14. Восстань, пророк!

Михаил Самуилович Качан
Пусть простят меня мои потомки, но я опустил здесь много стихов, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, и всю прозу Пушкина, которую я оценил тогда и восхищаюсь ею до сих пор. И если ты еще не прочитал всего Пушкина в подлиннике на русском языке, который иначе, как прекрасным не назовешь, мне жаль тебя, – ты не испытал величайшего наслаждения в своей жизни.

После окончания 4-го класса Варвара Михайловна Королёва, наша классная руководительница подарила мне «Капитанскую дочку». Она и сейчас лежит в книжном шкафу в Санкт-Петербурге, в нашей квартире на Обводном канале с надписью «За отличную учебу и примерное поведения». Там подпись Варвары Михайловны и даже печать школы. Это было первой повестью Пушкина, которую я прочитал. Впоследствии, я думаю, я прочитал все, « ...что вышло из-под пера его».

И большой и толстый однотомник Пушкина стоит там же на полке. Он был тоже подарен мне в одном из старших классов школы. Одно время этот том был моей настольной книгой.

К Александру Сергеевичу Пушкину у меня навсегда осталось трогательное отношение, как к учителю, как ко второму отцу, к человеку, который учил меня любить, страдать, бороться, ненавидеть, презирать, – в общем, учил жить.

И я даже какое-то время ловил себя на мысли, что в трудных ситуациях я иногда думал, а что бы сделал на моем месте Пушкин. Хотя и время было другое, и общество было совсем не то. Да и не был я совсем похож по своему характеру на него. И мысли в наших головах уже были совсем не о том.

Даже сейчас, гуляя, я вдруг начинаю вслух декламировать пушкинского «Пророка»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/09/410