Рыбалка на озере Айском

Евлуп Малофеев
Вскоре начался сенокос. Василий Степанович нанял косить батраков. Сам косил. Потом метал сено на стог. Копна возили и складывали, подскребали, ребятишки. Кто мал был, вертелись у котла. У Тани работы не в проворот. Сготовит обед, а там надо к стогу. Править, топтать. Опять за малыми присмотреть. Трава в Бирюксе отменная, валки плотные, но сохнут быстро. Вчерашний укос к вечеру сухой. Успевай мечи! Сметали последний стог, Накормили обедом батраков и запряг папа лошадей в телегу. Дети смотрели вопросительно.
- Пап, зачем запрягаешь?
- Сейчас я вам историю расскажу, а потом поедем да посмотрим.
Сели все под стогом. Татьяна растянулась впервые за несколько дней вольно и расслаблено. Хотелось долго-долго лежать и не двигаться. Досталось ей. Заснула.
- Слушайте дети – тихо начал Василий Степанович.
Давно-давно на этих горах люди боялись жить. Сегодня ещё не все, кто жил здесь вернулись, а тогда страшно было. Огромный страшный людоед по прозванию Дельбеген похищал людей, особенно любил похищать детей. Схватит, утащит на вершину в скалы, на ту или вот эту и жрёт. Не нажрётся ещё утащит. Ненасытный был. Много мужиков пробовали с ним сразиться, но всегда побеждал людоед. Люди семьями покидали эти места, бросали всё второпях, лишь бы спастись. Плакали мамки, братишки и сестрёнки. Да только толку чуть. Слезами горю не поможешь. Одного боялся людоед. Луны по имени Ай. Но хитрый был. Днем высматривал, а вечером воровал и сжирал. Взойдет Ай, а он уже нажрётся и в скалах дрыхнет. Спрячется так, что не найти. Пробовала Ай и так и так до него добраться. Сильно переживала она за людей, но всегда он прятался так, что острые скалы не давали его достать. Ведь луна то круглая! Договорилась луна с тучей как обмануть людоеда. Закрыла туча луну на восходе, так что её не видно стало. Решил людоед, что не будет сегодня луны, пировать пошла. А луна распустила среди трав слух, что на пир звана. Травы шелестели, шелестели, а людоед то подслушал. Гуляет вольно по логам да подолам. В распадки спускается. Ничего не боится. Нет ведь Луны. Не прячется. Тут тучка раскрылась. Луна вышла и осветила горы. Людоед видит что попался, стал умолять Луну не трогать его. Он мирный и тихий. Он не может жить без человеческого мяса. Если и сожрал, какого мальчишку или девчонку, то непослушных и ленивых, больше беспризорников. Кому они нужны! Лишние на земле. Мужики сами виноваты. Хотели победить его. Стоит ли их жалеть? Но Ай думала иначе! Схватила она людоеда, да кааак трахнет об землю! Тот и дух испустил. Раскололась гора на том месте. Вершина вмялась глубоко. Озеро глубокое там стало, а скала на вершинке осталась островом. Остров сегодня можно видеть. Змеиным называется, люди там беседочку устроили, там березки растут, а озеро в честь луны Айское. Змей там много. Это от волос людоеда. Но есть тоже ужи. Это Ай немного своих волос уронила. Вода в озере очень чистая и прозрачная. Со дна бьют родники. Это слезы тех детишек, что людоед съел. Вода теплая, особенно по утрам.  Редко можно видеть что-то более приятное и красивое. Бриллиант чистой воды в изумрудной оправе подарила луна людям.
- Понравилась история? Спросил рассказчик.
- Понравилась, только грустная. Зачем, поганец, ребятишек жрал, да и взрослых. Мужики не могли справиться. Вот вырасту, всех людоедов перебью! – сказал Петруха.
- А теперь садимся в телегу и поехали смотреть озеро. Оно не далеко. Заодно захватим удочки.
- А крючки какие, самоделишние или взаправдишние? – заинтересовались мальчики.
- Фабричные, самые настоящие. Заглотыши, есть покрупнее. Посмотрим на месте, какие надевать.
- Ура! - Закричали дети – рыбачить будем.
