Песня, петь

Анна Боднарук
П Е С Н Я,    П Е Т Ь

У каждой страны своя песня.
Жизнь не из одних песен складывается.
Песни нашего двора – территория свободы.
Петь может каждый, но не у каждого есть смелость.
Песня – это озвученная любовь.
Песня на фронте – это тоже оружие.
Песни военных лет – больше чем просто песни.
У великих песен нет возраста.
У горя и песни горькие.
Душа народа – в песне.
Лучше внимать песням дровосекам, чем досужим разговорам.
Петь – это занятие для избранных.
Дочка шьёт да песни поёт, мать порет да плачет.
Пришёл осёл и песням - конец.
Не дорога песня – дорого начало.
Ночью горевать, а днём песни распевать.
О России петь, что весну любить.
О хороших делах песни поют, а после плохих – собаки воют.
Хорошо поёшь, да куда заведёшь.
Никто не поёт с таким чувством, как одинокий.
У каждого времени свои песни.
Какие песни слышишь в детстве, такие поёшь всю жизнь.
С песней дружить – и в бою не тужить.
Скучны привалы без запевалы.
Каковы девки, таковы припевки.
В русской песне – душа народа.
Песня заставляет чувствовать сообща.
Какое время – такие песни.
Туго придётся, так гармонь вспомним.
По русским песням можно изучать историю.
Затянул песню – допевай, хоть тресни.
Русская песня душу тешит.
У волка всегда одна песня.
Кто любит петь, тот любит жить.
Где песня поётся, там счастливо живётся.
Новое время – новые песни.
Не велик сверчок, да звонко поёт.
Не всякую песню до конца поют.
В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют.
Первую песню зардевшись поют, вторую – на плечах несут, а третья – на легке идёт.
Кто поёт, того беда не берёт.
Где поют, там и дело пойдёт.
Кто рано поёт, тот слезами изойдёт.
После свадьбы песни не играют.
Не всяк весел, кто поёт.
Кто много поёт, тот долго живёт.
Гармонь не огонь, а душу разогреет.
Какая думка, такая песня.
Песня – это память народа.
Не даром говорят, что в сердце человека есть такой клапан, который может открыть только песня.
Людей разъединяет недоверие, а соединяет песня.
Петь хорошо вместе, а говорить врозь.
Петь да плясать не лён чесать.
С песней и труд спорится.
Всякая птица свои песни поёт.
Нечего ести – кажи песни. (Старинная п.)
Всё можно отнять у народа: пищу, свободу и даже жизнь. Песню отнять – нельзя.
Песня – это тот же разговор, положенный на музыку.
Красна сказка складом, а песня ладом.
Где песня льётся, там легко живётся.
Из песни слов не выкинешь.
Петь да играть, не поле пахать.
Душа поёт, да голосу нет.
Поёт, как собака на луну воет.
Добрая песня даёт облегчение рукам.
Лишь поп да петух не евши поют.
Нет той птицы, чтоб пила-ела, но не пела.
Можно и  песню спеть, да чтобы кого по уху не задеть.
Как поём, так и живём.
Коли есть на свете песня, есть и плач, коли есть счастье, есть и горе.
Не дорога песня – дорого начало.


Громогласные, мощные,
Даже чуточку грубые,
Эти песни – помощницы
В испытаньях и трудностях.
          Николай Волокитин «Журавлиные песни»

Люди поющие всегда выглядят счастливее, они всё делают с увлечением, они бодры, жизнерадостны.
              А.В. Свешников

Говорят: будет хлеб – будет песня. Я бы здесь слова переставил: будет песня – будет хлеб. Человек без песни в душе – это не человек, в нём отсутствует оптимизм, вера в будущее и нет творческого начала. Он безразличен к жизни, к работе, к природе.
                Туфан Абдуллоаич Миннуллин

     Если бы Дунаевский не создал ничего, кроме «Песни о Родине», он всё равно вошёл бы в историю советской песни.. Я не знаю другой песни, в которой бы так органично соединились большой гражданский пафос с чем-то глубоко лиричным, интимным, в которой бы «Я» так легко и естественно переходило в «МЫ». «Широка страна моя родная», - слышим мы могучий голос певца, и дух захватывает от простора, который рисуется в звуках этой песни.
                М.Л. Матусовский

     Давно известно, что на человеческий характер влияет и окружающая природа. «Климат, Вид неба, воды и земли, - писал К.Н. Батюшков, - всё действует на душу поэта, отверстую для впечатлений. Мы видим в песнях северных скальдов и эрских бардов нечто суровое, мрачное, дикое и всегда мечтательное, напоминающее и пасмурное небо севера, и туманы морские, и всю природу, скудную дарами жизни, но всегда величественную, прелестную и в ужасах».

