Капитан в камнях

Альберт Шаров 2
                КАПИТАН В КАМНЯХ.     (Тема: кораблекрушения)

                «Трагедию совершает посредственность.»               
                Морис Дрюон. Серия «Короли».

     Аварии кораблей и судов были всегда в прошлом, происходят в настоящем и, видимо, будут происходить в будущем.

      По определению, судно- это сложное инженерное сооружение и работает в сложной системе: судно- капитан- море, в которой происходит взаимоднействие суммы внешних и внутренних сил и множество векторных направлений и моментов, замыкающихся на капитана, как человека. Любой отказ слабого звена системы приведёт к отказу всей системы. Судно- создано инженерами согласно проекта и имеет свои характеритстики, как сильные, так и слабые. Поэтому человек должен управлять судном инженерно и грамотно.

      Величайший писатель- маринист Виктор Гюго писал  об этом наиболее ярко и впечатлительно в романе «Труженники моря». А именно то, что море- это сумма сил ветра и волны, плюс другие факторы и нюансы. Судно- это сумма сил машин. Человек может разгадать силы моря и ограничить их, правильно управляя пароходом. Это было написано давно, в прошлом веке.

      В тот день Ширков, буднично и обычно, сидел в кресле капитана флота («адмирал»- по кличке сотрудников управления конторы) небольшой судоходной фирмы. В  кабинет отдела флота зашёл невысокого роста, крепкого сложения и чуть полноватый моряк. По виду, осанке и всей фигуре  подходил на типичного морского капитана северных морей и портов. Доброжелательный и приветливый взгляд , широкой кости лицо и фигура.

     Он был в полной капитанской форме, с полным золотом на плечах и фуражке, но на кителе не было инженерного ромбика, как у выпускников КТИ, например, что, по тем временам было уже некоторым слабым моментом. Время и цивилизация уже требовали от офицеров флота академического образования, и они переводили флот на этот путь. Но тогда это было ещё не так категорически важно, ибо, например, в  фирме Ширков  со ВТУЗом  был всего один пока
.
     А этот был капитан Фатинов Валерий. Ширков, в какой- то степени, по крайней мере, по внешности, знал его по конторе «Эстрыбпром.» Он был тоже с Таллиннского мореходного Училища, но более старшего выпуска и старше  по возрасту года на 2- 3, лет 45 с небольшим. В этом возрасте обычно капитан в полной кондиции по всем моментам. Ширков также не был уверен, что это был вообще капитан, но то что штурман, то это точно.

      По характеру своей работы Ширков знал многих капитанов и штурманов из других фирм, а может и почти всех и для каждого  была уже оценка его профессиональности и морской категории по основным моментам.

      Рассказывать  ничего не надо было, ибо капитан флота знал про него всё, что нужно. Если кто то из таких заходил в  кабинет, то это обычно был поиск работы. В то время в Таллине были две огромные монопольные судоходные фирмы Пароходство, со своим наивысшим престижем, и трудовой Эстрыбпром, со своими сверхдлительными рейсами и всем остальным супер- тяжёлым пакетом, всех самых непредпочтительных моментов.

     Были ещё, и не так много, разных малых, рыболовных, вспомогательных и т.п. контор. В этот период было перепроизводство штурманских кадров и рабочих мест было мало, если они вообще были.

     Он сидел , с не очень весёлым лицом, видимо прошёл уже все конторы, нигде мест нет и всё такое в таких случаях.

        Ширков знал о нём всё основное, что нужно, да и рабочих мест сейчас, да и вообще, не было. Фирма имела элемент престижности, особенно два производственных рефрижератора дальнего плавания, которые ходили и работали в фирмах по Европе с хорошим заработком.

      Ширков тоже бывал там в роли капитана- наставника и в роли капитана. Да и ещё главный вопрос, можно ли доверить мостик? Так вот Валерий Фатинов. С ним связана большая или крупная аварийность, а это главный показатель профессиональности, да и по другим статьям не ахти, да и он не рыбацкого профиля. Начальник никогда не видел его в море, в рыбаках.

        Место на судне ведь это не подарок на новогодней ёлке, его надо заслужить и ему нужно соответствовать. Капитан флота отвечает за кадры, которые туда попадают и без него туда не проходит никто.  А от кадров зависит всё. На судне, в первую очередь от капитана, штурмана или механика и так дальше до матроса может зависеть успешная деятельность или нет, а самое главное-  безопасность всего, что там есть.

