Отравленная туника

Кузнецова Любовь Алексеевна
               
            (портрет современницы)


В маленьком провинциальном городке репетируется, разыгрывается пьеса Николая  Гумилёва. Текст, произносимый артистами, довольно сложный, стихотворный. Взаимоотношения героев запутаны и, в то же время, просты и логичны. Погибают не все, но всех участников драмы  коснулась погибель.  Все герои пьесы –  главные, второстепенных нет. Они - положительные и отрицательные одновременно.  О любом из героев можно сказать, что все действие разворачивается вокруг него.  Эта лучшая пьеса расстрелянного в 1921 году поэта  -  о времени давно ушедшем,-  о Византии, о византийском императоре Юстиниане, о царице Феодоре, роль которой играет молодая красивая женщина Людмила.  Декорации, костюмы,  все атрибуты сценической реальности  помогают раскрыть образ не только царицы, но и женщины, которая все это сочиняет, обдумывает, как бы примеряя на себя другую судьбу.  По ходу создания спектакля, создается образ героини фильма.

Она  – довольно успешный предприниматель, работающий в сфере производства.  Личная жизнь тоже вполне благополучна:   муж, сын.  Всю жизнь живет в этом городке.  Жива мама, много знакомых. «Есть ли жизнь за МКАДом?» - «прикалываются» остроумцы.  А вот давайте посмотрим.
       
Как сказался на судьбах людей слом системы отношений?  Как жили в условиях, когда было предложено выживать? На столе лежит книга с выразительным названием «Как выжить, если ты девочка»…
   
Переходя от читки пьесы к рассуждениям о драме жизни, героиня рассказывает о своих впечатлениях, симпатиях и антипатиях. Рассказывает о своей жизни.  В судьбе отдельного человека  отражено то время, в какое довелось жить.

«Когда приходила домой, еле волоча ноги от усталости, а дома ждали безработный муж и школьник сын, то они встречали меня в прихожей, забирали пакеты с продуктами и быстро уходили на кухню. А мне хотелось тихо завыть и сползти по стенке на пол от тоски и отчаяния. Хотелось забиться в какой-нибудь уголок и просто спать, спать столько, сколько хочется. Но не было такой возможности. А потому утром  -  душ, прическа, маникюр.  «И чтоб никто не догадался»,  как в песенке, но, правда, совсем о другом.

Мамочка моя как-то обиделась, когда нашла в кошельке своем тысячу рублей, которые я ей туда положила.  Сочла это подачкой. А я и говорю: «Представляешь, как бы я обрадовалась, если бы мне кто хоть сто рублей добавил. Правда, обрадовалась бы. Но никто ничего не положит в мой кошелек, это должна делать только я сама.  Так что не обижайся, это тебе на такси, когда надо будет куда поехать».

Несколько лет назад возглавила институт. Началось все с приобретения старого здания кинотеатра, в котором бомжи разводили костры. Можно было приобрести его себе, стоило оно тогда смешные деньги, но идея большого дела была столь заманчива!  Ремонт пришелся на время, когда случился дефолт. Неимоверными усилиями начатое было доведено до конца, сейчас это здание  - одно из престижных в городе. 
 
Создание коллектива, подбор сотрудников, установление связей межвузовской системы - это бесконечные переговоры, документация, работа с людьми. Организация набора студентов – информация, реклама, личные собеседования, имеющие целью склонить к принятию решения о выборе места учебы в пользу именно нового института. Берешь на себя личную ответственность за то, что от тебя лично не зависит. Зачем, почему?  Значение института и его смысл тоже не до конца ясен.  Набираются группы желающих учиться, есть преподаватели, дается образование, но какой от него прок?  Как  и для чего все  на самом деле построено? Что стоит за такого рода образовательной системой? 

