Книга Мертвого Часть 3 Глава 1

Анна Крапивина
    Все когда-нибудь заканчивается. Мое время учебы - эти несколько лет, показавшихся слишком долгими - тоже завершилось. Внезапно обстановка стремительно поменялась. Годами видел знакомые лица, изо дня в день, буквально вчера их встречал, а сегодня проснулся и осознал, что правила игры изменились. Вокруг другая реальность, и к ней надо было привыкать. Необходимо только выбросить ненужный багаж из прошлого. Избавиться от него не так уж и сложно, ведь у меня осталось ощущение легкости расставания с однокурсниками. Как будто съездил в отпуск на курорт. Легкий флирт и никаких обязательств, никаких сожалений. После таких поездок память обычно сохраняла приятные воспоминания. Они должны были отложиться и теперь. Я хотел убедить себя в этом, однако не получалось. Что-то мне препятствовало. Я даже догадывался, знал, что это, или точнее кто – это она мешала. Пытался ли я что-нибудь сделать, изменить - нет.
 
    Мне нужно время, чтобы все забыть. Она сама поможет отделаться от прошлого. Найдет нужного человека, корнями вросшего в землю. Он покажет ей свой мир, предсказуемый и безмятежный. Тогда и я успокоюсь. Но приспособиться к переменам будет трудно, особенно когда чувствуешь молчание вокруг себя. Даже по телефону. Как-то перед экзаменами раздался звонок. Мама взяла трубку, и вскоре позвала меня. Чтобы я ни спрашивал, в ответ слышал одну тишину. Так продолжалось минуту, пока я не оборвал связь. На мой вопрос, чей был голос, мама ответила, что звонила незнакомая девушка. Мой старый новый друг - молчание.
 
    Вскоре я узнал, что Надя вышла замуж и родила дочку. От какого-то бизнесмена, или спортсмена. Такой поворот должен был произойти, рано или поздно. Это правильно. Разве я мог дать ей опору, хоть самую малость? Он же предложит будущее и надежду. Он ее защитит, накроет теплым шелковым покрывалом. Так все заканчивается. Я в этом полностью уверен.




    Перелистывая записную книжку, я наткнулся на телефонный номер агентства недвижимости. Аркадий Игоревич – генеральный директор «Пангея» – так я записал. Это была единственная зацепка в начавшихся поисках работы. Недолго думая, позвонил и договорился о встрече.
 
    В старинном двухэтажном здании в сердце города агентство арендовало несколько комнат с видом на центральную площадь. За входом посетителей встречал скрип дощатого пола, ноющим скрежетом исполняя роль колокольчика на двери, как в старых магазинах. Подождав несколько минут в приемной, меня пригласили в кабинет директора, где помимо лысоватого начальника присутствовала и его ближайшая помощница. Женщина неопределенного возраста еще сохраняла моложавость за макияжной маской на лице. Как и босс, она смотрела на меня строгим, нахмуренным взором. Представительный вид обоих нагнетал атмосферу серьезности и важности. Выдержав паузу, женщина начала разговор первой:

 - Скажи, откуда ты узнал о нашем агентстве? Из объявлений в газетах, или где-то еще? Может, кто-нибудь порекомендовал?
 - Аркадий Игоревич приходил в университет и предлагал работу, - ответил я. На что женщина одобрительно покачала головой.
 - Да, помню, что посетил родной институт. Понимаешь, я выбираю только достойных людей с хорошим образованием. А таких немного, поверь мне, - так Аркадий Игоревич объяснил цель некогда совершенного визита. - Знания и умения, которые вам дали, идеально подходят для нашей работы, - пояснил он, а я зачем-то опустил глаза.
 - И почему ты выбрал профессию именно риэлтора? – спросила женщина, поправляя окрашенные под блондинку волосы. 
 - Захотел попробовать свои силы в новом деле. Считаю, что это очень престижная работа и…солидная, - на ходу придумал я, потому что не знал, что еще сказать. Действительно не знал. Женщина в этот момент записывала заметки в блокнот.
 - Хорошо. У нас серьезная организация и дело, которым занимаются сотрудники, очень ответственное и нелегкое. Мы берем тебя на работу. Но имей в виду, что выдаем некий аванс, и ты должен оправдать наше доверие, - продолжил Аркадий Игоревич. Я кивнул в знак согласия.
 - Оклада у нас нет, будешь получать проценты с продаж. Это даст тебе стимул зарабатывать больше, быть более активным и как следствие более успешным человеком. Надеюсь, ты воспримешь всерьез мои слова, - убеждала женщина.
 - Да, - я с пониманием клюнул головой.
 - Как пример – успех Валентины Матвеевны, - он перевел взгляд в сторону помощницы. – Она начинала работать обычным сотрудником, как и все. А теперь – должность заместителя генерального директора, мой главный специалист,- женщина тоже принялась поддакивать, смотря на свои ладони, сплетенные на столе в замок.
 - Понятно. А как насчет трудовой книжки и официального оформления? – спросил я.
 - Сначала ты должен доказать, что хорошо работаешь. Мы считаем, что трудовой договор на испытательный срок не нужен. Если заключишь несколько выгодных сделок, то оформим тебя, как полагается. К тому же твои комиссионные значительно возрастут, - объяснил он, а я продолжил одобрительно кивать. – Ты готов зарабатывать хорошие деньги?
 - Да, готов.
 - Тогда приходи завтра утром. Мы познакомим с дружным коллективом, покажем офис и прикрепим к тебе одного из успешных сотрудников. Он введет в курс дела.
 
