Ничто

Владимир Толок
Казалось бы, что о нем говорить -  ничто и в Африке ничто, но в последнее время тема Ничто все настойчивее заявляет о себе в литературной среде, и было бы неплохо  составить свое мнение  о ней.
Начиная от мудростей Вед, Ничто всегда присутствовало в философской мысли человечества, но незримо, то есть так, как и положено ничто.
Согласно Ведам  в основе  мира находится Абсолютная Личность, Абсолютная Истина, абсолютно полное знание, совершенство и т. д. и все эти абсолютные качества тождественны друг другу.

Будда, который как обычно сидел под деревом, однажды пришел к выводу, что мир существовал всегда, поэтому в боге-творце нет необходимости. Вместе с богами у него и его приверженцев исчезла необходимость в  сложных обрядах поклонения и жертвоприношений им, которыми брахманы буквально терроризировали древних индийцев.  Будда предложил более простой путь избавления от страданий  человека – через отказ от желаний, который ведет к достижению высшего просветления,  нирваны. Тут следует заметить, что согласно древним Ведам и современным научным данным вселенные все же появляются и исчезают.

  Позже атеизм Будды углубил Нагарджун. Он логически доказал в   нереальность окружающего мира в своем учении о Шунье (Пустоте), в современной интерпретации называемой учением о Ничто.
В учении о Ничто утверждается, что  для всех вещей пустота – их общий сущностный признак. Вещи не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются. Все вещи пусты, безсущностны и безопорны. Думая, что мы описываем бытие, мы описываем лишь наши представления о бытии. Вначале мы навешиваем на реальность ярлыки, а потом начинаем изучать эти ярлыки, принимая их за саму реальность.
В познании Ничто приходят к пониманию отсутствия движения в мире и отсутствия другого. Отсутствие движения означает, что Ничто – вне времени, а отсутствие другого означает, что Ничто едино.
В мире нет ни бога, ни материи, а есть только иллюзия о них, обман, утверждал Нагарджун. Правда, по его представлениям мир иллюзорен относительно Абсолютной Истины, а на уровне повседневной практики он эмпирически реален.  Но почти через два тысячелетия экзистенциалисты и их последователи отняли у людей и эту реальность. Атеизм принял форму абсолютного отрицания мира. Есть только Ничто, а все остальное -  сплошная иллюзия.

За этот огромный промежуток времени о Нагарджуне на его родине почти забыли. Обычный человек, прозванный Буддой, который отрицал богов, сам стал авторитетным богом. Ему поклоняются миллионы людей, наверное, потому что среда ведической традиции и культуры  не может не вовлекать на свою орбиту когда-то оторвавшиеся от нее пусть и атеистические спутники.
 В начале нашей эры  Нагараджан назвал Бога Ничто, и как следствие, в Ничто  превратилось все мироздание. Для его времени это нормально. Но  у него есть много учеников среди мыслителей нового времени. Кроме последователей буддизма, это Шопенгауэр и экзистенциалисты, теософы и всякие нео. В центре их пессимистических учений находится человек, отрешенный от активной жизни, как бы живой труп. Но это состояние  доступно человеку и без изнурительных упражнений или занятий софистикой.

Нагарджун, а вслед за ним и все остальные последователи учения о Ничто, исходил из того, что абсолютизируя что-то мы непременно приходим к Ничто. В абсолютном состоянии любая вещь полностью заполняет все пространство, для других вещей, даже какого-то атома, места не оставляет и превратившись в Ничто, дает право назваться Ничто любой другой вещи в абсолютном состоянии. Когда ряд относительных истин переходит в состояние Абсолютной Истины, то всякая истина исчезает. Также, если мы в первооснове мира представляем Абсолютную Личность, то на самом деле в ней находится Ничто. Но Ничто не может сотворить Что, а если мы видим творение и себя в нем, то это совсем не творение, а его иллюзия.

В критике учения о Ничто  нужно доказать реальность Бытия и Абсолюта. Это несложно логикой…  приверженцев Ничто.  Если весь мир и человек в нем утверждается как иллюзия, то мы имеем дело с абсолютной иллюзией, но в этом состоянии, как мы знаем,  все явное превращается в ничто, всякая иллюзия в нашем мире должна исчезнуть, однако она все же существует на арене цирка и в головах хотя бы приверженцев Ничто, а если так, то  существует  реальный творец этих иллюзий и реальный материал для его фокуса.