     …Вспомни о нас хотя бы единым звучным словом, поэт, потому как меч – это всего лишь грубая сила, а песня – бессмертие.
                В. Крупин «Во всю ивановскую»

     Песня, песня, какая же в тебе необоримая сила и красота, если ты рождена душой возвышенной и благородной! Что сравнить с тобой? Ничего! Ты самый надёжный вестовой от поколения к поколению; ничто не в состоянии так уверенно и надёжно поднять, возвеличить и сроднить между собой людей, чистых помыслами и совестью, как ты песня!
                М.Кочнев «Потрясение»

Вдруг песня хором грянула
Удалая, согласная:
Десятка три молодчиков,
Хмельненьки, а не валятся,
Идут рядком, поют,
Поют про Волгу-матушку,
Про удаль молодецкую,
Про девичью красу.
Притихла вся дороженька,
Одна та песня складная
Широко, вольно катится,
Как рожь под ветром стелется,
По сердцу по крестьянскому
Идёт огнём-тоской!..
            Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»


Беспечно перед огнём в кружке
Хохлы чумазые, седые,
С усами хлопцы молодые,
Простершись на траве, лежат
И вдаль невесело глядят.
Чем чумаков прогнать дремоту?
Давно ль утратили охоту
Они петь песни старины?
Чем нынче так развлечены?
Бывало, часто, ночью тёмной,
Я с ними время разделял
И, помню, песням их внимал
С какой-то радостью невольной…
Но вот во тьме игра свирели,
Вот тихо под свирель запели
Они про жизнь своих дедов,
Украйны вольныя сынов…
И как те песни сердцу милы,
Как выразительны, унылы,
Протяжны, звучны и полны
Преданьями родной страны!..
             А.В. Кольцов «Ночлег чумаков»     1828 г.

     Поистине несметные сокровища таит в себе народная песня, и у неё следует учиться значительности и силе чувств, чистоте и простоте интонаций.
                Михаил Матусовский

Вернулся я на Родину, опять сегодня дома я.
И, сняв фуражку вежливо, приветствую девчат.
Гуляют с ними под руку ребята незнакомые,
И только песни старые по-прежнему звучат.
                «Вернулся я на Родину»

В Дагестане о плохом человеке говорят: «Ему мама в детстве не пела колыбельные песни»

Я счастье знавал и тревогу,
Шагая с другими в ряду,
Но с песней я начал дорогу
И с песней по жизни иду.
Как ротный простой запевала,
Я шёл с ней сквозь ветер и дым.
А голоса коль не хватало,
Я пел её сердцем своим.

Я песне отдал всё сполна –
В ней жизнь моя, моя забота.
Ведь песня людям так нужна,
Как птице крылья для полёта!
              «С пеней по жизни»

     «Кто живёт скучно, тот скучно и поёт. А мне не хотелось бы, чтобы на моих концертах зевали»
                Карел Готт (газета «Труд» - 17 января 1996 г.)

     Когда мы собирались вчетвером: Чапай, Исаев, Садчиков и я, мы всегда пели любимую чапаевскую песню: «Ты, моряк, красив собою»… Это была у нас самая любимая и самая дружная песня. Были и другие: «Сижу за решёткой в темнице сырой», «Из-за острова на стрежень»… Были и ещё только я тем песням не научился. Чапай голосу, собственно, никакого не имел, но заливался всегда редким и громким металлическим тенором. Он утверждал, что раньше пел в хору одним из первых. Теперь он, правда, особого эффекта не производил, зато пел увлекательно и весело. В песне Чапай весь отдавался наслаждению, душа у него была напевная. Петь он был согласен когда угодно: и днём и ночью, дома и в поле, после боя и перед боем. В этом отношении он был даже несколько неосторожен: заливался и увлекал нас даже подъезжая к позиции. Однажды тёмным вечером в открытом поле мы заливались отчаянно, имея с собой человек десять ординарцев. В ту ночь мы заблудились и ночевали в поле. А поблизости, оказывается, были казаки. Мы были совсем неподалеку от позиций.
     Но лишь только объявилось дело – песню обрывали на полуслове, оставляли недопетой. Чапай становился суровым, строгим, спокойно сосредоточенным: он думал. Он думал много и сосредоточенно…
                Из воспоминаний Д.А. Фурманова и Чапаеве

Тому из нас, кто хорошо поёт
И это понимает, честь и слава.
Пусть будет славен сочинитель тот,
Кто знает, что писать имеет право.