         “Из за небрежности одного человека судну грозит опасность. Быть в открытом море- значит быть лицом к лицу с врагом. Корабль в плавании подобен армии в бою. Буря притаилась, но она есть. Море- это засада». Виктор Гюго.

          «Трагедию совершает посредственность.» - сказал Морис Дрюон.

     Допустить на мостик корабля можно штурмана, который понимает всё это и способен выполнить, как работу, так и безопасность. А такими бывают далеко не каждый. В этом то и всё дело.

      Ширков, бывший отличник мореходки, один из сильнейших в КТИ, и теоретик по надёжности и безопасности, имел личную повышенную требовательность к себе по этому вопросу и ,соответственно, к другим. Это не всем нравилось, в том числе и начальству, когда он, не стесняясь, задевал или выгонял их любимчиков. Это последнее было редко, но было.

        Ширков молчал и почти его не слушал. И так всё было ясно и  о нём знал всё, поскольку все проколы штурмана или капитана становятся известны всем морякам вокруг, а отделам флотов тем более. Да и рабочих мест, особенно в такой конторе, не было.

       Но не всё так просто. Все мы люди. Бывают ошибки, случайности и прочие жизненные передряги. Может быть здесь надо помочь человеку, который без работы, а жить как- то надо. Человек он в общем- то неплохой, не занозистый, достаточно тактичный и приветливый, не замечен в алкоголе и т.п. Это моряк и ходил в море.

      В данный момент он был осуждён условно за аварию и платил большие долги государству. Тем более нужна помощь.
На одном из рефрижераторов «Ранд- 2» был его однокурсник по ТМУ, успешный и даже именитьый капитан, который, в принцыпе, мог взять Валерия на своё судно.

       Кроме того Ширков сам, ещё не было 50 лет, всё равно уже намерен был уйти из этой своей фирмы, которая могла быть тихой гаванью на склоне лет, но хотелось ещё раз побывать в настоящих дальних морских просторах. Да ещё огромные корабли, типа слонов, не давали  покоя, по сравнению с которыми наши "Ранды" выглядели слабовато. Любопытство и всякие морские мечты вели Ширкова за линию горизонта.

    Уже были два- три блестящих предложения, от которых даже сейчас захватывает дух. Он должен был, почти немедленно идти на парусник «Крузенштерн» и занять должность по науке и учебной части. Это была бы самая перспективная линия продолжения жизни. Да и другое. Эта фирма уже мала и хотелось идти дальше. Так, может Фатинова сюда, на это место предложить. Решать будет, конечно, директор, а всё остальное- их проблемы.

      А его дела шли так. После ТМУ он попал в престижное ЭМП и плавал там долго, но до капитана так и не дошёл. Хотя, по тем временам все его однокашника стали капитанами и плавали в этой должности давно и много лет. В те времена обычный штурман становился в пароходстве капитаном через 5- 10 лет, а то и раньше.

    У Фатинова что- то не заладилось в пароходстве и он перешёл в ЭСТРЫБПРОМ лоцманом в порт, т.е. в контору на порядок или больше ниже в категории и престиже. На флот ему там было затруднительно, ибо другой профиль и специфика. Особых способностей в лоцманах он не проявил. В это время порт был обычно забит крупнотоннажными и , более правильно сказать, огромными плавбазами типа «Шопен», «И. Варес», «Балтийская слава», транспортами типа «Залив», «Берег», «Комсомолец» и другие. Рубки этих судов выглядели как небоскрёбы, а высота борта была соизмерима со склоном отвесной горы на Кавказе. Кроме того БМРТ, «Супера», «БАТЫ», не уступающие по тоннажу и размерениям многим «слонам.»

    Порты работали интенсивно, а вечером были перетяжки и перешвартовки, менялись причалы, позиции и тому подобное по плану диспетчера. При перешвартовке на борт судна поднимался лоцман.

     В основном в рыбном порту работали пожилые с большой практикой лоцмана, бывшие капитаны. У них было загадочное чутьё и природное призвание к этому делу. Двигать корабли с такой массой и архитектурой не всегда получалось безошибочно.  Валерий Фатинов был самым молодым лоцманом, но всё же моряк и примерно на тройку работа у него получалась. Да и перетяжка судна происходила при обязательном присутствии штатного капитана или старпома. Да ещё два или три буксира. Надо отметить, что по существующим правилам лоцман ни за что не отвечает, а только является консультантом капитана. Все шишки за навалы и прочее валятся на капитана.

