Глава сорок четвёртая. Переживания

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1 - 43.

Вот и  пробежали два обещанных дня, наступил третий.  Леокадии уже  стало  лучше,  силы постепенно возвращались к ней. Она ожила, даже   заулыбалась,  не вспоминала о том, что произошло,  но и в её присутствии  об этом  никто не говорил. Все боялись  ненароком напомнить, что не стало любимой бабушки – Евдокии  Николаевны.

Пётр   Иванович ухаживал за женой, как за ребёнком.  По всему было видно, что она теперь весь смысл его жизни.  В разговоре  с  Сергеем Николаевичем  он обмолвился,  что   до весны они  с Леокадией останутся в Петербурге,  а  с  наступлением лета  поселятся  в  поместье.   Леокадии нужен  свежий воздух,  солнце, чтобы  набраться  сил – теперь её здоровье беспокоило  его более  всего.  Он намерен уделить  ей   самое серьёзное  внимание.

Сергей Николаевич внимательно слушал,  ему нравились обстоятельность  Петра Ивановича, его рассудительность,  а  так же  забота  о  любимой супруге, которой он уделял  так много времени и внимания.  Он  никак  не мог понять,  чем  ему так  понравилась  Леокадия, ведь  они  такие  разные, она – огонь, а он – вода. « Будут  ли  они  когда-нибудь счастливы?- задумался  он.  – Сейчас она просто  не видит его доброты, любви, внимания,  зачастую отмахивается  от него, но пройдёт время, Леокадия должна  повзрослеть  и  понять, что рядом  с ней  такой  надёжный  человек, который любит её.»

Перед  отъездом  Сергей Николаевич  имел длительный  разговор  с  Леокадией, который для всех  остался  тайной. Он  никому ничего не сказал, и  с  разрешения    Петра  Ивановича  разговаривал  с  Леокадией  один на один.   Леокадия  внимательно  слушала дядюшку, несколько раз она даже всплакнула,  но  женщина  с  таким  характером не  могла этого не сделать.  На  сей  раз  Сергей Николаевич  был  с  ней  откровенен.

Он  не знал, как этот разговор отразится на их дальнейших отношениях,  но, похоже, Леокадия поняла всё правильно.  Прощаясь  с  ним, она подала  руку.
-  Милый дядя, благодарю  Вас за всё!  Прошу  при  возможности  каждый раз  бывать у нас!  А  теперь. Прощайте! – сказала она.  Во время прощания  он был немногословен.
-  Непременно  дражайшая Леокадия  Сергеевна,  с  Петром Ивановичем  мы  обо всём договорились. А  теперь прощайте, будьте здоровы! - он поцеловал её руку,  кивнул  и  отошёл.

 Прощание  с  Николаем  Александровичем  прошло  ещё  более  скромно.
- Прощайте, Леокадия  Сергеевна! – сказал он, поцеловал её руку  и  отвёл  глаза.
- Прощайте, Николай Александрович, благодарю Вас! – ответила она,  и отвела взгляд.

Дорогой  Сергей Николаевич был задумчив и молчалив, казалось, он  ушёл в  себя, был занят своими мыслями.  Какие-то сомнения  одолевали  его.
-  Николай Александрович, прости меня, мой друг! – неожиданно сказал он.
-  Что случилось, Сергей Николаевич? -   не понял Николай.
-  Я  был не  прав, когда уговорил тебя  поехать к Леокадии, - признался  он.
- Не ругайте себя, Сергей Николаевич!   Я  сам   поехал,  без  Ваших уговоров, - ответил Николай.

-  Конечно,  она поплатилась  за всё, - не унимался  Сергей Николаевич. – Но понесла заслуженное наказание. Мне очень жаль, что не стало  дорогой тётушки, которую я любил всем сердцем, и которая могла бы ещё долго жить.  Я  не  хотел её отпускать от себя,  её присутствие  вносило  в  мой  дом  добро и покой.  Я сказал об этом Леокадии.

-  Вы имели  с ней разговор? – удивился Николай.
- Да,  с разрешения  её мужа, конечно, я  сказал ей всё, что  думал, -  разгорячился  Сергей Николаевич. – Я не намерен её  жалеть,  она  уже  достаточно взрослый человек.
-  Да  что же заставило  Вас  пойти на такой разговор? – не понимал Николай. – Почему  Вы  так изменили  своё отношение  к Леокадии?

-  Я  не хотел  бы  обсуждать этот  вопрос,  - ответил Сергей Николаевич. Разговор  на  этом прервался.

-  Посмотри- ка, мой друг, весна наступает, не заметишь, как растает снег, начнутся  посевные  работы, сколько дел сразу нагрянет! – радостно воскликнул  Сергей Николаевич,  отодвинув шторку кареты, в которой они ехали.
-  Сергей Николаевич, я думаю о Вас, - сказал Николай. – Вы такой  мудрый, добрый, щедрый. Рядом  с  Вами  так  спокойно  и  надёжно.