«Думала, что институт, на который потрачено 9 лет, может стать делом всей жизни.  Но как только дело было поставлено, так сразу я оказалась неугодной. Особенно когда стали сами собой возникать неудобные вопросы к  руководству. У руководства ответ был асимметричным. Приехали целой комиссией с проверкой. И, когда совсем нарушений не нашли, вдруг заметили, что на одном из стендов недостаточно хорошо прокрашено две буквы.  Велели исправить. Прислали специально для этого с нарочным из другого города маленькую кисточку (белка №2!!!)  и баночку с краской!  Этот эпизод хоть и незначительный, но показательный.  При том, что зарплата у меня была весьма скромная, все поездки по делам службы, например,  я осуществляла за свой счет. И никогда не говорила о компенсации. Эта кисточка с баночкой, конечно,  простое унижение. Далеко не первое, но последнее.   На дальнейшее сотрудничество уже просто не хватало здоровья.  Подала заявление об увольнении.  Ошибкой было то, что работала не на себя, а на того, кто не пожелал оценить усилия и вложенный труд. Подбирала кадры, налаживала отношения, искала подходы. Все зря! Так обидно!»

И сразу отношение знакомых поменялось. И самые невероятные слухи,  предположения и сплетни  поползли по городу, в котором с рождения многие знакомы.  И  тут же столькие друзья оказались, как в песне, «и не друг, и не враг, а так»!   Вспомнилась ситуация, когда завели уголовное дело на отца  (вскоре закрыли), так многие, завидев на пути школьницу Люду, переходили на другую сторону дороги, только чтобы не встречаться. Вот это что?!  Отец не пережил позора, очень скоро умер. Был еще молодым, красивым…   «С богатырских плеч сняли голову не большой горой, а соломинкой». 

Здоровье, когда оно есть, то кажется вечным. «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки», - оказывается даже в столь легкомысленном тексте можно увидеть вдруг большой смысл. Действительно,  надо заботиться о «батарейках». То есть о подзарядке. А что ею может быть? Прием витаминов? Массаж, сауна, солярий и отдых на море под южным солнцем?  У многих ли есть такие возможности?  Да и позволительно ли и, если задать вопрос более жестко, нравственно ли проводить жизнь в SPA-салонах, непонятно для каких подвигов тренируя тело, вместо того, чтобы делать работу  насущную?  Людмила, отказывая себе в отдыхе годами, тем не менее,  выглядит так, будто только сошла с обложки модного журнала. Эта способность русских женщин, при минимуме возможностей быть самодостаточными и красивыми,  всегда поражает стороннего наблюдателя. Надо мыть пол, стирать, готовить еду, мыть посуду. Надо на даче работать. Дел много.  Все это прекрасный способ движения, которое, как известно, и есть жизнь.  А роль подзарядки в данном случае призвано играть искусство, которым занимаются на самодеятельном уровне, что нисколько его значения не умаляет.

«Пьесу ставит подросший и все продолжающий взрослеть сын,  выучившийся в мною созданном институте. Ему хочется быть философом. Но – время не то. Сейчас быть философом – роскошь непозволительная. А жаль. У него определенно есть способности к осмысливанию мира». 
 
Хорошо или плохо живется  тому, кому ничего не надо, кроме ублажения самого себя? Вопрос из разряда вечных. И ответ на него простой: если бы иные не желали лишнего, то необходимого хватало бы всем.  Утопия это или правда жизни?  «Совковость» это или  простая и ясная мысль, до которой человечество, конечно, дойдет, если раньше того не уничтожит  себя в своем стремлении «потреблять!», ничего не производя, занимаясь спекуляцией и созданием различных жульнических схем и пирамид?   

Каким делом заниматься,  какой бизнес строить – это личный выбор каждого.   Как живут те, 30-40-летние, кому трудовую деятельность выпало начинать в эпоху перемен?  Вынужденная миграция трудоспособного населения в мегаполисы привела к тому, что  сложно найти хорошего работника из числа тех, кто остался. Безработных много, но с освободившимся временем люди чаще всего плохо справляются. Депрессии, пьянство.  Как дается пусть и относительное благополучие?  Легко,  как известно, достаются только большие деньги, а маленькие заработать трудно.  В стране, где безработица и разгул неплатежей за сделанную работу,  даже при таких обстоятельствах не все идут легким, проторенным путем. У кого есть совесть, те живут с нею. Еще в 19 веке Н.А.Некрасов писал о выборе пути.  «Одна просторная, дорога торная, страстей раба. По ней громадная, к соблазну жадная, идет толпа. Другая тесная, дорога честная, по ней идут лишь люди сильные, любвеобильные, на бой, на труд». Не устарели эти определения и доныне.  По-настоящему свободные люди предпочитают идти достойной дорогой, находя возможности для созидания. Консциентальное  оружие, поражающее сознание, разрушающее менталитет, иногда дает осечку, как ни  старательно культивируется различными СМИ социальная безответственность и нравственная распущенность.