         Ширкову много раз тогда приходилось производить такие работы с лоцманом Валерием Фатиновым и особых неприятностей тогда не было. Но всё дело в том, что кроме него, там был Ширков и это все- таки всего навсего порт.

       Но работа эта лихая, чутьё нужно, реакция и другие капитанские способности в этом плане и всё равно не застрахуешься от навала или удара железа на железо. Он раньше капитаном не был, но с течением времени кое какую практику тут получил.

         Однако всё же накопились навалы и удары, вмятины и трещины в бортах и всё тому подобное, гораздо больше, чем у других лоцманов. Капитаны желали больше видеть у себя других лоцманов, чем он. Да и не очень зарплата.В общем тоже не заладилось.

          Однажды тогда, в Балтийском судоремонтном заводе Ширков увидел и сразу узнал плотного сложения невысокого моряка, в модной новой, прямо со склада, морской куртке, типа заграничного пальто с оттенком русского тулупа с капюшоном. Он, с высоко вздёрнутым носом, бодро, энергично и уверенно вышагивал по главной аллее завода, будто новейший  буксир по глади тихого залива.

         «Каапитанн заавода!» - шёпотом на ухо, с оттенком почтения, бросил Ширкову встречный знакомый рыбак. Само словосочетание КАПИТАН ЗАВОДА вызывало высочайшее впечатление, несло какую- то таинственность и было не очень понятно в такой степени, что и сейчас толком такого понятия нет. Капитан- это флотский и мореходный термин. Завод- это чистейший береговой объект, и причём здесь капитан. Корабли в заводе были в ремонте на швартовых, они сонно стояли у своих причалов, цехов или в доках. Они не ходили по морским дорогам и не были в эксплуатации. На каждом судне был свой капитан, кадровый или ремонтный, также и старпом, боцман и команда.

       Каждое судно подчинялось своей мореходной конторе, своему отделу флота и своему главному капитану. Вместо капитана завода можно было поставить на причале куклу в фуражке или чучело, может с веслом даже для солидности. Результат был бы один и тот же.

      Сейчас такой должности Ширков не видит. Хотя береговой боцман и береговые матросы есть, они принимают и заводят с судов швартовы. Но в те времена такая должность была и были какие- то обязанности, по всей вероятности. Однако никакой ответственности в этой должности не было, по сравнению с любым штатным капитаном или старпомом, например БМРТ или ТР.

     Другими словами, это было рабочее место типа: «Не бей лежачего.» или »Мухи и клопы не кусают» и общем тихая гавань после половины прожитой жизни. На работу можно было опоздать, уйти с работы или вообще пропустить пару дней. Никто и не заметит. Лучшего места под такой возраст и вообще найти почти невозможно.

       Валерий, вроде бы сам толком не верил, что так повезло устроиться. А какой престиж и высота положения. Номинально на уровне или выше всех штатных и ремонтных капитанов БМРТ или ТР в заводе. По крайней мере что- то около микро- адмирала и не меньше.

      Капитан БМРТ сидит на своём судне и его не видно, а капитан завода ошивается по всем причалам так, как он хочет. Каждый обычный штатный капитан БМРТ, чтобы дойти до капитана годами или десятками лет пахал моря и вёл промысел в штурманах, каждый год сдаёт суровый техминимум в конторах, сдавал хитро= тяжёлые экзамены в главках и министерствах, утверждался в горкомах, парткомах и ЦК, терял время и здоровье от чрезмерной многократной нагрузки на свои млечи,мозги и голову.А, что стоило ещё на заочной учёбе в Академиях и ВТУЗах.

      И не только это. Чтобы поставили капитаном на БМРТ нужно было достичь такого уровня, моря, промысла и хозяйства, со всеми вытекающими нюансами и приложениями,что не видно конца масштаба. А вот бывает, что он зашёл на мостик такого корабля безо всего этого, фортуна так повернулась, повезло и всё.Он такой же капитан, как и все тут, но только не ходит в море.Он всегда на швартовых.А это очень приятно и совсем безопасно.

        Валерий Фатинов есть капитан завода и всё. Никаких техминиумов и других треволнений. Никто из капитанов слова не скажет. Могу зайти на любое судно, любой причал, ибо капитан завода. Видимость работы и тому подобное создать всегда можно. Он хорошо воспринял ситуацию и встроился в свою роль, поэтому чем дальше, тем интереснее.