Гораздо труднее отождествить Абсолют и Ничто, но попробовать можно.
Для начала произвольно выберем из бесчисленных вещей и понятий какую-то сущность в  абсолютном состоянии.  Лучше загадочную, чтобы убить сразу двух зайцев. Например, Истину.
Что есть Истина? – спросил Понтий Пилат Иисуса, но ответа не последовало. Вряд ли Иисус не знал, что ответить правителю, скорее всего, его ответ опустили редакторы (переписчики) Евангелий, так как не поняли, скорее проересили, его. Попробуем ответить на вопрос Пилата мы.
 По утверждению приверженцев пустоты, в Абсолютной Истине нет ничего. Это чистое Ничто без обладания и стремлений. То есть Абсолютная Истина и Ничто – синонимы, и я вполне соглашаюсь с Нагарджуном в том, что во вселенной или где-то еще в состоянии Абсолютной Истины исчезает вещество, время, пространство и все другие компоненты материального мира, но что-то, на мой взгляд, все же остается. Оно неуловимо никакими приборами, незримо и невесомо, но оно не Ничто. В религиях его называют духом, в философии – разумом, в науке – информацией, и нам следует просто соединить вещественный мир с информационным, что выпутаться из истории с Ничто.

Известно, что тайна Абсолютной Истины раскрывается в познании относительной. Абсолютная Истина пронизывает весь мир, и Бытие как бы покоится на нем, то есть Истина находится внутри нас, вещей и вне вещей, но мы осознаем только истину относительную. То же самое относится и к Ничто. Для рыб вода – это ничто, для животных и многих людей воздух – ничто, для физиков совсем недавно вакуум был ничто и т.д. Все эти тайны относительного Ничто являются ступенями к Абсолютной Истине.
 Ничто воспринимается как нечто по ту сторону бытия, хотя на самом деле находится в нем, но  скрытом, непроявленном состоянии. Нам кажется, что Абсолютная Истина где-то далеко, но она находится в каждом из нас. Из разных возможностей (ступеней) проявить относительную истину вырисовываются круги жизни, спираль которой устремлена к Абсолютной Истине. Самый нижний, наиболее примитивный круг бытия, находится в форме косного вещества, плазмы. Самый верхний предельно приближен к Абсолютной Истине, то есть к небытию, богочеловеком.

На этом пути возможно такое состояние Бытия, когда до Абсолюта остается всего один бит информации, после познания которой Истина становится абсолютно полной. Этот бит находится на границе между Бытием и Ничто. К этому времени все  вещество вселенной  преобразовано в информационную энергию и его масса стала равной нулю.  Последний бит несет в себе заключительную информацию из Ничто, с нею  Истина должна стать  абсолютной, а ее тайна раскрытой, то есть Истина должна стать чистым Ничто и не Ничто одновременно. Стала, и тут же  по отрицания  отрицания закону часть  Ничто с приставкой «не» мгновенно превращается в свое иное, то есть в бытие новой вселенной, другая в новую тайну Абсолютной Истины или  Ничто, раскрываемой через истину относительную.

 Абсолютная Истина проявляется на пределе эволюции Бытия, а новое Бытие появляется на пределе раскрытия тайны Ничто. Бытие и Ничто взаимопроникают  друг в друга  и образуют неразрывное целое. В религиях это целое называют верховным Богом, творцом сущего. Если Бытие сравнить с божественным Светом, то Абсолютная Истина (Ничто) – это божественная Тьма, откуда исходит этот свет.
Бог – Абсолютная Личность. Он Абсолютен потому, что находится в состоянии Абсолютной Истины, и Личность от того, что личностью мы обычно называем даже человека, который владеет ничтожными знаниями, а тут обладатель совершенно полного знания вселенной.
  Весь мир от атомов и галактик до разумных существ направлен к божественной Тьме, как некоторые рыбы к месте своего зарождения. Они должны дать новую жизнь и возвратиться к вечной жизни.

