
– Обычно я стряхиваю пепел на пол, но если вы дадите пепельницу, я попробую стряхивать в нее.
Приносят.

Делаете заказ, а вам говорят, что нет того блюда, другого, и так несколько раз. Спокойно спрашиваете:
– А может быть, сначала лучше принести меню того, чего у вас нет?

Ваша спутница долго изучает меню, выбирает блюда, потом передумывает, называет новые и снова передумывает. В какой-то момент вы говорите официанту:
– Так, записывайте…
Официант склоняется и готовится записать. Далее вы перечисляете все, от чего спутница отказалась:
– Салат цезарь, лосось, мохито… Запишите – все это не подавать! Ни в коем случае! Записали?

Заказываете виски.
– Вам по пятьдесят или по сто?
– Это зависит от того, как часто вы хотите нас видеть.

При заказе минеральной, на вопрос с газом или без, отвечаете просто и коротко:
– Что вы. От газа пучит.

Выбираете очень дорогое блюдо, очень. А вам говорят, его нет.
– Нет? – печально переспрашиваете.
И добавляете:  – И слава богу!

Сделав заказ, в конце, чтобы не тянули с обслуживанием, говорите уверенно:
– Да, запишите – у нас самолет через сорок минут.
 

***

Виски долго не несут.
– Не подскажете, а магазин, куда вы послали за виски, очень далеко отсюда?

Вам подали блюдо, например, суп в очень маленькой тарелке (или принесли малюсенький чайник).
– Простите, а меньше тарелочки (чайничка) не было?

Обнаруживаете, что не принесли ложки для супа. Официанту твердо:
– Не вздумайте приносить ложки!
– ?
– Хотим попробовать суп палочками.

В ресторане очень громко звучит музыка, ну, очень. Раздражает.
Вы не выдерживаете и подзываете официанта.
– А нельзя ли музыку сделать еще громче?
И сделав короткую паузу:
– Так, чтобы мы вообще не слышали друг друга. Нам же не о чем говорить.
Как правило, понимают.

Нет зубочисток.
– Пожалуйста, посмотрите на других столиках, не оставили ли гости приборы для удаления остатков пищи из ротовой полости?
Приносят.

Подают цыпленка табака, и уж очень он оказывается трогательно крохотным. Вы вопрошаете с грустью в голосе:
– Этому цыпленку при жизни хоть удалось немного пощипать зеленую травку?

Если спрашивают, понравилось ли блюдо (а оно действительно вам понравилось), смотрите серьезно в глаза официанта:
– Честно? Без обид?
– Да.
– И вы дальше нас будете обслуживать?
– Да.
– Т.е. хотите знать всю правду?
– Конечно.
– Супер. Потрясающе! Респект шеф–повару.

Мясо невозможно есть – очень жесткое.
Спрашиваете:
– Простите, а коровка, как понимаю, умерла своей смертью, от старости? Не спросите у шеф-повара?

Попался очень говорливый официант, он долго стоит рядом с вами и болтает обо всем.
Вы его слушаете, поддакиваете и в один момент предлагаете:
– Да, вы присаживайтесь, не стесняйтесь.
Обычно понимают и уходят.

Закончились салфетки.
– Вы не спросите у администратора, не остались ли еще салфетки в ресторане? И когда нам за ними прийти?
Находят.

Захотели в туалетную комнату?
Подзываете официанта или идете к хостес. Спрашиваете:
– Посмотрите внимательно мне в глаза и ответьте на один очень простой вопрос – Куда?
Как правило, сразу понимают, улыбаются и говорят, где то самое место.
Если при этом активно размахивают руками, указывая направление, говорите громко:
– А почему вам просто не объявить для всех в микрофон, что я хочу в туалет.

В конце ужина.
– Десерт будете?
– Ни в коем случае. Вы разве не видели меня в профиль в полный рост? Буду уходить, обязательно не забудьте посмотреть.

Закончили трапезничать.
На столе пустые тарелки, а на одной остатки, например, маленького кусочка недоеденного мяса и листик салата.
– Можно убирать?
– Да, конечно.
Потом указываете на эту тарелку и добавляете:
- А вот это с собой.
Главное вовремя сказать, что пошутили.

***

Время рассчитываться. Счет долго не несут.
Подзываете официанта и тихо, доверительно говорите ему.
– Мы обычно уходим, не заплатив, поэтому у вас два варианта – или охране сказать, или принести счет.
Редко, когда выбирают первое.
Или:
– Это в вашем ресторане существует такой странный обычай "Поел – заплати"? Хотите нарушить традицию?

Принесли счет.
Вы внимательно его изучаете, делаете изумленное лицо и восклицаете, обращаясь к спутнице:
– Таня, мы знаем эти цифры?
Потом к официанту:
– Товарищ, нам проще объявить себя банкротами!
Или:
– Я не взял очки, можете нижнюю строчку прочитать вслух медленно, справа налево – и я скажу, где надо остановиться.

Даете «золотую» кредитку.
– Сдачи не надо.
И добавляете:
– Кстати, если там есть деньги – вам повезло.
Обычно кредитку все же возвращают.

Уходя, швейцару громко и уверенно говорите:
– Остаетесь за старшего!