      Место капитана завода только одно, в общем повезло человеку. Гуляй по заводу, если хочешь, спи в каюте, если дома не выспался и получай зарплату. Однажды он позвонил на  БМРТ Ширкову и с несколько  натянутым апломбом, дал указание покрасить пожарное ведро у трапа судна. Вопрос мелочный и спорный, но апломб был замечен и это вызвало у штатного капитан- директора некоторое сомнение в прогнозе наблюдения таких людей. Они всегда кончали плохо или около этого. Ширков отлично знал, что это капитан липовый и хотел тогда послать его подальше,но сдержался.
 
       Но как никак большой начальник вроде, поэтому и самоуважение, самомнение и какой- то апломб. Ширков, в общем- то не уверен, что правильно применет термин, но что- то было.

        Работы у него особой не было и он устроился параллельно ремонтным капитаном
на калининградский БМРТ «Алмаз» и там тоже стал получать ещё солидный оклад капитана от той конторы.Это был его идеальный момент жизни. Два оклада по высшей ставке и категории. Хорошо и тепло сидеть, мало за что отвечать или суетиться, бесплатное  высококачественное питание и хорошая зарплата.

      Тогда было много БМРТ в ремонте: с ЭСТРЫБПРОМа, Калининграда, Мурманска и других портов. Много сидело ремонтных капитанов разного типа и категории. Ремонтный
Капитан , нигде не проходил проверку знаний, не всегда имел соответствующий диплом, с приложениями и мог управлять судном, только у причала на швартовых. Ремонтный капитан на несколько порядков, если не вообще капитально уступал обычному капитану, ибо не плавал так много не вёл сам промысел, не знал в такой степени судно, судовождение и технологию промысла и перевозки рыбы. Поэтому ремонтный капитан не мог так полноценно готовить судно к плаванию и ведению промысла и , как оказалось позже, контролировать и обеспечивать ремонт, поскольку он слабо знал судно, устройства и всё остальное. А многое он не знал вообще. Он хорошо знал только как получать зарплату, да и хорошо пообедать в заводской столовой по талонам. И ещё, как напялить на себя, хотя и дутый, но престиж. Ибо, чтобы на БМРТ попасть, нужно такие барьеры пройти, такую науку, моря, океаны, да ещё министерства, отделы флотов, главки, ЦК ПАРТИИ, ВТУЗ , хотя бы на первом курсе и много ещё чего. А он вот капитан в ремонте и всё тут.

      Обычных кадровых капитанов на всё это дело не хватало, ибо они нужны были в море, на промысле. Да и отпуска у них, курсы, учёба во ВТУЗе и т.п.
Обычно кадровый промысловый капитан приходил и принимал судно в конце ремонта и выходил на ходовые испытания. На некоторых БМРТ были в ремонте обычные кадровые капитаны или, по крайней мере, кадровый промысловый старпом. Старпом всегда может подменить капитана. Такой капитан, был компетентен, имел под контролем весь собственно ремонт и всю многомасштабную другую подготовку, которую производил лично и со своей командой. Но такое было далеко не всегда. Промысловый капитан имел официальный термин: капитан- директор, ибо БМРТ- это большой траулер- завод с цехами на борту, обычно был занят и его не было особенно видно.

           На БМРТ приходили в рейс не только просто капитан- директора, а люди с орденами и звёздами, с загадочной тенью удачливости и гениальности, овладевшие
многими тайнами океана и всего окружающего мироздания, вложившие колоссальный труд в мореплавание, технологию промысла и всю добычу, переработку и транспортировку многих тысяч тонн рыбы, что выражалось в продуктах и больших деньгах для страны и народа.  (Автор данного замечания, рядовой судоводитель, и к звёздным людям не относится).

      А ещё обязательная безопасность, людей, судна и груза, особенно в тяжелейших штормовых погодах. Это всё умел и знал промысловый капитан, для которого главным был промысел, часто в ущерб своему отдыху, здоровью, вниманию к семье и детям. Он пахал и работал.
Результатом была рыба, деньги для страны и зарплата для экипажа.

          Ремонтный капитан и он же капитан завода командовал судном, типа сидел, только на швартовых, когда  БМРТ был выведен из эксплуатации. В этом положении БМРТ не добывал рыбу и деньги, а ремонт производился на средства, заработанные в море, на промысле.