-  Ох, Николай, милый мой друг!  Надеюсь,  Вы не в обиде, что я Вас так называю? – спросил  он.
-  Нет,  нет,  что Вы? -  ответил Николай.
-  Проживёшь  с  моё,  и  ты  будешь  мудрый!  Жизнь- она такая, всему научит! – заключил  Сергей Николаевич. – Люблю  я  каждый раз возвращаться домой.  Нет ничего дороже  своего дома, где тебя любят и ждут, мой друг!
-  Вы правы, Сергей Николаевич,  я согласен  с  Вами! – сказал Николай. – А  между  тем, вот  мы  уже  и  приехали!

Карета остановилась,  Николай  соскочил с облучка, хотел  помочь  своему другу, но  Сергей Николаевич  ещё и сам был подвижен и лёгок.  Они вошли   в  дом,  их  встретил  слуга.
-  С  приездом  Вас, господа! – сказал  он, раздевая хозяина.
-  А  что  барыня?  В  доме  всё  в порядке? – спросил  Сергей Николаевич.
-  У нас  да-с, в порядке-с, - промямлил  слуга.
-  А  у кого не  в  порядке?  Ну, чего молчишь? – нажал на него  хозяин.
-  Катерина Николаевна…- начал было тот.

-  Что, Катерина Николаевна?  Что  с  ней? -  прервал его  барин. – Говори же, ну!
-  Молодая барыня  получили письмо, - начал  слуга.
-  Серж, оставь его, я  всё сама расскажу тебе! – Ирина Владиславовна  спускалась по лестнице навстречу мужу.
-  Здравствуй, моя дорогая! – он  бросился  к ней навстречу, обнял её, поцеловал. – Что случилось  с  Катериной?  Где Наташа?

-  Наташа  у себя,  Николай Александрович, Вы  можете подняться  к ней! – сказала  Ирэн.
-  Спасибо,  Ирина Владиславовна, я  непременно должен  видеть её, -  Николай  удалился  в комнату Наташи.
-  Сергей Николаевич, давайте присядем, - предложила  Ирэн. – Я обо всём  Вам расскажу.
-  Пройдёмте  в  мой кабинет, - согласился  Сергей Николаевич. – Я распоряжусь подать кофе.

Они вошли  в  кабинет, сели на диван.
-  На следующий день Вашего отъезда  пришло письмо  от  Ивана Петровича, - начала Ирэн. – Он  сообщает  о  болезни  Катерины Николаевны,  с  ней  случился  удар. Но больше он ничего не пишет. Наташа, конечно, сразу же  в  слёзы.  Я приглашала  к  ней доктора.  Он  велел ей принимать  порошки  в течение трёх дней. Я постоянно  с  ней. Сейчас она вроде бы  успокоилась,  очень ждала Николая. Хорошо, что  вы приехали. Я надеюсь, что  с   приездом   мужа  ей станет  легче.

- Да  уж. Что же случилось с Катей?  Отчего получился удар?  Иван Петрович не пишет об этом?  Да где же письмо?  Почему  Вы мне его не дадите? -  не успокаивался  Сергей Николаевич. -  Я должен его немедленно прочитать,  увидеть Наташу.
-  Я  сейчас принесу  Вам письмо,  а  Наташа  с Николаем  спустятся  чуть позже, - сказала Ирэн, выходя из кабинета.

Сергей Николаевич  не находил себе места, его терзали  сомнения и  разные  мысли: «Что  могло случиться  с  Катей?  Почему  за последнее  время произошло столько всего?  Как всё это пережить?»  Вопросов было много, ответов  на  них не было.

Ирэн  вошла  с  письмом  в руках,  Сергей  Николаевич  нацепил на нос пенсне  и   стал читать.  Однако, оказалось, что  в  письме  было написано  то же самое,  о  чём уже
 сообщила  Ирэн.
- Я распорядилась  накрывать  ужин, - сказала Ирэн. – Наташа  с  Николаем  сейчас будут.
- Хорошо, - ответил Сергей Николаевич. – Как наши малыши?  Я  после ужина  загляну  к   ним.  В последние дни я совсем  их не вижу, очень соскучился.  Он  снял пенсне, потёр  глаза, тяжело вздохнул.
 
Сергей Николаевич и  Ирэн прошли  в  столовую,  вскоре  туда же пришли  Наташа и Николай.  Наташа, увидев  дядю, заплакала.  Он обнял её.
-  Не надо   плакать,  Наташа, всё образуется,- успокоил  он. – Вы написали  ответ?
-  Да,  ответ  я написала, тот час же! – сказала Наташа.
-  Сейчас  Вы должны думать только о своём малыше, Наташа! – строго сказал  дядя. – Вы  в ответе  за  его жизнь!  Вам не  позволительно  расстраиваться и плакать!

-  Да,  дядюшка, конечно,  я  всё  понимаю.  Я постараюсь, - ответила она, промокнув слёзы. -  Дядя, можно  мы  с  Николаем поживём  какое-то время  у Вас?
- Конечно, это и твой дом, Наташа! Зачем ты спрашиваешь? – удивился  Сергей Николаевич.
-   Просто  мне сейчас тяжело,  а здесь рядом   Вы  и  Ирэн, а ещё  и  Николай, - Наташа выглядела уставшей.  Сергей  Николаевич  боялся за её состояние, хотел оградить её от всяческих проблем.

