27. Лысенко побеждает менделистов-морганистов

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Сессия ВАСХНИЛ, когда была разгромлена советская биологическая наука.


31 июля 1948 года докладом академика Т.Д. Лысенко открылась, а 8 августа завершилась печально знаменитая сессия ВАСХНИЛ, где победу одержали сторонники Лысенко и генетика была официально объявлена лженаукой. Материалы Симона Шноля использованы мною для краткого изложения этой позорной страницы сталинизма.

Я помню, что тогда мама сказала вслух, что избивают крупных ученых. Мама с почтением относилась к Николаю Ивановичу Вавилову, даже рассказывала мне о нем. Наверное, она помнила об этом, поскольку закончила до войны Лесотехническую академию и училась в ее аспирантуре. К Лысенко она относилась отрицательно и с издевкой говорила о его изысканиях в области картофелеводства и прочих «достижениях».

В стенограмме выступлений на сессии ВАСХНИЛ, которая том же августе была выпущена в свет тиражом 200 000 экземпляров, были приведены выступления сторонников Лысенко, и у всех сложилось впечатление, что все решения принимались единодушно. 

Мама очень хотела видеть меня врачом или биологом, но у меня не было такого стремления. Но жизнь сложилась так, что в Академгородке я знаком был с Зоей Софрониевной Никоро, Юлием Яковлевичем Керкисом, Дмитрием Константиновичем Беляевым, Рудольфом Иосифовичем Салгаником и некоторыми другими биологами-генетиками.

Мне довелось видеть отголоски борьбы с генетиками и, в частности, с Дубининым в 1959 году в Академгородке, когда по требованию Хрущева, приехавшего вместе с Лысенко, он был отстранен от руководства Институтом цитологии и генетики СО АН СССР. Был я и на Общем собрании АН СССР в 1964 г. в Москве, когда академики, не убоявшись Хрущева, не избрали академиком Н.И. Нуждина, креатуру Лысенко, а в 1967 г. – зав.отделом науки ЦК КПСС С.П. Трапезникова.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/06/285