О личности А. С. Пушкина -1. Анненков П. И

Любаша Жукова
           ПРЕДИСЛОВИЕ.
 
  Рассматривать личность А. С. Пушкина как поэта и как человека необходимо с разных углов зрения, и этим занимаются не только пушкинисты - литературоведы, историки, критики, но и врачи, психологи  и психотерапевты, и все их работы вызывают у нас огромный интерес.
 
  В этом эссе мне хотелось собрать и показать разные, иногда диаметрально противоположные, мнения нескольких серьёзных исследователей ЛИЧНОСТИ поэта:

- основоположников пушкинистики П.И. Анненкова (1813-1887) и П.И. Бартенева (1829-1912);    

- историка, писателя и врача В.В. Вересаева (1867-1945); 

- русского учёного, психолога, психиатра и педагога, д-ра медицины профессора И.А. Сикорского (1842-1919); 

- известных патографов, изучавших поведение творческих людей: русского психофизиолога д-ра Г.В. Сегалина (1878-1960), врачей-психиатров Я.В. Минца и современного психиатра-патографа А.В. Шувалова;

- российского писателя, учёного, философа, геронтолога, педагога, художника и психолога А. Ю. Афанасьева (1950 – 2005), нашего современника, основоположника психософии.

 
      ГЛАВА ПЕРВАЯ.  П. И. АННЕНКОВ О ПУШКИНЕ. 

  Первое научное истолкование жизни и творчества великого поэта, основанное на текстологическом изучении доступного ему в то время рукописного наследия, мы находим на страницах книги русского литературного критика, историка литературы и мемуариста Павла Васильевича Анненкова (1813-1887) - «Материалы к биографии А. С. Пушкина» (1855).
  Этот труд заключает в себе опыт исследования внешней и внутренней биографии  писателя, истории его содержания и способов творчества.
Наряду с В. Г. Белинским, Анненков является первым учёным-пушкинистом, основоположником всей последующей исследовательской литературы о Пушкине. "Если за Белинским остаётся заслуга первой критической оценки Пушкина в связи с развитием новой русской литературы, то прекрасное  начало научному истолкованию художнической деятельности поэта в связи с событиями его жизни положено было, без сомнения, П. В. Анненковым". 
[Академик Л.Н. Майков, Пушкин. СПб., 1899, с. 319]

      О РАБОТЕ П. И. АННЕНКОВА «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БИОГРАФИИ ПУШКИНА» 
 
  Материалом для подробной биография Пушкина послужили бумаги самого поэта, письма о нём к разным лицам, записки о нём брата его Льва Сергеевича и других  лиц, близких Пушкину. Ходячие представления современников о личности Пушкина  сводились, в общем, к тому, что это был "гуляка праздный", только поэт, птица певчая. «Тенденция видеть в Пушкине "прежде всего поэта", "только поэта",
"преимущественно поэта", скрывала на самом деле недооценку и творчества, и ЛИЧНОСТИ Пушкина. Если при разборе пушкинских бумаг современники, наиболее близкие, могли удивляться: "Пушкин - мыслитель, кто бы мог подумать!", то в книге Анненкова, написанной на основе тех самых бумаг, развёртывались труды и дни литературного труженика, человека государственного ума, философских наклонностей, историка-исследователя...
   
  Для живого воссоздания наиболее полной и объективной внешней картины жизни Анненков «в течение ряда лет посещал лиц, знавших Пушкина, и переписывался с ними, раздобывая от них часто буквально по крупицам тот биографический материал, которым они располагали». Анненков работал с рукописями и письмами Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил обследование современной поэту прессы, а  также анализировал произведения Пушкина в контексте историко-литературных, моральных и эстетических суждений, разбросанных в его статьях и черновиках. 

Рядом с фактами жизни прослежены многие любопытные особенности его творчества. Присматриваясь к почерку поэта, к его портрету, к рисункам, которые он иногда рисовал на полях своих рукописей, читатель получил возможность как бы перенестись в мастерскую великого поэта, из которой вышли бессмертные создания его гения. 

  Облик Пушкина - человека, поэта, историка, критика, полемиста, черты его житейского и литературного облика влились в единый, цельный портрет, заняли в книге своё место, не нарушая гармонии общего впечатления. Жизнь Пушкина впервые была показана в "Материалах" в сложном единстве семейно-родового и личного, исторически обусловленного и психологически-индивидуального,общего и особенного.   
  Анализируя произведения поэта, Анненков доказывает, что «поэзия была для Пушкина страстью, свободным, органическим проявлением его натуры, делом, без которого он бы не мог жить и дышать. "Звуки, по собственному его выражению, - беспрестанно переливались и жили в нём, и он внимательно прислушивался к ним и наслаждался ими почти без перерыва. Это было важное дело его жизни…".   