         Валерий Фатинов сидел на заводских и конторских планёрках с умным видом рядом со всеми ремонтными и обычными капитанами, инженерами завода и директором. Все эти люди, в повседневной одежде, на первый взгляд, мало отличались друг от друга. Там не было термина «ремонтный капитан», а просто капитан и всё.

         Работая в пароходстве и в лоцманах он практически не представлял технологию океанского промысла, уникальные грузовые и швартовые операции в открытом море, управление БМРТ в море и всё остальное. Да и это было ему и не нужно. Он нисколько не хуже тут других, а то и повыше, хотя бы тут. Да что там, какой- то рыбацкий БМРТ. Одно слово рыбацкий говорит о том, что уже не первый сорт.А он вот сейчас тут сидит,как туз и всё.По виду и фигуре выглядит ещё и получше других.Вон там какой-то дохлец или бывший шкет сидит и с ним ещё равняться.Конечно,он давно не выходил в море,далеко отстал от практики мореплавания и судовождения,голова была легкая и пустая,как коробка из под ботинок или пластиковая бутылка из под кваса.Никакой белиберды не надо,обед есть,зарплата тоже и самое время на диван поспать.               

       Время шло вперёд и так работал он там несколько лет в хорошем авторитете, престиже, двойном окладе, и материальном достатке. А о том, что это капитан не настоящий,знал, может быть,только он сам. Причём может быть и не знал, но догадывался,и у него на душе лежала вот это чёрная кошка, которая портила весь такой блестящий пейзаж и комплект.Было большое желание чем то себя проявить и всем что- то доказать.

          БМРТ «Алмаз» стоял в большом капитальном ремонте около года, судно было полностью отремонтировано и модернизировано, установлены новые современные конструкции, машины, механизмы и приборы. Это было уже практически новое судно и на него уже был план добычи большой рыбы и больших денег для конторы и государства.
Такой корабль имел тогда значительное экономическое и стратегическое значение. Стоимость такого ремонта была соизмерима со стоимостью постройки нового судна.На него уже был план добычи рыбы и расчет прибыли в экономику Госплана.

          Валерий Фатинов, капитан БМРТ «Алмаз» и капитан завода, в конце ремонта решил в этот раз не вызывать штатного капитана и вывел траулер на ходовые испытания сам, как настоящий капитан. Ему это очень хотелось показать всем, что он настоящий. Да что тут, какой- то БМРТ погонять и покататься на хорошо обеспеченном всей навигацией закрытом от штормов рейде.
         
         Он картинно стоял на превосходном мостике прекрасного корабля и со стороны никто бы не усомнился в его капитанстве. Служба порта не возражала, ибо диплом есть какой- то, это не в рейс , а только на рейд, на ходовые испытания. Контора видимо тоже, ибо опытный, в годах под 50 лет, судоводитель, да ещё бывший лоцман. Лоцман по службе, как правило, лучше всех знает прибрежные фарватеры и все подходы к причалам. Ему и карты в руки. О том, что он, сидя в каюте, потерял видение и практику навигации, а, может быть вообще всегда слабовато в ней разбирался, никто не знал и он сам тоже.

           Таллиннский рейд, по  мнению Ширкова, есть один из лучших и красивейших портов мира. Этот рейд хорошо изучен и нанесён на карты, обеспечен превосходными створами, маяками и знаками. На ходовые испытания, бывало выходили штатные старпомы БМРТ. Так и сейчас. Штурмана на БМРТ «Алмаз» были уже штатные и весь день судно бегало по створам рейда безукоризненно чётко и превосходно. Прекрасная летняя погода, видимость и красота всего изумительная.

       Капитан БМРТ и он же капитан завода был на пике своего прекрасного настроения, авторитет, высший начальник и т.п. Он , конечно, опытнее всех тут штурманов из Калиниграда и вообще. Он местный, самый опытный и лучший, конечно. Авторитет капитана судна, капитана завода, там ещё лоцман, пароходство и т.д. Да ещё по службе он накачал за щёки и в выпуклый живот полный компот с ведро или больше, этого престижа и авторитета и сейчас от всего впечатления раздувался ещё больше, как главный деревенский петух или павлин в зоопарке. Он  стоял на мостике и пыжился, как лупоглазая статуя в чужом огороде.