Некоторые йоги, монахи и мистики утверждают, что они при помощи специальных практик, молитв и медитации достигают Бога. Это, если не шарлатанство, то самообман. Чтобы некто мог предстать перед Господом, он должен олицетворять Абсолютную Истину минус один бит информации, то есть быть практически совершенно чистым от вещества полным знанием, осознающим его. Возможно,  кто-то из мистиков знает закон Ома, а как дела обстоят со знанием, допустим, уравнения фон Неймана? Или,  у мистического путешественника к престолу Господнему известен способ полного освобождения от своего мешка набитого костями и дерьмом и сохранении  при этом своего  деятельного, живого сознания? Увы, безмятежность, покой и блаженство, получаемые человеком в результате транса, - это далеко не царство божье (я как-то назвал его пред коматозным состоянием), а весьма далекое преддверие к нему. Оно приятно, но доступно на короткое время  не только избранным, а  всем тем перед смертью, кто не умирает внезапно.  Молния озарения, исходящая из божественной Тьмы на человека во время творческого процесса, а не мистический транс, на мой взгляд, является единственным реальным способом его соприкосновения с Абсолютом при земной жизни.

Вселенная строит из себя Бога. Человек имеет возможность  активно включиться в этот процесс созидательной деятельностью или выключиться из него, сев под деревом в позе Будды,  просто убивая себя каким-то иным способом – наркотиками, вином, обжорством,  погоней за мамоной и т.д. Обе эти возможности инициируются божественной Тьмой, частица которой находится внутри каждого человека.
Человек со дня рождения тоскует о ней. Тоска заставляет его искать освобождения от жизненных тягот и самой жизни или преобразовывать окружающий его мир в творческой деятельности. В последней раскрывается очередная тайна Ничто или частица Абсолютной Истины, после чего творцом вновь овладевает  тоска. Заглушить тоску можно разными средствами, но достойное богоподобного существа заключается в творческом отношении ко всему своему окружению. Нужно видеть Абсолюта не только внутри себя, но и в других людях, животных и вообще в Природе, видеть  всех  соучастниками общего вселенского творчества, чтобы  самому стать единомышленником другого творца, не потерять радость жизни, в обреченных на тоску паузах между  своими вдохновениями.

В конце концов, перед Господом предстанет одно существо -  Иисус, Абсолютная Истина, в котором будет заключено все Бытие, все его законы и уравнения, все его мистики и камни, преобразованные в чистое знание. 
Рациональная последовательность учения о Пустоте нашла живительную почву в рациональной западной цивилизации. В машиноподобном обществе, отделенном от древних премудростей многовековой абсолютизацией выгоды, ни бог, ни сосед не нужен, есть в мире только иллюзорное «Я» и миражные способы его удовлетворения, в том числе через религии.
Если в учении о Ничто находится божественная мудрость, то она должна рассматриваться в контексте реальной первоосновы мира и  развиться в пограничной  как к Востоку, так и Западу цивилизации там, где ведические мудрости еще не стерлись из народной памяти и понятна роль на земле западного рационализма.

Восток сохранил для мира божественные мудрости и сел под деревом, Запад знает толк в созидании, но тонет в свехпотребительстве. Где-то в третьем месте мудрость и созидание должны переплестись в единое целое.
На него уже  много веков претендует Россия. Возможно, по праву,  но слишком много ведического разрушено в ней безвозвратно. Не только большевиками. Разрушение русского духовного уклада началось еще при Екатерине  второй. Советское время лишь завершило этот процесс.  Ради чего? На мой взгляд, для зарождения нового общественного уклада, в котором впервые в истории человечества   крепко-накрепко соединится божественная мудрость и созидание. Без этого единства человечество обречено на деградацию.

В физическом смысле никакой пустоты нигде не существует. Материя не может находиться в состоянии абсолютного покоя. Нет Ничто и в мудростях Вед и от них в главных религиях мира. В Ведах и мировой философии место  Ничто занимает абсолютный дух, абсолютная идея или абсолютный разум, и эти мировоззренческие категории хорошо разработаны гениями человечества на огромную глубину.

Популярность Ничто  можно объяснить литературным талантом его приверженцев, особенно знаменитых Нобелевских лауреатов. Всем известно, что литературный образ воздействует на человека сильнее обыкновенной  идеи. Например,  от фразы: если долго смотреть в Бездну, то Бездна посмотрит на вас, -  веет мистическим холодком.
Ничто -  это  образ фундаментально постоянного во вселенной при ее переходе от  небытия к бытию и наоборот.   Можно на какое-то время поддаться его художественному очарованию, но переводить литературу в реальность, на мой взгляд, бессмысленно, да и для здоровья, как видно из приведенной фразы, опасно.



                Май 2017 г.