Но, может, больших заслужил похвал
Тот человек – да будь он славен тоже, -
Который ничего не написал,
Который петь хотел, но век молчал,
Поняв, что петь как следует не может.
                Танзиля Зумакулова

Коль сам умру, так песня не умрёт,
Она, звеня, свою сослужит службу,
Поведав, Родине, как здесь цветёт
В пленённых душах цвет прекрасной дружбы.
                М. Джалиль  «Мой подарок» Декабрь  1943 г.

     Юхим ко всякому делу охочий. И в солдатах прослужил, не опозорил рода Снопов, и из села не убежал на лёгкие хлеба, как некоторые, и в бригаде первый. А ещё есть песни Юхима… Это тоже отрада Снопа: песни Юхима поют в селе и по радио из Киева передавали. Наверное, щедрый тот человек, который даёт людям хлеб и песню…
                Микола Зарудный «Уран»

«Кто забывает песню матери,
Тот забывает родной язык»
                Расул Гамзатов «Так говорил мой отец»

В усладу нового пришельца в Божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне – и полон был тоской
И вечной жалобой напев её простой…
                Н.А. Некрасов «Муза»

     Можно представить, что в такие ночи на глухих, дремучих этих берегах, на лавке или у окна, когда не спится, всходили наши песни – не томительные, но грустные, но светлые, а печальные. Их наверное, ткали из воздуха, этого лиловатого, голубоватого, синеватого, жемчужного воздуха, из гуда комаров, из шелеста белесоватого песка над волной, матового отблеска волны, когда на воде уже не удержится отражение звука, - ткали как кружево размышлений.
                Юрий Куранов «Сердце ключей»

Тоня песню поёт на работе,
Песня плещет, как жидкость в реторте,
Словно кровь молодая в аорте,
Тоня весело песню поёт.

А о чём её песня – послушай,
О любви самой первой и лучшей,
Будто вовсе не занято службой –
Не поёт – родниковую пьёт…
              В. Дагуров

     Бутлер познакомился и сошёлся также и с мохнатым Ханефи, названым братом Хаджи-Мурата. Ханефи знал много горских песен и хорошо пел их. Хаджи-Мурат, в угождение Бутлеру, призывал Ханефи и приказывал ему петь, называя те песни, которые он считал хорошими. Голос у Ханефи был высокий тенор, и пел он необыкновенно-отчётливо и выразительно. Одна из песен особенно нравилась Хаджи-Мурату и поразила Бутлера своим торжественно-густым напевом. Бутлер попросил переводчика пересказать её содержание и записал её.
     Песня относилась к кровомщению – тому самому, что было между Ханефи и Хаджи-Муратом.
     Песня была такая:
     «Высохнет земля на могиле моей – и забудешь ты меня, моя родная мать! Порастёт кладбище могильной травой – заглушит трава твоё горе, мой старый отец. Слёзы высохнут на глазах сестры моей, улетит и горе из сердца её.
     Но не забудешь меня ты, мой старший брат, пока не отомстишь моей смерти. Не забудешь ты меня, и второй мой брат, пока не ляжешь рядом со мной.
     Горяча ты, пуля, и несёшь ты смерть, но не ты ли была моей верной рабой? Земля чёрная, ты покроешь меня, но не я ли тебя конём топтал? Холодна ты, смерть, но я был твоим господином. Моё тело возьмёт земля, мою душу примет небо».
     Хаджи-Мурат всегда слушал эту песню с закрытыми глазами, когда она кончалась протяжной, замирающей нотой, всегда по-русски говорил:
     - Хорош песня, умный песня.
                Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат»

Стоит полмира на бесчестье,
Полмира кинулось в разбой.
Но верю в боль народной песни,
Не только русской, а любой…
              Игорь Ляпин

…И живут они, песни наши,
Песни мира и баррикад,
И живут, не как день вчерашний,
Жаль, подчас на модерный лад.
               С. Баруздин