Дорога вилась среди небольших скалистых сопок. Склоны цвели всеми цветами радуги. Это сказочное разноцветье можно встретить только на склонах гор Алтая. Другие горы не бедны растительностью, но богатство красок Алтая похоже на дань природы человеку за суровые испытания сибирским климатом. Ребячьи глаза замечали цветущие саранки, щавель, слезун, колбу и другие лакомства. Они с сожалением проезжали мимо, но рыбалка! Это перевесило все другие желания. Взрослые же смотрели внимательно с целью приехать еще раз с мешками и корзинами. Зимний запас из витаминных трав очень даже годился и был неплохим подспорьем к столу. Лето запасиха, а зима растратчица – говорили они детям.
 Последний перевал и перед глазами изумленных ребятишек открылся вид на озеро. Оно лежало бело-голубое в зеленой оправе, сверкало на солнце серебристыми пятнами. Подъехали к берегу, распрягли. Коням дали похрапать травы с телеги. Папа повёл ребятню вдоль берега.
- Смотрите где рыба.
- Не видим.
- Смотрите, имейте терпение. Это вам не пескарей да гольянов в Каменке ловить.
- Там и чебаки, и хариусы водятся! - возразил Петруха.
- Семидырки тоже - съязвила Васёна.
Внезапно вскрикнула Валя. На небольшой глубине проплыла стайка рыб. Рыбы большие, таких только на барыге видели.
- Вот сказал папа, ловить можно. Сами видели. Рыбы много.
Стали готовить снасти. Мальчишки с важным видом пробовали лески, привязывали крючки. Девчонки пошли копать червей. Червей брали только больших, жирных. Поплавки не приделали. Как же, взрослые почти. Ловить рыбу умеют! Папа рассказал про повадки рыб, посоветовал, что лучше сесть под кустики. Там рыбе не так видно рыбаков. Сказал, как подсекать, ибо рыба крупная. С ней надо осторожно. Может уйти. Сам же поймал в траве кузнечика, нанизал на крючок и закинул удочку. Сначала не клевало, но папа сидел тихо, серьёзно и не высказывал никак нетерпения. Клюнуло у него. Рыбаки побросали свои удочки, подбежали к удачнику и стали вместе выводить рыбку. Когда рыбку вытащили, папа сказал с укором.
- Смотрите всегда за своими удочками. Вон у Яши удилище рыба утащила. Все стали смотреть что случилось. К счастью, удочка была близко от берега и счастливый Яшка уже вытягивал свою добычу на берег. Постепенно у каждого образовалось по две три рыбины. Рыбалку кончили. Девчонки стали чистить улов и готовить  уху. «Мужики» гордо рассказывали друг другу, как они здорово рыбачили. На берегу рыбки оказались значительно мельче, чем казались в воде, но всё равно были большими. Уха удалась на славу! Сели вокруг котла. Первую пробу сняла Таня, как старшая повариха. Потом Петруха раздал всем по ломтю хлеба, а Яков по ложке. Первым достал ушицы папа. Потом Петруха, Яков и все остальные парнишки. Следом, так же по старшинству, опускали свои ложки в котёл девчонки. Недолго длился такой ритуал. После второй ложки очередь не соблюдали. Наелись от пуза. Ах, какая же это царская еда!
- Теперь искупаемся и можно домой. – Сказал папа.
Пловцы ребятишки были не очень. Где учиться? Каменка речка горная, очень быстрая, значит мелкая. В небольших заводях много не наплаваешь. Около приюта была такая заводь, так её озером называли. Тоже много не наплаваешь. Настоящее озеро их пугало. Папа взял сначала с собой старшего. Немного, и он освоился. В спокойной воде доплыли до острова. Посидели в беседке. Старшой остался нежиться, а папа поплыл за остальными. Татьяна только окунулась и осталась с самыми маленькими. Те ныли и просились купаться, но озеро было глубокое, начиная с самого берега. Опасно!  Пловцы только сначала робели, потом разохотились, стали нырять, брызгаться, плавать наперегонки. У папы от такой прыти сердце ёкало. Все же исполнилось желание малышей. Это всё мальчишки. Их сестрёнки тоже купаться хотят. Как не уступить? Сестрёнки! Дали немного обмакнуться и им. На обратном пути не удержались. Сначала мальчишки постарше, а за ними и все остальные полезли на сопку рвать слезун. Каждый притащил по охапке вкусной травы. Посолим на зиму!