      Закончив ходовые испытания, без замечаний, всё в полном порядке, судно направилось в порт завода к своему причалу. Командовал и управлял судном лично блестящий капитан, упиваясь красотой движения такого судна по голубой глади красивейшего Таллиннского рейда. Он осмелел, приноровился  командовать и вести судно показательно, по своему разумению, не утруждая себя посмотреть на карту и прокладку кадровых штурманов. Он всё знал на память и знал это лучше всех, так, по крайней мере, ему казалось. А ещё больше он возомнил о себе, пусть бы посмотрели однокашники, какой он каапиттаааннн. А то там что- то вякали, как они там чего то бороздили и чего- то штормовали. Поставь тут любого рядом со мной, то тощий какой-то, маломерок и то вообще чорт знает что. А я вот тут какой. Он даже не представлял, что, когда не плаваешь долго,то катастрофически быстро теряется квалификация, особенно в навигации.

       Капитан почти не обратил внимания или не успел, когда штатный третий штурман,рейсового экипажа, опытный и квалифицированный, подскочил к нему и с тревогой в голосе сообщил, что судно движется на камни. Капитан, как бы нехотя, повернул голову и поморщился, что его отвлекли от приятных раздумий. Он стоял, при полном золоте шевронов на новом кителе и листьями на впечатляющей фуражке, по горло в своём престиже, как в говне в захудалом русском сортире, недовольно морщился и хотел что- то выразить, чтобы тот не лез со своими советами и пр. Какой- то штурманок что- то тут вякнул, когдааа ссааам кааапиииитааан тут...Кругом одинаковая и прекрасная синь воды поверхности моря.

               «Не бз-ии туттт..».

 Яяя  тут знаааю каждый вааалууунннн нааа пааааммяять аа.."
 
         ТРАХ, ТАРАХ, ТАХ, ТАРАРАХ, РАСТАХБАХ, БАХ,УХ,УХ,ОХ,ОХ.

      Судно вздрогнуло и палуба мостика завибрировала и вздыбилась, как взбесившаяся лошадь.Судно, будто напоролось на мину, всех, вместе с капитаном бросило на лобовую часть рубки, капитан подлетел вверх на пол метра и лбом и носом пропечатал лобовое стекло.Палуба заходила ходуном, как землетрясение. Весь трёхпалубный БМРТ неестественно вздрогнул, стальное днище БМРТ, на большой скорости хода, загрохотало по многочисленным прибрежным валунам.

     Это было главное событие в его жизни. Он родился, учился, плавал в морях штурманом , работал в других конторах и шёл к этому главному моменту, своим путём, который венчал все его достижения именно в этом событии.

    Судно, будто, споткнулось, как бегущая лошадь, и окончательно село на многочисленные валуны и камни, которые, пробив стальное днище и второе дно, разорвали судостроительную сталь высочайшего класса и торчали там и сям чёрными беспощадными клыками. Скрежет и стон разорванного металла, смещение фундаментов, валолинии главного двигателя, остановились машины и тишина.

      Капитан в секунду увидел, сразу понял всё  и застыл от ужаса происшедшего, которое бывает, может раз в жизни, и далеко не у всех. А только у таких, как он.

      Океанское, высокого класса судно - завод угрохано на камни. Да нет, это не он. Он, такой хороший, умнее многих других и всё так было хорошо и прекрасно. Так не хотелось вдруг и быстро оставаться без своего капитанства. Но это уже был не капитан навсегда и вообще. Он вообще не был капитаном никогда, но влез на его место и в его мундир.
Это было не посадка на мель, а полное кораблекрушение. Разрушена была вся основа подводной части БМРТ.
Это судно годилось теперь только в металлом, потому что восстановительный ремонт
Был уже нерентабельным, как сказали специалисты.

     Капитан завода сразу, вроде бы и не понял, но это было главное событие в его жизни и весь момент истины. Это был главный показатель его профессиональности и компетентности. А если попроще, то этот факт сразу назвал вещи своими именами.

      Этот капитан был не настоящим. Он просто надел маску капитана, а управлять таким судном ему не хватало многого и у него не было достаточно теории, практики и опыта.Но сейчас он стал известным и поэтому, в связи с этим, знаменитым.

      Утром тогда, когда Ширков шёл на свой БМРТ, то увидел, недалеко от причала, метров 400, Угрюмо застывший на сером фоне залива этот новый БМРТ «Алмаз.»