     Вот небольшой рассказ в дополнение к сказанному. Давно это было, в глубокую старину. Вышел один брат из обители в лес, услышал прекрасное ение какой-то птицы, остановился и заслушался. Когда птица кончила петь, он возвратился в свою обитель. И что же? – ни одного решительно знакомого лица: все новые, совершенно незнакомые лица. И все-то смотрят на него с недоумением и удивлением. Наконец его спросили: кто он и откуда? Он назвал своё имя и назвался одним из братьев обители, прибавив, что только несколько часов тому назад оставил обитель. Ему ответили, что такого брата в обители нет. Когда эе он назвал имя настоятеля обители, то стали рыться в монастырских летописях и нашли, что, действительно, 300 лет тому назад был такой настоятель в обители. Названый брат слушал пение птицы 300 лет, и ему казалось, что он слушает его только несколько часов!
                Книга «Загробная жизнь»

Когда за праздничным столом
расправит крылья песня русская,
небесным ширится шатром и дом,
и комнатёнка узкая…
Не надо только ей мешать,
не лезьте с рюмкой и котлетою…
Что друга верного предать, -
то песню бросить недопетую.
               Владлен Белкин

     Скоро заговорили все разом, смеясь, читали стихи. Николай Михайлович (Рубцов) почти весь вечер играл на гармошке. Пил он мало, то ли не в настроении был, то ли не хотел производить плохое впечатление – не знаю. А пел много и так пел! Пел свои стихи, подладив под них музыку, - сочетание необычное, великолепное, великолепное ещё может потому, что как пел сам он стихи-песни, так никто не сможет.
     Я и потом, уже после его смерти, буду часто слышать его песни в семейном кругу, в кругу друзей, даже сама буду подпевать, и все вроде будет так и уже не так.
     А Николай, устроив гармошку на узеньких коленях, чудно переплетя ноги, - он их действительно как-то по-чудному переплетал, как бы обвивал одной ногой другую! – прошёлся по клавишам, посмотрел в пространство, мимо или сквозь сидящих за столом и, отвернувшись вполоборота, запел:

     Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
          Слово-то какое! Шесть слов, а перед глазами целая картина – видение природы!
     Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
        Рубцов откинул голову, веки почти смежены, лишь бритвенно сверкают глубоко в прищуре глаз, мглисто-тёмные, остро-лучистые, брови горестно сдвинуты, на шее напряглась и пульсирует, бьет крутая бугристая жилка, и голос уж вроде на приделе, тоска и боль, тревога и сожаление, ожидание и отрешённость.

Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвращают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье,
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц…

     Смолк, расслабил руки, склонил голову. Притихло застолье. Некоторые запокашливали, за сигаретами потянулись.
     - Коля! Это ж прекрасно! – произнёс Саша Романов. – Эти журавли… - Сдвинув брови, он пытался мысленно сравнить их с чем-то таким же, им под стать, и чувства свои выразить хотел, но не смог в момент этот  и воскликнул: - Что же ты с нами делаешь? Коля?!
     Опять все заговорили, зашумели, задвигали стульями… И так будет всякий раз, когда Николай запоёт свои песни: не будет вокруг равнодушных, каждый по-разному, каждый по-своему, но каждый будет переживать смятение и радость, тоску и восторг, боль и наслаждение – чувства удивление, необъяснимые, непременно возвышенные.
                Мария Корякина-Астафьева  «Знаки жизни»

Не твои ли это слёзы
На пиру текут?
Не твои ли это песни
Грустью сердце жгут?..
            И.З. Суриков «Доля бедняка» 1866 г.

     Терентий, хорошо освещённый из слухового окна, ходил по чердаку кругом: на пригнутой к полу его голове горели брови ярко-красным цветом, хвост раскинулся лирой, и по-своему он пел. Эту песню свою он взял у весенней воды, когда она, переливаясь, журчит в камешках, - так хорошо! Время от времени, однако, эта прекрасная, но однообразная песня ему как бы прискучивала. Он останавливался, высоко поднимал вверх свой пурпурный цветок на голове – прислушивался, воображая врага, и с особенным, лесным звуком «Фу-фы» подпрыгивал вверх, как бы поражая невидимого противника.
                М.М. Пришвин «Терентий»

…Она говорила: - «Не надо!
Не надо! Ведь слышат соседи! –
Он грозно
               вставал
                как громила.
- Я пью, - говорил, - ну и что же?
Жена от него отходила,
Воскликнув: - О Господи, Боже!.. –
Меж тем как она раздевалась
И он перед сном раздевался,
Слезами она заливалась,
А он соловьём
                заливался…

           Н. Рубцов «Ночное пение»