Владивосток в душе на всю жизнь

Татьяна Завадская
Владивосток далеко, но ведь город-то нашенский!
Эти слова, сказанные Лениным, не устарели и сейчас. В 1974 году они украшали здание почтамта, и все приезжающие на железнодорожный вокзал видели, что Владивосток  - нашенский.

Это город моей юности, начала трудовой деятельности. Нельзя не любить этот город. Порой он снится, во сне ищу свою АТС-3 и почему-то не нахожу. Хотя общаясь теперь по интернету со своими коллегами по работе, знаю, что она есть и находится в том же здании.
 
Владивосток – своеобразный по своей красоте. Он располагается на сопках и кругом вода.
В те годы Владивосток был закрытым городом. Главная улица называлась Ленинской, теперь ей вернули старое название - улица Светланская . Она выходит к памятнику Борцам за  власть Советов на Дальнем Востоке. Каждый свой день я начинала с этой улицы, по ней ехала на работу.

Говорят, что нужна одна минута, чтобы выделить человека из окружающих и один час, чтобы оценить его достоинства! Наверняка, это так. Ведь кто-то нам нравится с первого взгляда, а с другими общаешься в меру необходимости.  В каждом коллективе есть люди «ТВОИ» и «ЧУЖИЕ».

Как в любви, так и в общении есть свои невидимые тонкие ниточки, связывающие души. Вот такой ниточкой душевного притяжения связала меня по жизни девушка из Хабаровского края из порта Ванино, звали её Алька.  Судьба свела нас на АТС-3  Владивостокской городской телефонной сети, куда я попала по распределению после окончания Смоленского электротехникума связи.
 
Прилетев из центральной России на край земли, в далёкий и чужой край, первое время  чувство одиночества и оторванности от всех близких преследовало постоянно. Поэтому мне очень хочется сказать немного о дальневосточниках. Это в большинстве своём поразительно добрые и отзывчивые люди.
В центральной России, где все дороги для вас открыты и всё рядом, люди отвыкли замечать друг друга в беге по жизни. Всего и всех хватает, не станет тебя, придёт другой. Не ценится ни человек, ни специалист, никому ты не нужен.

Во Владивостоке же всё было иначе. Там и сейчас кадры умные и приносящие отдачу нужны, потому что их мало. А может быть потому, что на Дальний Восток попал цвет нашей нации в период  Сталинских репрессий?  Ведь все знают, что порт Ванино – это пересыльной пункт в Магадан, на Колыму.  А Уссурийская тайга и удивительной красоты город Владивосток притягивал и притягивает романтиков.

Не буду что-то утверждать, но дальневосточники – народ особенный!  Я это почувствовала сразу. Оторванность от Москвы, центральной России, тоже очень чувствовалась. Чтобы прилететь в отпуск домой надо было заплатить за билеты туда-назад 280 руб. А зарплата была 120 руб. Вот и, посудите сами, все наши возможности передвижения. А сейчас ещё хуже. Простые люди из-за дороговизны билетов не могут никуда съездить. Остаётся только Приморье, если есть к кому поехать. 

И мы ездили к дальневосточникам в Уссурийск, в Находку, ездили отдыхать на Санаторную, что недалеко от Владивостока. Часто на выходные брали палатки на прокат и отправлялись на остров Песчаный, который находится в Амурском заливе и виден из Спортивной гавани. По ночам нас пугали бурундуки, но мы опять и опять отправлялись туда, завороженные бескрайним простором мелководья на этом острове.

Особенно запомнилась поездка в пригород Владивостока, Артур, где начинается выход в Японское море. Меня с подругами свозила туда Аля. Скалистый берег, вода в море прозрачно-лазурная, видно как плещется  рыба. А невдалеке две скалы, которые и называют воротами в море. Поразительная красота того места помнится всю жизнь. Аля так и сказала:
- Я знала, что тебе понравится!

И на работе рядом всегда была Аля! Именно она научила меня работать, передала азы своего мастерства. Эта девушка  была очень талантлива, у неё был и есть технический склад ума.  В те годы эксплуатировались декадно-шаговые АТС. Связисты знают, как трудоёмко их обслуживать. А регулировка приборов не каждому давалась, надо иметь большой опыт и терпение. Такой человек тоже был на АТС, асом в регулировке была Людмила. Потом по жизни, когда я окончила институт и сама стала руководителем, я всегда своим кадрам рассказывала именно о них.

Аля стала для меня в те годы самым близким человеком и осталась таким на всю жизнь. Мы с ней по-детски даже породнились. Разрезали пальцы и приложили друг к другу, как бы кровь наша смешалась, и мы стали сёстрами. Не знаю, может нынешнему поколению это покажется смешным, но мы были вот такими.

И я не потеряла свою названную сестру по жизни, хотя мы давно не живём во Владивостоке. Я вернулась домой, в центральную Россию.   Она же уехала  с мужем в Красноярский край, а потом обосновалась в  Приморье. Дороги наши разошлись. Но я всегда и всю жизнь помню её.

Говорят, что если тебя любит и помнит хотя бы один человек, то жизнь прожита не зря. След  твоей души живёт в другом человеке, а это прибавляет ему  здоровья и лет жизни. Хочется верить в это.

Фото из интернета.