48. На даче в Сиверской летом 1949 года

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Моя мама - Гинзбург Зинаида Иосифовна на даче в Сиверской около дома, в котором мы снимали маленькую комнату.


Летом мама сняла дачу недалеко от станции Сиверская (туда надо было ехать с Балтийского вокзала в сторону Луги) в маленьком дачном поселке Карташевская.  С нами впервые на даче был Боренька. Ему было 10 месяцев, он вначале еще не ходил, но ползал. А через месяц начал очень забавно топать. 

Карташевская была окружена лесами, и при первой возможности я уходил в лес. Вначале я собирал грибы, там я стал заядлым грибником. В лесу было много белых (боровиков) и красных (подосиновиков) грибов, и я набирал их по полной корзине за 3-4 часа. Мама их варила, жарила и сушила, и мы привезли с собой много ароматных сушеных грибов, из которых мама зимой деала замечательный грибной суп.

Партнера у меня не было, и я ходил один. Лес был неухоженный с завалами упавших деревьев, множеством болотистых мест, и ходить, да еще по незнакомым местам, надо было с осторожностью. Но у меня было какое-то чутье на опасные места, и я их обходил, внимательно вглядываясь в обманчивую поверхность, хотя и были случаи, что я проваливался, но не сильно.

Потом пошли ягоды – черника и клюква. Там были замечательные нетоптанные черничники и брусничники. А сборщиков было очень мало. Сбор этих ягод был довольно кропотливым делом. Я тогда не знал, что для сбора их можно использовать специальные гребни, которые существенно ускоряли процесс сбора, и собирал чернику пальцами по одной ягодке, чтобы не помять. Брусника собиралась быстрее. Я приносил домой по двухлитровому бидону, и очень этим гордился, так как при сборе необходимо было проявлять терпение, поскольку сто раз хотелось бросить все и уйти, такая это была нудная работа.

Ягоды мы ели сколько хотелось, мама давала черничный сок с сахаром Бореньке, – он его очень любил. Да и Аллочка ела ягоды с удовольствием. Из черники и из брусники мама варила очень вкусное варенье. Брусничное варенье, напоминающее желе, мы ели с мясом. Замечательный вкус. А мама говорила, что эти ягоды еще и очень полезны.

Я нашел заросли дикой малины. Она была небольшого размера, но очень сладкая. Иногда я ее собирал и приносил домой, но в августе ее было уже немного.  Ближе к концу августа я ходил за клюквой. Она росла на болотах, и приходилось идти по колено в воде. Такую крупную и мясистую клюкву я видел впервые. Собирать ее было проще, чем другие ягоды, и быстрее. Но опасность провалиться в болото была больше. Дома я никому не рассказывал, как это опасно, иначе меня бы не пустили.  За клюквой пришлось ходить очень далеко, но я всегда знал, в какую сторону надо идти домой, и никогда не блуждал.

На даче я не слушал радио и не читал газет, а обо всех новостях узнавал от дедушки. А событий в мире, между тем, было много, как международных, так и в нашей стране. А потом приехал папа и рассказал шепотом, что «Ленинградское дело» все еще расследуется, и мы скоро узнаем о ленинградских руководителях много нового.

– Как страшно все это, – сказала мама. – Миша, пожалуйста, не говори ни с кем на эти темы.

Продолжение следует:  http://proza.ru/2013/08/08/358