45 лет в Рудном Алтае

Нелли Мельникова
 
В течение многолетнего сотрудничества с главной газетой области восемь раз сменились главные редакторы, а если считать «тройное пришествие» одного из «главных»  -  то и того больше.
Не могу сказать, что мне работалось одинаково комфортно со всеми и вообще комфортно.
Удобнее всего был начальный двадцатипятилетний период, когда  между мной и редактором стояла надёжная фигура заведующей отделом культуры Р. Г. Плотниковой: при задании по рецензированию всегда был обеспечен билет на две персоны и, что особенно важно, фотограф.
  Около четверти века я плотно сотрудничала с фотожурналистом Владом Павлуниным. Он был не только первоклассным специалистом (МГУ), но и очень доброжелательным, коммуникабельным человеком.
 Если мы бывали на оперетте или опере, он спрашивал, что в сюжете самое «смотрибельное», на что стоит «потратить плёнку». Не чурался и вопросов по музыке, явно расширяя свой кругозор, сверяя иногда свои впечатления с моим профессиональным мнением.
 Прекрасный был обычай у Влада – он всякий раз дарил мне фотографии с лучшими снимками, что в дальнейшем очень обогатило мой журналистский альбом.
 В последний раз мы встретились в 1999 году  в Семипалатинске на «Пушкинских чтениях» и открытии памятника Шакариму.
 Напамять  остались несколько групповых фотографий, а в 2003 году Влада не стало. Он ушел скоропостижно в полном расцвете сил   и мастерства.
И пишущие, и читающие навсегда останутся благодарны ему за мгновения жизни, талантливо запечатленные в его снимках.
Сорок пять лет…
Срок огромный в масштабе одной жизни.
Среди коллектива редакции и на газетных полосах я набиралась опыта и оттачивала перо.
 Мне помогали, но иногда и мешали, особенно когда в ход шли редакторские ножницы, кромсавшие по живому.
 Почему-то все работы хотели видеть в одном,  кратко-информационном стиле, рассчитанном  на восприятие лишь головой. Наверно такие информативные материалы должны иметь место  на газетной полосе.
 Это то, что прочесть дОлжно.
 Но  материалы, затрагивающие и ум, и сердце – желательны всегда.
 Язык,  стиль каждого журналиста  должны быть индивидуальными, со своими особенностями лексики, продиктованными его основной темой. Материалы о литературе, искусстве не могут, не должны быть похожими на краткие, сжатые репортажи или на статьи о сельском хозяйстве.
У них разные задачи, разные ипостаси.
 И ещё…
Мысль, сверлящая уже долгое время бедные, зацикленные на репортажности мозги многих и многих журналистов: давно, давно, много лет тому назад газета была главным и почти единственным проводником информации.
 А что сегодня?
Радио, телевидение, интернет, мобильная телефония…
Даже если газета «завяжется в три узла», ей всё равно не угнаться за ними.
 Отставание  минимум на трое суток ей обеспечено.
 Так что ГАЗЕТЫ должны менять стиль работы.
Хочется надеяться, что так оно и будет.
 Эта сентенция, конечно же, не означает, что газета должна отказаться от  информаций.
 Вовсе нет!
 Она просто должна стать иной и, возможно, потребовать от читателя размышлений.
За долгие годы моего сотрудничества с «Рудным» поменялись многажды не только редакторы, но и почти весь журналистский корпус.
 И каждые несколько лет приходится проходить нелегкую процедуру «притирки».
На планёрках бывают «разборы полётов», но внештатник не имеет возможности отстоять свою точку зрения, его на планёрки не приглашают.
 Великое благо, если «вступится» зав. отделом по твоей теме.
 Изредка далёким эхом доносится одобрение ГЛАВНОГО.
 А чаще в суете сует об этом и вовсе забывают.
 В этой ситуации в газете остаются только  очень любящие своё дело внештатники, тем более, что  заработать  можно разве что «на булавки», а многие газеты и журналы  и вовсе безгонорарные.
Когда-то, в 1998 году, переработав уже много лет после официального пенсионного срока, я, уходя с педагогической работы, обольщалась надеждой, что коллектив редакции правильно оценит ситуацию и если не юридически, то хотя бы просто по-человечески примет меня в свою семью.
 Увы… Ничего такого не произошло. Даже после сорока пяти лет всё осталось как «в первый день творенья», даже грустнее – ушла родная мне «старая гвардия», называвшая меня не иначе, как «Наш музыкальный полпред».
 Сегодня и чаще именно в этом качестве я продолжаю писать, правда, уже в других газетах, освещая проблемы и достижения музыкальной культуры.
 Пока живу, пока публикуют буду работать, как думаю, не без пользы для читателей, слушателей, исполнителей, одновременно  совершенствуя свой опыт.