Глава 3. Мишень

Татьяна Иванова 14
         С троечным свидетельством о техникуме можно было и не мечтать. Почти в каждом учебном заведении требовалось пройти конкурс, набрав необходимое количество баллов.

         Особенно престижной для абитуриентов из сельской местности считалась специализация товароведа. Видно многие уже изначально ощущали выгодное местечко, в сфере которого крутились "легкие деньги".

         Но торговля меня не интересовала. Как с "конкурсом", так и без "конкурса". Начитавшись романтических книг про капитана Немо, о человеке- амфибии из водной стихии  Ихтиандре, меня неудержимо тянуло море и хотелось приобрести специальность, связанную с научным исследованием подводных глубин. И такой техникум имелся- в маленьком городке Туапсе на Черном море. Правда принимали туда  в основном  абитуриентов мужского пола.

         Похоронив в мыслях недостижимое желание, стала выбирать что-то попроще. Как когда-то и маме, пришлось ориентироваться в незнакомом для себя направлении, словом в том деле, где мечта моя даже не ночевала...

         И однако до меня никак не доходило, что по своим возможностям мне вполне достижимо было  трудоустроиться в библиотеке.

         Даже на школьных уроках, на переменках я писала стихи, придумывала рассказики, с неиссякаемым воображением выписывая фантастические сюжеты и образы литературных героев.

         Я с удовольствием писала сочинения сестре и ее подругам, порой  раскрывая одну и ту же тему по 3-4 раза в разных вариантах. И довольные девчонки хвастались полученными "пятерками".

         Но увлечение мое дома серьезным не считалось, родителям хотелось, чтобы я приобрела профессию, которая бы в будущем приносила достаточный заработок.

         И случай вскоре подвернулся. Одна знакомая из выпускного параллельного класса нашей школы позвала меня "за компанию" поступать вместе с ней в Краснокамское ПТУ №24. Подали мы документы на специальность- "штукатур-маляр- плиточник".

         Для меня, после недавно перенесенной операции, большей глупости и придумать было нельзя. Но подходила осень и времени для раздумий уже не оставалось.

         В нашей комнате общежития насчитывалось 5 человек. Вскоре  однако  в пустующий угол,у двери, поставили еще кровать  и в небольшой коллектив девчонок добавилась новенькая ученица. Звали ее Валя Рудакова.

         Невысокого роста, худенькая, с правильными чертами лица, да к тому же, крашенная "блондинка", она сразу вызвала к себе оживленное внимание девочек. Обильная косметика ярким фоном выделяла ее лицо, невольно создавая облик уже взрослой и опытной женщины.

         Но несмотря на "боевую раскраску", по характеру Валя оказалась тихим и застенчивым человеком. Мы очень быстро сблизились и на занятиях сидели уже за одной партой.

         Уроки по штукатурному делу давались нам тягостно. Валя также пришла учиться не по желанию. Она жила вместе с матерью, которая часто болела и не в силах была содержать дочку. Поэтому среднее образование и профессию Валентина решила получить совместно, в училище, чтобы побыстрей начать зарабатывать и помогать самому родному ей человеку.

         Но если на спецдисциплинах мы "хромали" и едва усваивали суть предмета, то уж полную отдушину получали, когда шли обычные уроки по истории, литературе, географии..,  где было все просто и понятно, а главное- интересно.

         Валя очень хорошо читала стихи современных поэтов. Она буквально "вживалась" в образы героев стихотворения, и в такие минуты класс замирал, восхищаясь яркой,актерской подачей текста. Несомненно, Валентина была очень талантлива.

         Однажды немного похвалы досталось и мне. Учительница по литературе- Надежда Семеновна, решив разнообразить урок, дала всем задание:  придумать собственное стихотворение на любую свободную тему.

         Краешком глаза я увидела, что Валя что-то начала писать о любви. Я в любви пока "не тянула": чувства в душе молчали и всколыхнуть их искусственно- тоже не хватало сил. Но собралась с мыслями и из сердца пошли строки:

                "Уходит детство мое...
                И все в жизни так смутно.
                Трудно мнение иметь свое:
                Ошибаешься поминутно...

                Но отгонит память мечты
                И развеются детские грезы.
                Незаметно взрослеешь ты
                По программе жизненной прозы."

         Когда я прочитала стихи, в классе стало на какое-то мгновение тихо. "Пожалуй,это- самое лучшее, что мы сегодня услышали",- сказала Надежда Семеновна, напоследок добавив мне: Татьяна, я бы Вам посоветовала заниматься в литературном клубе. Вам надо продолжать писать..."

         Довольно кивнув головой, я в тот же вечер убежала на очередную репетицию танцевального кружка. Танцы пока вдохновляли меня больше, чем стихи.

         Иногда чрезмерная застенчивость Вали ставила нас в нелепую ситуацию. Уходя на занятия в кружки самодеятельного творчества или просто в кино, мы часто оставались без ужина. Повариха в общежитии опоздавших не дожидалась и всегда закрывала столовую вовремя.

         В этом случае, мы с Валей покупали в магазине банки с консервами, хлеб и питались всухомятку.

         Но когда наступала Валина очередь идти за продуктами, я могла дожидаться ее часами... И зная, что до магазина  всего 5 минут ходьбы,  в волнении отправлялась за подружкой вслед.

