36. Химия, химия

Михаил Самуилович Качан
Преподавателем химии у нас была Александра Михайловна Епифанова. Она все делала чрезвычайно методично, раскладывая все по полочкам, объясняя все, что только можно было объяснить. Особенно тщательно и весьма толково она давала нам со временем вопросы валентности и Периодическую систему Менделеева. Я потом искал повсюду книги по Периодической системе и самостоятельно изучал историю ее создания.  Все занятия проводились в специально оборудованном кабинете химии. Столы были покрыты линолеумом. Каждый стол имел электрические розетки. На столах стояли штативы. Иногда мы смешивали какие-то жидкости. Жидкость меняла свой цвет. Или вдруг появлялся осадок, хотя до этого смешиваемые жидкости были прозрачны.

Моя мама неплохо знала химию, так как изучала ее в Лесотехнической Академии, но я никогда не обращался к ней за помощью, потому что помощь мне не требовалась. Но видя мою возню с таблицами Менделеева, мама понимала, что я занимаюсь химией и что мне это интересно. Она вздыхала и говорила что-то вроде  – Химия вредна для здоровья.

Я естественно пропускал это мимо ушей. Знала бы мама, что в химии меня все время интересовало, как можно сделать взрывчатые вещества? У меня не было интереса к их применению, просто еще с войны меня тянуло к ним. Я понимал, что они играют важную роль для человечества. Все военные действия велись с использованием порохов и взрывчатых веществ, и из истории я знал, что их создание приравнивалось к величайшим открытиям человечества. Я знал также о Нобеле и истории динамита, который использовался в рудниках для добычи полезных ископаемых.   

Не думал я тогда, что в будущем стану специалистом по сварке взрывом, что этот метод обработки металлов станет предметом моей научной работы, и это будет отражено в моих кандидатской и докторской диссертациях.

Дедушка подарил мне на день рождения двухтомник Д.И. Менделеева «Основы химии», и я тщательно прорабатывал эти книги на протяжении всей учебы в школе, перечитывая неоднократно. Зачем? Не знаю. Просто так мне хотелось. Хотя уже в это время я решил, что в будущем буду заниматься ядерной физикой.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/09/11/182