      «Каапииттаааннн зааводаа», - отчётливо пояснил мне эту картину знакомый электросварщик, показав рукой в потемневшей перчатке. Весь завод пришёл посмотреть.
Они не говорили, что судно на камнях. Говорили, показывая рукой и пальцем: «Капитан завода.»

      Капитаны судов в основном воздерживались от комментарий, но понять, как сюда он мог попасть, не могли. Здесь прекрасная навигационная обстановка с высокоточными створами, маяками и знаками. На судне был весь штатный кадровый штурманский состав и капитан завода, бывший лоцман. Судно в превосходном техническом и мореходном состоянии. За всю историю флота вот именно сюда, на камни, не додумалось зайти ни одно судно, где сейчас молчаливо и скорбно стоял на камнях БМРТ «Алмаз.»

        В морском деле есть понятие аварии, где такие события рассматриваются в убытках
 в денежном выражении. Так вот убытки от потери траулера- завода составляли миллионы валюты. Убытки от упущенной производственной работы и потери большой рыбы, может быть ещё на порядок или выше. Вся вина ложится, а в этом случае однозначно, на капитана судна.

  Ширков не был на том суде, но слышал, что Фатинова В. осудили условно с большим штрафом в частичное возмещение ущерба государству. Эта денежная сумма, которую он должен был по частям выплачивать, была запредельно большой и нормальный человек за свою жизнь выплатить столько не может. Это была рыбная промышленность и за убытки там судили очень строго.

     Да ещё аварию устроил лично он в простейших условиях и оправдательных мотивов тут не было вообще. Конечно, он сразу потерял все свои должности, никто не доверит там своё судно даже на швартовых. Начальство тоже получило нагоняй, ибо, если быть точным, то он не имел права управлять БМРТ на ходу в море, да и вообще быть капитаном без всех утверждений и сдачи многочисленных экзаменов, без практики плавания на таких судах и всего того, через что проходит обыкновенный капитан БМРТ.

         В морской практике применяется термин- навигационная ошибка и во многих случаях раньше она оправдывала капитана. Но это было в старые времена, когда это дело было не очень понятным. Но сейчас, когда навигация, со всеми новейшими приборами и практикой, находилась уже  на таком уровне , это совершенно недопустимо. Факт события говорил сам за себя, что судном командовал бездарный судоводитель с зияющим пробелом в навигации. Допускать таких штурманов на мостик нельзя.

        «Так вот, Валерий. Все штурмана на моих судах пока сидят. Мест сейчас свободных нет, но ты загляни так, через месяц. Может что- то и появится. Очень может быть.»

         Через месяц Ширков ушел из отдела флота и вышел в море на большом транспортном рефрижераторе фирмы «Мортрансфлот» в Калининграде. Он долго еще ходил по морям, своим и заграничным портам, на различных судах и в разных конторах, но Валерия нигде больше не встречал. А по -человечески ,где- то в глубине души, было, конечно, жаль его. Можно  было помочь человеку и это было в пределах возможного.Валерия,наверняка, на работу никто не возьмет и он зашел в отдел флота с последней  надеждой. Ведь все мы люди. Но эти мысли были уже позже и смотрелись ,как в кино.Это сейчас размышлял Ширков.Мог помочь человеку и не помог?

        Но какой- то внутрениий голос пояснил,что тогда, в те годы, в кресле капитана флота сидел вроде бы и не Ширков. Там тогда сидел, назначенный обеспечить безопасность мореплавания- начальник, а не базарная девка.Это совсем не одно и тоже,а совсем разные вещи.Когда Вам были доверены полномочия назначать капитанов морских судов,капитан флота всегда помнил,что когда-то и кто-то назначил капитана лайнера "Титаник". Результат такого назначения говорит сам за себя. Этот результат можно видеть от молчаливого факта, который находится на дне Атлантического океана с тех времён, когда это произошло.
        А здесь тоже самое.С  таким провалом в навигации назначение капитаном или штурманом невозможно.Это абсолютно ясно.Ни один начальник ОФ его не взял.
Путь на мостик ему закрывала его категория- капитан в камнях.

Фото автора

БМРТ- Большой морозильный траулер,проект 394.
На этом фото БМРТ-431 "КАСКАД2,любимый БМРТ автора,
никогда не был на мели или в авариии.
ЛГ точно такой же посадил на камни из-за навигационной ошибки.

Прим.Имя ЛГ изменено из литературных предпочтений.