3. 007 Ло Гуаньчжун, Троецарствие

Виорэль Ломов
3.007 Ло Гуаньчжун, Троецарствие


Ло Гуаньчжун
(между 1330 и 1400)


Автором первой китайской исторической эпопеи, принадлежащей к жанру плутовского романа — «Популярное повествование по «Истории Трех царств», сокращенно — «Троецарствие» (последняя треть XIV в.) является китайский писатель Ло Гуаньчжун (между 1330 и 1400). Гуаньчжун был автором пьесы, нескольких эпопей, но мировую славу ему принесло «Троецарствие». Многие исследователи приписывают ему также создание еще одного классического романа — «Речные заводи».


«Популярное повествование по «Истории трех царств»
(«Троецарствие»)
(последняя треть XIV в.)


Древняя китайская империя Хань создавалась веками, а разрушилась в считанные десятилетия. Хватило 30-ти лет (189—220) внешних и внутренних потрясений, чтобы привести мощное и стабильное государство к распаду на три новых — царства Вэй, Шу и У, и еще 60-ти (220—280), чтобы эти три царства обескровили себя в непрерывных войнах и жестоких междоусобицах, а также при подавлении грандиозного крестьянского восстания Желтых повязок (181—203).

Этот 60-летний период и получил название эпохи Троецарствия. Эпоха закончилась завоеванием в 263 г. царства Шу царством Вэй, переворотом в царстве Вэй и провозглашением здесь в 265 г. империи Цзинь, завоеванием империей Цзинь в 280 г. царства У.

«После страшного катаклизма Китай в социальном аспекте представлял пепелище — скопление ничем не связанных людей... После переписи в середине II в. в империи было учтено около 50 млн чел., а в середине III в. — 7,5 млн чел.» (Л. Гумилев).

Прошло еще несколько десятков лет, и Поднебесная пала под ударами гуннов и др. северных кочевников. Восстала она из пепла только через три века.

Остались официальные исторические хроники этого периода — «Саньгочжи» («Записи о Трёх царствах»), составленные в конце III в. наньчунским историком Чэнь Шоу, летописцем династии Цзинь, в которых историк не скрыл своих симпатий к царству Вэй.

Гуаньчжун, использовавший эти хроники, а также многочисленные народные сказания, симпатизировал другой стороне треугольника — царству Шу. Писатель создавал «Троецарствие» в конце монгольского владычества в Китае (XIV в.). Тогда историк и литератор не мог не быть патриотом.

Гуаньчжун обратился к самому трагическому моменту истории, чтобы напомнить о былой славе Поднебесной. 900-страничный роман, разбитый на 120 глав, посвящен противостоянию воинов трех царств, возглавляемых богатырями, борцами за справедливость: в царстве Шу — Лю Бэем, в царстве У — Сунь Цюанем, в царстве Вэй — Цао Цао.

Три героя — названные братья Лю Бэй, Гуань Юй и Джан Фэй в Персиковом саду дали клятву дружбы и служения государству. В дворцовых интригах погиб Сын неба, власть узурпировали бывшие царедворцы Юань Шао и Цао-Цао. Лю Бэй обрел величайшего советника-мудреца — Чжугэ Ляна и с его помощью сокрушил врагов и устроил мир в своей провинции. При всем героизме их жизней, конец их был печален. Гуань Юй попал в плен и был казнен. Предательски был убит Чжан Фэй. Лю Бэй умер от горя. Эти три названных брата до сих пор почитаются в Китае как духи-покровители воинов.

Каждая глава романа как очередная серия авантюрного сюжета, подчинена двум задачам: увлечь читателя и дать ему максимум полезной информации. Основная идея эпопеи — объединение страны под властью «законного» государя Лю Бэя, идеального правителя, пекущегося о благе народа. Лю Бэю, его побратимам и Чжугэ Ляну — основным положительным героям романа — противопоставлен коварный Цао Цао. Цао Цао — злодей, узурпатор, но и великий воин, и выдающийся государственный деятель, каким он и был в действительности.

Немыслимо пересказать все перипетии сюжета, хитросплетения событий и интриг, жестокость боев и бескомпромиссность борьбы. Да и не надо. Не это главное. Литературоведы и простые читатели давно поняли это — «главное — что великие силы Поднебесной после долгого объединения разобщаются, а после долгого разобщения — объединяются вновь. С этой фразы роман начинается, ею и заканчивается». Гуаньчжун дал веру своим соотечественникам, что Китай был, есть и останется великим государством.

В «Троецарствии» в основном сложилась композиционная структура средневековой китайской книжной эпопеи — «чжанхуэй сяошо» («многоглавная проза») с обилием стихотворных вставок. Она сохранилась вплоть до XX в. в китайском романе, была заимствована корейскими, вьетнамскими, монгольскими и японскими романистами.

Первое издание романа относится к 1494 г. (династия Мин). Сцены из «Троецарствия» на протяжении веков постоянно инсценировались в китайском традиционном театре. Сегодня история о трех царствах хорошо знакома всем жителям азиатского континента.

В Китае в г. Сянфань (провинция Хубэй) установлена бронзовая статуя Чжугэ Ляна высотой 20 м. и весом 35 т. Это самый большой памятник из бронзы в Китае. Устанавливается также огромный памятник и Цао Цао.

В 1954 г. прозаическую часть романа «Троецарствие» впервые перевел на русский язык В.А. Панасюк, стихи — И. Миримский.

В 2008—09 гг. режиссером Д. Ву был снят фильм «Битва у Красной скалы» (в 2-х частях). Анимационный сериал «Дорога под небом» режиссера Тоё Асида показал историю Троецарствия через призму жизни Цао Цао. По мнению историков, он ближе к исторической правде, чем «Битва у Красной скалы», воспроизведший лишь один эпизод «Троецарствия».

Законы небес беспощадны —
от них не уйти, не укрыться,
А мир бесконечно огромен,
и дел в нем свершается много.
Исчезли навеки три царства,
прошли они как сновиденье,
И скорбные слезы потомков —
одна лишь пустая тревога.