  Живое понимание глубокой уникальности поэзии Пушкина, её значения как нормы национального русского искусства сочетается в книге Анненкова со стремлением раскрыть для читателя как биографический подтекст произведений поэта - те "тонкие нити", которые связывают их с "воспоминаниями сердца", с "душой" самого автора, - так и их историко-литературную подпочву, а также восприятие его современниками.
 
  Анненкову удалось тонко передать многие черты человеческого облика поэта - его внешнюю простоту, общительность, благородное прямодушие, свойственную ему постоянную потребность в дружеском общении и откровенности, полное отсутствие зависти к таланту других, внимательное и отзывчивое отношение к современникам и младшим товарищам по перу: "В обхождении Пушкина была какая-то удивительная простота, выпрямлявшая человека и с первого раза установлявшая самые благородные отношения между собеседниками". Способность Пушкина радоваться чужому дарованию, его внимательное отношение к младшим, начинающим писателям-современникам  Анненков иллюстрирует на примере его отношения к Дельвигу, Баратынскому, Языкову, Кольцову, Гоголю.
   
  Умение воссоздать живой образ Пушкина - поэта и человека - в его неповторимом обаянии, показать богатство и разнообразие предметов, постоянно занимавших его мысль, свойственную этой мысли кипучую энергию, щедрость и богатство натуры поэта — все эти особенности анненковских "Материалов" обеспечили им сочувственное внимание современников, высоко оценивших труд Анненкова. 
 
  Вместе с тем, Анненков, как он сам многократно разъяснял, «проводил резкую разделительную черту между Пушкиным-поэтом и Пушкиным-человеком», причём, если Пушкин-поэт вызывал безусловное восхищение и преклонение Анненкова, то многие черты Пушкина-человека Анненкову были глубоко чужды.
   
К таким чертам относятся его мятежные, непокорные, бурные, вольнолюбивые порывы, претившие Анненкову - умеренному западнику и либералу-просветителю, а также сама "ренессансная" стихия личности Пушкина, «свойственная ему глубокая страстность, чувственная откровенность, склонность к открытому, свободному проявлению своей натуры, могучая энергия выражения своих симпатий и антипатий, любви и ненависти без оглядки на принятые светские условности, на ходячую мораль и религиозные представления той эпохи». «Предприимчивое удальство и молодечество, — писал по этому поводу Анненков, — необыкновенная раздражительность, происходившая от ложного понимания своего достоинства и бывшая источником многих ссор; беззаботная растрата ума, времени и жизни на знакомства, похождения и связи всех родов - вот что составляло основной характер жизни Пушкина…» (!!!) 

  Определяя жизнь поэта как "полную контрастности", Анненков, при всём своём стремлении к полноте и объективности в изображении внутренней жизни поэта, ставил своей задачей очистить его образ от "проявлений раздражённого, буйного и скандалёзного творчества", которые, по мнению биографа, нарушали "непогрешимую  чистоту всех мыслей и поэтических замыслов" Пушкина, ибо они "не выражают ни  настоящей его природы, ни его развития, ни даже подлинного его настроения в минуту, когда писаны", но являются «детищами брожения и замашек его времени», «произведениями таланта, неверными самому себе».  
[П. В. Анненков и его друзья, с.437 - 438, 440]   

  У Анненкова, несмотря ни на что, поэт возвышен!  
 
  ***   

  Параллельно с Анненковым, одним из основателей пушкинистики был его современник, историк-археолог, библиограф и литературовед Бартенев П.И.(1829-1912) Он вёл записи рассказов современников поэта о Пушкине, писал статьи, монографии, посвящённые Пушкину, чем внёс неоценимый вклад в пушкинистику: 

— «Рассказы о Пушкине, записанные П.И. Бартеневым»
;

— «Пушкин в южной России»
 
  Прочитайте эти работы! 

  Оказаться рядом с великим поэтом в его жизни, погружаясь в воспоминания, переписку, дневники и рассказы его современников, которые мы находим в трудах  первых пушкинистов, — ни с чем не сравнимое удовольствие!
 
===================================

 
Продолжение во второй главе: ВЕРЕСАЕВ О ЛИЧНОСТИ ПУШКИНА
http://www.proza.ru/2013/08/12/90