Елена и Парис

Вольфганг Акунов
ABRAXAS


...он называет Кранаей остров, теперь называемый Еленой, потому что там произошло соединение Елены и Париса.

Страбон. География. Книга IX, I, 22, с 399


Дул с моря Мраморного бриз.
Сияла на небе Селена /1/.
Приама сын, младой Парис /2/,
Ибал Прекрасную Елену.
Елене было сладко с ним,
Её похитившим бандитом.
Сношаться помогала им
Сама богиня Афродита.
Она стояла за её
Спиной, держа её за плечи.
Париса уд был, как копьё.
Бессвязные Елены речи
Смех, слёзы, крики и любви
Стенанья, исступлённый лепет,
В Париса пылкого крови
Страсть разжигали. Бёдер трепет
Спартанки, к юному царю
Пылавшей в неуёмной страсти,
Вопившей: "Я в огне горю!
Иби сильней! В твоей я власти!",
Его безмерно распалял
И к новым побуждал победам...
Что ждёт его, Парис не знал.
Судеб был путь ему неведом.
Уж круг очерчен роковой.
Не вырвется Парис из круга,
За страсть заплатит головой,
Смерть принесёт ему подруга.
Не знал влюблённый, что близка
Погибель Трои-Илиона...
Но память о себе в веках
В сознаньи сотен миллионов
Оставил парень. Потому
Судить его не будем строго.
Ведь всё же повезло ему -
Пусть ненадолго и немного.


ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Селена (др. греч. Селене, лат. Луна) — одна из богинь греческой мифологии, известная также под именем Мена (Мене). "Титанида", дочь солярного (солнечного) титана Гипериона и Тейи, сестра бога Солнца Гелиоса (впоследствии вытесненного с этой должности Фебом-Аполлоном) и богини утренней зари Эос. Богиня луны (впоследствии вытесненная с этой должности сестрой Аполлона Артемидой, у римлян - Дианой). Согласно мифам древнегреческого племени аркадян, Гелиос и Эос родились ранее Луны.

В небесах возлюбленным Селены был сам верховный бог Зевс (приходившийся ей племянником); от него Селена родила Пандию, которую чествовали в Афинах, как и саму Селену, в канун весеннего равноденствия; в горной Аркадии супругом Селены был козлоногий бог природы Пан. По аркадским мифам, Пан полюбил Луну, превратился в белого барана и увлек её в рощу для последующего совокупления.

В Олимпии хранилось изображение изображена Селены, едущая верхом на льве, о чём был некий рассказ. О почитании Селены у кавказских албанцев упоминает греческий географ римской эпохи Страбон.

Некоторые поэты и драматурги (Пиндар в своих гимнах и Эсхил в своих трагедиях) именовали Селену «сверкающим глазом ночи», иные (например, поэтесса Сапфо) изображали ее в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния. Как дочь Гипериона (или, по другой версии, Гелиоса), то есть Солнца; Селена имела крылья и золотой венец на голове, от ее венца по небу и земле разливался которого мягкий лунный свет (о том, что луна светит отраженным светом солнца, древние греки долгое время не подозревали). Селену чествовали жертвоприношениями в дни полнолуния; ей был посвящён день весеннего равноденствия, когда Селена, совершив долгий путь и омывшись в волнах обтекающего обитаемую землю (ойкумену) океана, облачалась в сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней.

Наиболее прославленным из многочисленных возлюбленных Селены был юноша (либо взрослый муж и даже царь царь) Эндимион, рассказы о котором были приурочены к карийской горе Латме и к греческой области Элиде.

Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в беспробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши. В Эндимионе, то есть "Погружающемся (в волны океана)", Макс Мюллер видел образ Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению Преллера, Эндимион — гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Элиде, древнейшее население которой, возможно, было родственно жителям Карии, Эндимион почитался как сын царя Эфлия и счастливый возлюбленный Селены, зачавшей и родившей от него от него пятьдесят детей (пятьдесят лунных месяцев олимпийского цикла).

Согласно эвгемерической версии (эвгемерическим - по имени Эвгемера, греческого литератора эллинистической эпохи, считавшего богов всего лишь обожествленными людьми - именуется соответствующий рационалистический подход к истолкованию мифов и сказаний о богах) Селена, дочь смертных людей Гипериона и Басилеи, после гибели брата бросилась с крыши дома[ и разбилась насмерть.

Селене были посвящены XXXII гимн Гомера и IX орфический гимн.

Благодаря тому, что оба имени богини - Селена и Мена (особенно первое) - сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца - как в смысле небесного светила, так и в смысле связанного с фазами этого светила отрезка времени), подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней представляется довольно прозрачным. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, задерживающегося в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя, что и богиня. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени Селене было совершенно забыто, то богиня Селена наверное стала бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды-Гекаты.

В честь Селены был назван астероид (580) Селена, открытый в 1905 году.

