Губительная ложь

Алиса Белоусова
Есть расхожее выражение – «ложь во спасение». И я ни разу не слышала в ответ на него вполне логичного вопроса: а кого спасаем? Вроде бы речь идет об обмане во благо, но разве введение в заблуждение способно принести добро? Есть отдельные случаи, по каждому из которых я готова спорить, но никогда не возьмусь однозначно утверждать: а стоило ли обманывать. Был в одном фильме сюжет. Девушка решает помочь умирающему бывшему возлюбленному и родить от него ребенка, чтобы тот сумел оставить на этом свете свое продолжение. Но это все-таки кино, а, значит, нужна интрига. В общем, девушка беременеет, а потом узнает, что отец ребенка вовсе не ее бывший возлюбленный. И вот он лежит на больничной койке, посыпает ее комплиментами, благодарит и радуется, а она сидит и думает, стоит ли говорить ему правду. Я тогда тоже сильно задумалась. С одной стороны, умрет человек счастливым. Что ему эта правда даст в последние дни жизни? Разве что разочарование от очередного предательства. А с другой стороны, несколько дней ведь осталось, и он вполне мог бы использовать их, чтобы найти другую даму, согласившуюся на его предложение. Ведь целью его был именно ребенок. Героиня фильма ничего не сказала, герой счастливо выздоровел и только потом все узнал. Но это кино. А как быть в жизни?

Почему Человек обманывает? Давайте вспомним детство, в котором закладываются наши понимания, принципы, рамки и ограничения. Когда и зачем маленький Человек впервые осознанно обманывает? Правильно, когда боится наказания. Он совершает нечто, что ему запретили. Или знает, что его поведение не одобрят. И в ужасе от возможного родительского наказания, решает промолчать. Не рассказывать. Это и есть первая ложь. Многие пытались убедить меня, что молчание – это не обман. То есть умышленное сокрытие правды не является ложью. Но главное слово в предыдущем предложении – «умышленное», а потому убедить меня не удалось. Человек может не открываться тем, кому он не доверяет. Может держать «личное» при себе. Но он не вправе умалчивать то, что касается близких людей, а потом, хлопая глазами, говорить: «а ты не спрашивал (а)». Так он и надеялся, что никто не спросит. На то и шел расчет. А там, где есть расчет, уже нет места случайности. Иными словами, виновен.

Таким образом, замалчивание – это легкий вариант ухода от ответственности за содеянное. Дальше уже идет искажение информации и фактов, а потом уже и намеренная дезинформация, то есть наглый обман. Что заставляет маленького Человека шагать по этим ступеням? Строгость родителей? Возможно, если наказания слишком частые и суровые. Ложь родителей? Конечно, ребенок перенимает модель взаимоотношений в семье. И если родители обманывают друг друга на глазах у детей, то им не стоит ожидать кристальной честности от отпрысков. Там, где правду не уважают, разрастается ложь. Это тоже важный аспект. Мало кого из нас хвалили за правду. Она ведь действительно далеко не всегда хорошая и красивая. Это ложь может выглядеть так, как мы пожелаем, потому что мы сами ее придумываем, а вот правда всегда такая, какая есть. И далеко не всегда приятная. Так, многих ли из нас за нее хвалили? Или, наоборот, называли «ябедами», или заявляли, что не стоит говорить о том, что нас не касается? Кому-то в детстве объяснили, что любая правда заслуживает уважения, потому что на ее озвучивание требуется мужество? Это главное, что следует знать о правде. На нее способны лишь сильные и свободные люди. Все остальные вынуждены обходиться ложью.

Говорят, что предательство – это страшно. Нет, ложь – страшнее, ибо предают единожды, а лгут – постоянно. И нет ничего ужаснее, чем понимать, что родной Человек, не жалея твоих чувств, заставляет верить тебя в то, чего нет. И неважно, идет ли речь о плохом, или хорошем. Ложь часто дает обещания, но никогда их не выполняет. И ты смотришь в глаза напротив, которые отдают себе отчет в происходящем и убеждают тебя, что черное – это белое. И ты искренне веришь. Впрочем, если копнуть чуть глубже, то я уверенна, что обманывают лишь тех, кто хочет обмануться. Но следуя моему кредо, можно начать сомневаться даже в форме земного шара.

Итак, маленький Человек начинает лгать, защищаясь. А потом он вырастает, но ребенок так и остается внутри него со всеми страхами и опасениями. И если люди и лгут во благо, то только в свое собственное. Потому что страшно показаться кому-то плохим. Страшно признать свою ошибку. Страшно, что тебя не просят. Страшно, что тебя разлюбят. Все то же значимое и важное желание быть признанным и любимым. Мы боремся со всем, что ему угрожает. Но если маленькому Человеку простительна такая форма самозащиты, то, как воспринимать ее от взрослого? По-моему, как слабость. Как неспособность взять на себя ответственность. Нежелание принять решение. Уход от проблемы. И попытка казаться лучше, чем есть на самом деле.

Люди вырастают, но остаются испуганными детьми, прикрывающими свои невозможности и неспособности ложными словами и обещаниями.

Я отчетливо помню свой первый обман. Мне тогда было лет шестнадцать, и мы с подругами решили пойти на выступление кого-то авангардного театра. Мероприятие проходило в полуподвальном помещении, а работа необычного режиссера вызывала сомнения, а не дарила чудеса восприятия искусства. Но нам хотелось чего-то необычного и взрослого, приятели советовали пойти и мы поддались общему чувству и своей неуверенности в желании «быть не хуже тех». Я точно знала, что этого моего похода мама не одобрит. И я точно решила, что пойду. А поэтому маме назвала совсем другое место досуга. И тогда мне казалось, что я делала это ради нее, берегла ей нервы и здоровье. Но всякая ложь совершается ради себя. Мне очень  хотелось пойти, и я заплатила за это соответствующую цену. Потом я долго переживала и стыдилась своего обмана. Тем более, что и поход не доставил планируемого удовольствия. Не могу сказать, что с тех пор я ни разу не обманула, никогда не молчала, никому не лгала. И даже в каждом конкретном случае я смогла бы придумать себе оправдание. Но не хочу. Всякий раз, обманывая, я проявляла слабость. Я боялась пойти до конца и поэтому обходилась полумерами, припудривая их крошками лживых слов. Я не могу сказать, что мне часто врали. Наверное, я слишком хорошо разбираюсь в людях и чересчур быстро раскусываю попытки ввести меня в заблуждение. Но я могу уверенно сказать, что всякий раз, когда я сталкивалась с ложью, мне было омерзительно противно и гадко. И не от самого факта обмана. А от того, что у меня, близких или просто окружающих людей, не хватило смелости сказать правду.

Бывает ли ложь во спасение? Нет, потому как всякий обман оскверняет душу и оставляет пятно на совести. Способна ли ложь помочь? Да, но только в реализации эгоистичных целей. Возможно ли ложь скрыть? Нет, с течением времени и обстоятельств она откроется, и Вы не получите уже тех ссор и обид, которых боялись. Но Вы получите куда более страшное наказание: разочарование в Вас того, кого Вы так давно и незначительно обманули. Ложь – это комочки грязи и неуважения, что Человек бросает в других людей. И глупо думать, будто при этом он выходит победителем. Руки-то остаются грязными. И по этим рукам его обязательно однажды опознают. И объект обмана к тому моменту уже отмоется, а лжец так и останется навсегда с засохшей на руках грязью. Да что там, на руках. В душе. Не пачкайте себя и других. Не бывает лжи во спасение, любая ложь – губительна.