«Несколько раз, когда еще начинала работать в институте, срывалась на разносы сотрудникам. И так оказывалось, что именно тогда и была не права. То есть, объективно, тот человек, которого считала виноватым, не мог сделать требуемое. Тогда мне становилось стыдно. Сделала выводы: надо всегда держаться в рамках, должна быть выдержка. «Когда выходишь из себя, не забывай закрывать рот», как говорится. Ведь даже воспитанную, дрессированную собаку отличают от не воспитанной именно по тому признаку, что ей присуща выдержка. А почему человеку позволительно находиться как бы за гранью нервного срыва? Нет правды в злости человека! Да и древние говорили «сердишься, значит, ты не прав». 

Почему-то дает сбой принцип: сначала поработай на авторитет,  а потом авторитет станет работать на тебя. Никакой авторитет не защищает от произвола чиновника и работодателя, если что.  «Обнулить»  могут каждого и в любое время. Вот потому отказалась от предложения возглавить городское народное образование.  «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - верно сказано в бессмертной комедии Грибоедова. Уже отчетливо представляешь себе, как все усилия может подкосить, например,  простое недофинансирование.  Ведь все напрямую зависит от расположения стоящего сверху руководства.    

Людмила работает на собственном предприятии уже около двух лет. Создавала с нуля, получив государственную поддержку, как начинающий предприниматель. Многим она оказывается, подобная поддержка, не все выстаивают в схватке с чиновничеством и вновь возникающими обстоятельствами.  В данном случае, наша героиня являет собою пример удачного взаимодействия человека и государства.  Недавно в конкурсе проектов выиграла грант на развитие бизнеса.

Людмила сочиняет стихи. Они о той любви, которой не случилось…  И еще эта женщина иногда поет.  Безыскусно, что называется, для себя,  поет с подругами.  И так красиво звучат голоса  спевшихся за много лет женщин!   

Как в капле воды отражается мир, так в жизни одной из современниц  отражены судьбы многих провинциалок,  женщин той глубинной России, о которых еще не сказано во всей полноте правдивое слово. Да и невозможно до конца исчерпать эту тему. На определенном отрезке времени возникают новые типы русских женщин. В чем-то продолжающие традицию национального  характера, в чем-то совершенно новые и неожиданные.   «Есть женщины в русских селеньях!» с гордостью отмечал Некрасов, воспевая ту, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».  Но уже Наум Коржавин возразил: «ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд, но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят». Вот они, избы-то, уже и в прямом смысле горят, как прошедшим летом…   

А Византия, которая была «вторым Римом» и «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать», как известно, - они совсем рядом. Византия –   в спектакле,  Москва – в 160 километрах пути.  «Горит, горит село родное, горит вся Родина моя…», -  звучит старинная песня.   И Москва, третий Рим, вся в дыму…   Окружена она провинциями, производственная сфера которых попала в вассальную зависимость от паразитических структур.  Не хочет столица замечать проблем, от которых не может не зависеть.  История повторяется.   

Мечта каждой провинциалки – Париж. Но Людмила едет в Византию, в Константинополь, сиречь Стамбул. Город, из-за которого Россия сражалась в Первой Мировой войне в надежде отвоевать его себе. Людмила как бы «примеряет» город, находя уголки, которые могла видеть императрица Феодора, героиня пьесы.

Главное событие фильма – премьера спектакля. Праздник, без которого жизнь была бы невыносимой, как невыносима она без высокого стремления к лучшему,  прекрасному.   Искусство – это горчайшее из утешений -   приходит как спасение от рутинной обыденности.  А будни идут своим чередом. И идет мимо обшарпанных домов, по страшной своими рытвинами дороге, по выщербленным тротуарам, под ясным небом  солнечным днем, на высоких каблуках, нарядная и вполне с виду благополучная женщина, которую хочется уберечь, закрыть от всех мерзостей жизни. Но нет пока таких сил!