Мена (микен. me-no) в некоторых источниках считается «именем Селены у смертных». Иногда Мена именуется "трёхтелой" (как и Артемида-Геката). В Афинах Мену-Селену почитали, как мать прорицателя и поэта Мусея. Согласно афинской мифологической традиции, Селена родила Мусея от Антифема.

Древними греками, наряду с Меной-Селеной, почитались и Мены — богини фаз луны, дочери Селены и Эндимиона. Вероятно, в их число входили Немея (новая луна), Пандея (убывающая луна), Месомена (прибывающая луна), Мениск (полумесяц) и Мена (полная луна). От слова «Мена происходит слова «менструация» (месячные).

/2/ Париc, известный также под именем Алаксандус (на хетском: Алаксанду) или Александр ("Поражающий мужей" или, по другому толкованию, "Защитник мужей") — в древнегреческой мифологии сын царя Трои (Илиона) Приама и царицы Гекубы (Гекабы), с именем и деяниями которого была непосредственно связана Троянская война.

По одному из вариантов мифа, Парис был вторым сыном Гекубы. Если верить другому варианту, Парис родился, когда у его матери уже было много детей. Гекуба увидела во сне, что рождает горящий факел, из которого выползло множество змей (либо, что рождает огненосную сторукую богиню мести Эриннию).

Напуганные таким зловещим сном, явно сулящим гибель Трое-Илиону, Приам и Гекуба, после рождении Париса, велели царскому рабу Агелаю отнести младенца на гору Иду и бросить его там на произвол судьбы; но младенца вскормила медведица (по другой версии - собака), после чего его воспитали в своей среде пастухи (или сам раб Приама Агелай).

Юный Парис подрос и стал пастухом стад, пасшихся на Иде; его возлюбленной стала нимфа Энона. Парис вырос среди пастухов и получил прозвище Александр, так как успешно отразил нападение разбойников, убив многих из них.

За пастьбой овец Париса и застали три богини, которых Зевс приказал своему сыну и вестнику Гермесу отвести на Иду, чтобы Парис рассудил их. Три прекрасные небожительницы - Гера (супруга Зевса), а также дочери Зевса Афина Паллада (богиня мудрости) и Афродита (богиня любви и красоты) пришли к Парису за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Дело было в том, что богиня раздора Эрида (Эрис), которую Зевс, опасаясь ее сварливого и склочного характера, не пригласил на свадебный пир героя Пелея и морской богини Фетиды, из чувства мести, тайком пробравшись на пир, подбросила им золотое яблоко с надписью Прекраснейшей (из богинь). Обнаружив это «яблоко раздора», Гера, Афина и Афродита тут же яростно заспорили, кому из них оно должно достаться. Все три богини явились Парису на Иде совершенно обнаженными. Согласно Страбону, суд Париса над богинями происходил не на Иде, а на горе Александрии (названной в честь Париса) у Адрамиттского залива. В случае присуждения ей первенства Гера обещала Парису господство над всей Азией, Афина — мудрость, победы и военную славу, Афродита — обладание прекраснейшей из земных женщиной. Парис предпочел последнее, приобретая этим себе самому и всему Троянскому царству в Афродите постоянную покровительницу, а в лице Геры и Афины - лютых и непримиримых ненавистниц.

Вскоре после этого дочь Приама, пророчица Кассандра, признала (не без помощи Афродиты, начавшей выполнять свое данное Парису обещание) в прекрасном пастухе родного брата и таким образом Парис благополучно вернулся под отчий кров, во дворец царя Трои Приама. Согласно трагедии Эврипида, у него имелся любимый бык, который стал наградой на погребальных играх Александра. Он был победителем в беге, пятиборье и кулачном бою.

Вопреки предостережениям своей возлюбленной нимфы Эноны, Парис, по совету Афродиты, отправился в Амиклы, покинув страстно любившую его прекрасную нимфу. Он Приказал построить корабли для плавания в Спарту из елей, срубленных на горе на Иде, либо из леса, срубленного на Фалакре. В Спарту Парис отплыл во главе целой флотилии, состоявшей из девяти кораблей.

Наделённый богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, Парис понравился гостеприимному хозяину - царю Спарты Менелаю (брату владыки "златообильных" Микен "царя царей", "пастыря народов" Агамемнона) и прельстил супругу царя - прекраснейшую из земных женщин - Елену, дочь Леды и бога Зевса, совокупившегося с Ледой в виде лебедя. Между тем Менелай отправился на Крит, а братья Елена Прекрасной - Кастор и Полидевк (Диоскуры) были заняты распрями с Афаретидами; воспользовавшись отсутствием защитников Елены, Парис убедил соблазненную им царицу Спарты бросить дом, супруга, маленькую дочь и отплыл с ней ночью в Азию, прихватив и немало сокровищ из дворца Менелая. Этот лихой, но бесчестный поступок Париса послужил поводом к кровопролитной Троянской войне. По одной из версий, Парис, похитив Елену, впервые совокупился с ней на острове Краная (близ берегов Лаконии), построив напротив места совокупления храм Афродиты Мигонитиды. Плывя из Спарты в Трою, Парис посетил финикийский город Сидон (по другой версии, Парис с Еленой направились сразу же в Трою, куда и прибыли на третий день после своего первого совокупления). У древнегреческого историка Геродота имеется сообщение о том, что Парис из-за бури был вынужден остановиться в Египте и встретиться с царем Протеем, который осудил похищение чужой жены и пытался заставить Париса вернуться на родину без сокровищ и супруги Менелая (в чем, однако, не преуспел).