         Как всегда, она стояла у входной двери в окружении мальчишек, которые нахально обступали яркую, раскрашенную девочку, не давая ей выйти на улицу. Скабрезные слова то и дело слышались в ее адрес.

         В негодовании  я влетала в толпу общежитских сумасбродов и оттолкнув от нее  одного, другого,  с воинственным криком:" А ну, брысь отсюда!"- вытаскивала ее  наконец  за двери.

         "Ну, Валюха,- шипела я сквозь зубы, уже наверно и магазины закрылись, пока ты тут проторчала!- Вот зачем ты столько штукатурки на лицо кладешь? Ты же понимаешь, что ты для них, как мишень!.. Ты их просто притягиваешь к себе и отпора дать не можешь!- укоряла я Валентину, в который раз пытаясь втолковать подружке  столь понятные  казалось бы истины поведения.- Валечка, ну разве так можно?!" - безнадежно вопрошала я, зная, что в следующий раз повторится то же самое.

         Она смотрит на меня восхищенными глазами и вновь виновато произносит, что еще в школьные годы стала пользоваться косметикой и до сих пор не может отвыкнуть.

         Эту историю я слышу уже не в первый раз... И устало махнув рукой, веду ее к ближайшему магазину, где еще можно купить что-то из съестных продуктов.

         Валюшке нравилось быть красивой, женственной, но увы, самодостаточности, уверенности в себе в ней не хватало.

         Так как Вале приходилось добираться домой на автобусе часа три, то на выходные я приглашала ее к себе. Но как всегда, мы поспевали лишь на последний пригородный автобус, отправлявшийся из Краснокамска до станции Оверята, где на электричке, проехав 2 остановки, высаживались уже в деревне Черной.

         В Оверятах приходилось сидеть на вокзале, дожидаясь последнюю электричку из Перми, которая останавливалась на станции в 12:30 ночи.

         Однажды мы и здесь попали с Валей в переплет. Как обычно, выйдя на остановке, направились в Оверятский вокзал, который в ночное время был совершенно пустым.

         Валя в ярком желтом плаще молча бродила вдоль скамеек. Уже хотелось спать, и я прикрыла глаза, чтобы подремать. Но открылась дверь и в вокзал вошел очередной пассажир. Это был высокий  молодой мужчина, который тут же обратил взгляд на Валентину.

         Я тихо прошептала ей:" Сядь на место, не маячь перед ним!"

         Но она, словно не слыша, продолжала ходить возле скамьи.

         Мужчина направился к ней, начал хватать за плечи, чтобы увести с собой.

         Все! Терпение мое кончилось. Я резко встала с сиденья и подошла к незнакомцу:

     -   Ну-ка, оставь ее и пошел вон отсюда!

         Услышав мой непререкаемый тон, мужик ошалело посмотрел на меня и опасаясь  видимо  еще более худшего, тут же ретировался из помещения.

      -  Ну ты и храбрая!- выразила свое восхищение подруга.

      -  Будешь тут храброй,- заспорила я с Валентиной.- А если бы он силой потащил тебя на улицу,  и как бы я тогда тебе помогла? И милиции рядом нет...

         Сказала ведь: "Сядь на место! А ты все ходила, перед ним выпендривалась! Ты пойми, что в такой обстановке нельзя привлекать к себе внимания.

         Если ты увидишь, что идут бандиты впереди, хоть в лужу, хоть в канаву падай, но не высовывайся. Только так ты сможешь себя сберечь!- взволнованно наставляла я подругу.- А у тебя, как я вижу, вообще чувства самосохранения нет!"

        Валя молчала. Я очень надеялась, что мои слова дошли  наконец  до ее сердца. Но увы, я глубоко ошибалась. По свойственной ей привычке, она предпочитала поступать по-своему.

        Через полгода обучения у штукатуров- маляров наступила практика. Замазывать мастерком стены  еще было сносно, но затаскивать на этажи ведра с цементом- я не смогла. Начались боли в пояснице, в боку. По заключению врачей  из училища меня вскоре отчислили.

        Какое-то время я продолжала работать в Черновском сельском совете уборщицей. Здесь же работала паспортисткой и мама.

        Кабинетов было мало и где-то за час, справившись с мытьем полов, уходила обратно домой.

        Прошел год и мне захотелось увидеть свою милую и доверчивую Валюшу. Я начала ее поиск по переписке, обращаясь в разные органы связи. Наконец  от Валиной мамы  пришло письмо. Я держала конверт в руках и не могла распечатать. Дрожащими руками кое-как вскрыла письмо и узнала страшную историю Валиной гибели.

        Ее мама рассказывала,что после окончания училища, чтобы не отрабатывать 3 года, Валя пошла служить в воинскую часть. Ночью ее послали на задание и на беду, она встретилась с шайкой бандитов. Ее насиловали, как могли, уродовали ее тело и в тяжких мучениях она скончалась.

        Хоронили ее под звуки воинского оркестра.

        Валечка, милая, помнила ли ты мои наставления, когда шла на встречу бандитам? Или по должности тебе и отступать уже не полагалось... В любом случае, я склоняю голову перед твоим мужеством. Пусть земля тебе будет пухом, моя отважная и беззащитная подруга!