Вячеслав Олтаржевский. Создавая мечту

Александр Зрячкин
Издательство "Молодая гвардия" при содействии благотворительного Фонда поддержки чеченской литературы и финансовом участии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям выпустило в прославленной серии "Жизнь замечательных людей" биографию архитектора Вячеслава Олтаржевского, написанную журналистом и историком культуры Ольгой Никологорской.

В аннотации к книге сказано, что автором собраны уникальные материалы о жизни и деятельности своего героя, проливающие свет на историю "золотого века" советской архитектуры. Данная ремарка, по сути, определила структуру и стиль написанной биографии. Сложно назвать книгу жизнеописанием в классическом понимании, ибо детали биографии Олтаржевского теснейшим образом связаны с возведением крупных сооружений советского времени. Не так много известно и изложено в книге о фамильных корнях архитектора, да и фото приведено всего одно - сделанное в молодом возрасте, оно помещено и на обложку, и продублировано в первой вкладке фотографий. Все остальные изображения - это воплощённые проекты Вячеслава Константиновича и монументы эпохи.

Сама по себе книга невелика по объёму - 223 страницы, вмещающие предисловие, восемь глав, эпилог, по традиции - даты жизни и деятельности, а также список работ архитектора из 57 наименований. География и масштаб последних способны в хорошем смысле удивить: тут и Доходный дом в Даевом переулке, 31 (1909 год), и здание муниципальной поликлиники в Нью-Йорке (1929), и санаторий МИД "Сосновая роща - Чаир" (Мисхор) (1961), и памятник на Бородинском поле (1961), и многие другие сооружения. Описывая историю их возведения, равно как и выставки с проектами Олтаржевского, Ольга Никологорская незаметно увлекает читателя, приобщает к созданной мечте настолько, что становится невозможно переключить внимание даже на другие аспекты истории страны.

В книге убедительно доказано, что Вячеслав Константинович был человеком, всецело посвятившим себя выбранной профессии, заслуженно добившимся всемирной известности и уважения. Его любовь к архитектуре не смогли сломить ни необоснованные репрессии тридцатых годов ХХ века, ни другие удары судьбы, которых преподносилось немало. К сожалению, в "новой России" почти не упоминается об Олтаржевском и его соратниках, однако они исключительно собственным трудом смогли сделать самое главное - не только возвести известнейшие сооружения, но и передать свои идеи и планы молодым архитекторам. А это значит - оставить добрую память о себе. На долгие-долгие годы.