Разгневанный донельзя Менелай собрал общегреческое ополчение, во главе которого встал его брат Агамемнон, и отплыл в карательный поход на Трою. Началась Троянская война. В этой войне ее главный виновник - Парис - принимал весьма скромное участия, и лишь после настойчивых и оскорбительных увещеваний своего старшего брата Гектора, предводителя троянских ратей, вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти. Согласно "Илиаде" Гомера, Парис-Александр убил всего-навсего трех греков (ахейцев). С другой стороны, согласно послегомеровским эпическим сказаниям, именно Парис, стрелявший "редко, но метко" (или же помогавший троянцам бог Аполлон из лука Париса), поразил неуязвимого и непобедимого величайшего греческого героя Ахилла (Ахиллеса) - сына Пелея и морской богини Фетиды (Тетис) - в единственное уязвимое место - пятку (отсюда выражение "ахиллесова пята", в значении: слабое место).

Вскоре Парис был смертельно ранен греческим героем Филоктетом; ранившая сластолюбивого троянского царевича стрела, унаследованная Филоктетом от Геракла, была ядовитая (Геракл сделал свои стрелы смертоносными, отравив их ядом убитой им чудовищной Лернейской гидры), и он обратился к своей первой возлюбленной - нимфе Эноне - за исцелением, но она отказала ему в помощи, и он умер от раны. Энона (в отличие от Прекрасной Елены, преспокойно взошедшей, после гибели Париса, на брачное ложе брата покойного - Деифоба, и, как ни в чем ни бывало, возвратившейся после падения Трои в дом обманутого ею супруга Менелая) не пережила своего всё ещё любимого ею спутника жизни.

Могила Александра и Эноны находилась на равнине Кебрения в Троаде (на Троянской равнине). Лиру, якобы принадлежавшую Александру-Парису, показывали в Илионе его великому тёзке Александру Македонскому (считавшемуся, кстати говоря, потомком погибшего от стрелы Париса героя Ахиллеса).

Парис - действующее лицо сатировской драмы Софокла "Суд", трагедий "Александр", "Похищение Елены", сатировской драмы "Свадьба Елены"; трагедий Эврипида "Александр", Псевдо-Эврипида "Рес", Никомаха и Энния "Александр". Римский император Нерон (считавший себя, как все представители рода Юлиев-Клавдиев, потомками троянского царевича Энея - сына Анхиза и богини Венеры-Афродиты) сочинил о Парисе поэму.

По Дарету, суд Париса был сновидением.

По интерпретации ученых XIX века, Парис, как герой азиатских сказаний, изначально был женственным богом красоты и изнеженности, хотя в минуту необходимости и не не лишённым отваги. В нём сказывались те же типические особенности, что и в Дионисе, Лидийском Геракле и Сарданапале; он был полным контрастом Ахиллу и Менелаю, чисто эллинским героям, олицетворявшим собой доблесть, мужественность и силу. Главным подвигом Париса в памяти людей навсегда осталось похищение им Елены Прекрасной. Тот факт, что Парис при этом заодно ограбил дом оказавшего ему гостеприимство Менелая, не изгладился из памяти потомков совершенно, но странным отступил в сознании людей на второй (если не сказать - на третий) план.

Возможно, у гомеровского Париса-Александра имелся и реальный исторический прототип. Известно, что царь малоазиатского города-государства Вил(и)усы (Илиона) Алаксандуc, или Алаксанду (Александр?), заключил договор с хеттским царем Муватталисом в конце XIV в. до Р. Х. (впервые отождествление было сделано в статье П. Кречмера 1924 г.). В этрусских надписях его имя пишется по-разному: Алксентре, Алехсантре, Эльхантре.

Имя Елена греческого происхождения. Его перевод неоднозначен, скорее всего, означает "избранная". Имя Елена можно также интерпретировать как "пламя", "факел", "огонь", "свет", "светлая", "сверкающая", "сияющая", "блестящая", "лучезарная", "солнечная", "лунная", "огненная". Есть мнение, что имя Елена соотносится с понятиями "солнечный луч" или "солнечный свет", а само имя Елена (Гелена) – это производное имя от имени Гелиос (Елиос, Элиос, Илиос), бога Солнца в древнегреческой мифологии, хотя некоторые толкователи указывают на сходство имени "Елена" с именем лунной богини Селены.

Подробнее на http://www.kakzovut.ru/names/elena.html