Байки из девяностых. Были же времена

Василий Куприянов
             В марте 1992 года я с московским компаньоном Андреем заканчивал переговоры с финнами по поставке им дубовой заготовки для паркета. Переговоры оказались не сложными. У них имелось желание приобрести означенный товар. У нас была лицензия, выкупленная на аукционе на возможность поставки двух тысяч кубов.  Цена, которую давали финны, нас вполне устраивала, а для них сделка была тоже достаточно выгодна. В основном шла техническая шлифовка пунктов договора, чтобы не привязывались российские чиновники,  и не возникло каких-либо проблем с таможней.
             В перерывах мы баловались кофейком и я поинтересовался у руководителя их делегации Марти,  сколько стоит у вас обычный завтрак:
            -  7- 8 долларов,
            -  а что в него входит?
            -  чашечка кофе и булочка.
           Я даже немножко пожалел неразумных чухонцев, которые, похоже, погорячились в 1918 году, когда ушли в свободное плавание. Такой завтрак, даже разминкой сложно назвать. Так, на один зубок. Куда им супротив россиян. Если так кормить русских мужиков, то ни один супружеский союз не выдержит больше двух недель.  Даже если до свадьбы искренно клялись в вечной любви.
           После подписания контракта вопрос быть или не быть банкету даже не дебатировался. Выпить финны любят не меньше русских. Тем более, что у них почти полусухой закон.  Нужно было только определить – где? Переговоры мы вели в здании Минавтопрома, недалеко от Лубянки, где Андрей занимал какую-то хитрую должность. В шаговой доступности было несколько приличных ресторанов. Но кто-то из нас вспомнил, что хвалили Славянский базар за кухню и больше, не рассуждая,  двинулись к нему.
           В кормовой ведомости (меню) мы наткнулись на загадочную фразу – Славянская трапеза. Официант слегка прояснил ситуацию. Это вроде комплексного обеда из полутора-двух  десятков блюд. Не заморачиваясь мы и заказали пять комплектов этой самой трапезы. Ну, и как водится, запросили на стол бутылочку коньяка и шампанского. Порции были действительно небольшие, но когда их пятнадцать и более наименований, то даже при всей моей большой любви к вкусной и здоровой пище  я смог осилить от силы процентов семьдесят от принесенного. Финны тоже мужественно сражались с этим изобилием, но больше половины так и не осилили. Хотя абсолютно все было фантастически вкусным. Какие-то похлебки, салаты, штук восемь мясных блюд, пирожки,  нарезки, десерты.
         Естественно, все это великолепие не могло уместиться на одном столе. Приносили частями. Мы уже откинулись в креслах с намерением хотя бы слегка переварить пищу, а нам все несли, несли и несли....  Я, конечно, помнил по Лескову и Гиляровскому, как русские купцы оттопыривались после трудов праведных. Но это в литературе, а тут все наяву.  Вспомнил и знаменитую Елену Молоховец с ее простеньким рецептом: «Если к вам неожиданно пришли гости, а вам нечего подать на стол, то не расстраивайтесь – спуститесь в погреб и принесите оттуда …… и идет перечисление трех десятков всяких солений, варений, копченостей с пожеланием, как их скомпоновать». Ну, действительно, если нечего подать на стол. Тут поневоле взвоешь.
        На выходе из ресторана я поинтересовался у Марти, понравилось ли ему наше угощение и как он думает, сколько стоит эта трапеза: 
         -  думаю, что очень дорого,
         -  Марти, твой обед стоил мне ДВА ДОЛЛАРА!!!!  Я же на твоих глазах заплатил официанту 1700 рублей за все. Доллар стоит 170 рублей. Значит, за всех я заплатил 10 долларов. Подели на пять.
        Его удивлению не было границ. Да я сам был слегка ошарашен такой мизерной суммой.  На всякий случай у меня в кармане лежало сотни три в этих  зеленых бумажках с портретами чуждых нам президентов. Но так действительно было. Я ничего не выдумал и не приукрасил, а  абсолютно точно помню весь расклад.
        Прошло чуть больше двадцати лет. И все главные достижения российской демократии свелись к тому, что хоть в ценах на ресторацию мы переплюнули Европу. Хочешь хорошо поужинать в ресторане, то  слетай в Париж, дешевле обойдется, даже с учетом перелета на самолете. Правда без учета проезда на такси до Шереметьево и обратно. Что можно приобрести на два доллара в московском ресторане сегодня, разве только неполный стакан минералки. Но уже на чайник с чаем придется скидываться троим. А ведь были же времена. По придержали бы развитие демократии, глядишь бы и жили по другому. Уж точно, не следовало торопиться.

         P.S.   Прошлой осенью меня пригласили в ресторан. Слава Богу, что я перед походом откушал тарелку макарон по флотски.  Чем же меня потчевали в этом культурном заведении? Традиционная горстка салата,  кета, которая была подана нарезанной в размерах не крупных дождевых червячков, шампур, на котором было нанизано целых три хвостика креветок, гомеопатическая доза баранинки.  На столе стояла бутылочка сухого вина. Первое, что я сделал вернувшись домой,  доел оставшуюся порцию макарон.
          На следующий день я спросил официантов, которые обслуживали это мероприятие, а сколько же стоил эта трапеза? Они назвали сумму в размере 2700 рублей или примерно 45 долларов.  Всего-то?