После ужина  Сергей Николаевич  вместе  с  Ирэн поднялись  в детскую комнату,  к малышам.  Они  ещё  не спали,  с  ними  была няня. Как они выросли  даже за то время, пока  он не видел их!  Какие же они  милые!  Машенька  пытается встать, держась за предмет, а Николенька   ползает  задом, так интересно у него получается. 

Сергей  Николаевич  взял на руки Машеньку,  она  такая  подвижная, всё бы  ей  двигаться, поймала папенькин палец  и уцепилась за него  так крепко, что не отпускала долго.  Николенька  увидел, что Машенька  на руках у папеньки  и   тоже свои ручонки  тянет  и при этом говорит: « На, на, на!»  Это значит: возьми, возьми, возьми!

-  Как хорошо  здесь у вас, - сказал Сергей Николаевич. – Ни о чём другом думать не хочется!
-  А нам уже пора купаться! – сказала  Ирэн. – Николенька хочет купаться? – она протянула к нему руки, а он так и  бросился  к  ней.  Она взяла его,  он обрадовался,  заулыбался,  чувствуя себя спокойно,  ему было уютно  в маменькиных объятиях.
-  Вот оно, настоящее счастье – дети! – подумал  он. - Какие они беззаботные, весёлые, радостные!  А  у взрослых столько  всяких переживаний.

-   Спокойной  вам  ночи! – сказал  он. -  Я  сегодня лягу пораньше,   очень устал.
Он спустился к себе в кабинет,  где  решил  немного отдохнуть, но мысли  о Катерине Николаевне не давали ему покоя.  В  глазах  она  была такая  крепкая здоровая, да ещё  и сравнительно молодая  и  вдруг, как   снег на голову- удар! 

-От  чего? – думал он.- Чего такого страшного могло произойти, чтобы случился удар? Всё наладится,  Катя   непременно поправится,  надо ей  с  Иваном Петровичем  перебираться домой.  У  Наташи  должен родиться ребёнок,  это  обрадует и Катю и  Ивана Петровича.  Надо  как-то уговорить их перебраться  в  Россию, - с  этими мыслями он и заснул.

На  следующее  утро, после  завтрака, Сергей Николаевич собрался в поместье Краснолуцких, он давно не видел  свою внучку – Оленьку,  Николай  поехал  с  ним. Утро было морозное, ясное, золотые лучи солнца  освещали  снег, который напоминал  собой тающий сахар. Весна вступала в свои права, хотя по ночам ещё  хозяйничала зима, и это было заметно. Чувствовалось, что  силы  весны и зимы уравновесились, но победа, непременно, будет за весно й,  и  довольно скоро.

Александр  Алексеевич  был  рад  гостям,  встречал  их  как всегда  шумно,  они долго обнимались, целовались, шутили и смеялись.
-  Ну, пошли  скорее  в дом! – сказал он, - Вот  уж  Татьяна  Петровна обрадуется,  что её  дорогой   Николенька  приехал!

-  Как здоровье  Анны? Как малышка? – Сергей Николаевич  засыпал  хозяина вопросами.
- Не гоните  лошадей, сударь!  Всё по порядку! – ответил  Александр Алексеевич. – У нас  всё хорошо.

Сергею  Николаевичу  нравилось  бывать в этом  доме, здесь всегда чувствовался  порядок,  все  были в хорошем настроении, радостны и приветливы – это радовало.  Татьяна  Петровна была приветлива,  улыбчива, добра. Встретив  сына,  она  долго не хотела отпускать  его  от  себя,  они вели задушевный разговор, по их лицам было видно, что   им было хорошо вместе.  Татьяна Петровна справилась о здоровье  Наталии, узнав про письмо, забеспокоилась.

- Наташе нельзя волноваться, - сказала она. – Как  бы там ни  было, ей в первую очередь необходимо заботиться о здоровье малыша.  Николенька, убедительно прошу  Вас, передать ей  мой наказ.
- Непременно  передам,  маменька! – ответил Николай. – А  может,  и  Вы побываете у нас, успокоите её.

- Я   думаю, что побываем, - Татьяна  Петровна  приглашала всех отобедать.
- Я бы хотел навестить  Анну и  внучку, - сказал  Сергей Николаевич.
- Да, конечно, поднимитесь в детскую, Сергей Николаевич! – сказала Татьяна  Петровна. – Анна  Андреевна  с  малышкой должны быть там!

Каждый раз,  встречаясь с дочерью и внучкой, Сергей Николаевич  сожалел о том, что произошло когда-то давно. Слишком нелепо покинула этот свет его первая жена, которую он  безумно любил.  С ужасом вспоминал о пропаже дочери, о которой  двадцать три года не знал ничего,  никак не мог понять, за какие грехи он так жестоко расплачивался!  Он был человеком доброго нрава,  он за всю жизнь никому не сделал ничего дурного. Так почему же   с  ним  случилась такая трагедия, которая  круто изменила его дальнейшую жизнь. Почему? Он не мог ответить на этот  вопрос.


ПРодолжение следует...