   Я встал из-за стола, покачиваясь, как болванчик. Странное ощущение посетило меня: кто к кому навязывался? Я пришел предлагать себя или они заманивали в сеть? Посмотрим.

    На следующий день я появился в офисе. Ничего особенного не почувствовал, однако создалось впечатление, будто вернулся в институт, ведь обстановка напомнила об аудитории для занятий, или миниатюрном зале для проведения конференций. Только крохотные деревянные окна избы портили все дело: они выходили на площадь с памятником Ленину, и я легко представил себя участником первых комсомольских кружков. «Вот твое рабочее место, - Валентина Матвеевна указала на офисный стол в углу комнаты, снабженный телефоном. - Для начала я прикреплю к тебе в помощь нашего лучшего специалиста Ирину. Она все расскажет и покажет. Сейчас Ирина занята, оценивает новую квартиру, но в ближайший час должна вернуться. А ты пока осваивайся сам. Возьми газету с объявлениями и начинай анализировать», - сказала она деловым тоном и ушла.
 
     Не прошло и минуты, как подошел молодой человек и положил на стол периодическое издание со словами: «Ищи то, что дешевле и находится в хорошем районе, а там видно будет». Этого парня звали Олег. С бритой головой, торчащей поверх легкого пиджака, уверенный в себе, он производил впечатление очень занятого человека. Но так виделось только поначалу. Присмотревшись к нему всего час, стало ясно, что деловитость на поверку оказалась напускной. Он был поглощен другими заботами, выполнял какую-то свою, параллельную работу. Рядом с ним сидела молодая и очень красивая девушка. Она не особенно утруждала себя делами. Перед ней лежала все та же газета с объявлениями, в которую изредка посматривала. Ее внимание было направлено на ногти, требовавшие немедленного ухода, а значит срочного вмешательства пилки. Акт работы начинался с нескольких резких взмахов смычком, затем следовал заинтересованный взгляд на партитуру, пауза, и еще несколько быстрых движений пальцами. В действиях девушки проглядывалась какая-то периодичность, или закономерность, поглощавшая ее целиком. Больше она ни на что не обращала внимания. 
 
    За стеной послышался разговор двух людей. Там находился кабинет секретаря, по совместительству предназначенный и для посетителей. Женская речь прерывалась голосом неопределенного пола, немного гнусавым и простывшим. Видимо, клиент был чем-то недоволен и пытался убедить секретаря в своей правоте. Мои новые коллеги тихо захихикали, дружно и без сарказма, словно в сотый раз наступили на грабли, о существовании которых забыли.
 
    Я пролистал издание, не имея представления, с чего начать. Плотные списки объявлений, похожих как две капли воды один на другой, отличались только порядком цифр. Как в бухгалтерских счетах, в столбик выстроились числа и буквы сокращенных слов, разрезанных чертой, будто хлеборезкой пополам. Я вспомнил напутствия Олега, и мне не помешало бы спросить его, какие же районы в нашем городе считаются престижными, а какие нет. Но делать этого не стал, решил дождаться Ирину. 
 
   Так прошло два часа, когда послышался скрипящий звук, и стук двух пар каблуков разлетелся по офису. Распахнулась дверь, вошли две блондинки.
 
 - Нет, ну ты представляешь, эта бабулька второй месяц парит мне мозги, - сказала первая. – Все ноет и ноет, ей деньги срочно нужны. Заломила цену, а уступать не хочет. Я всю ее жизнь наизусть выучила: сколько она имеет детей, племянников, внуков. Для нее родственники - сволочи, которые хотят отправить надоевшую зануду в дом престарелых, а квартиру отобрать. Скажи, зачем ей деньги?
 - Да брось ты с ней возиться, это гиблое дело, - ответила вторая, выглядевшая старше всех.
 - И два месяца впустую? Ну, уж нет. Она почти согласна скинуть, надо еще немного нажать на нее. К тому же клиент хороший на хату появился. 
 - Тогда соглашайся на то, что есть. Упустишь ведь сделку. А так хоть что-то получишь.
 - Что-то – это значит за гроши. Я лучше бабку задушу.
 - Мне бы твои заботы, и сумасшедшую старуху. Я как раз почти два месяца по нулям. Сыночка-лапоньку кормить нечем, - та, которая постарше, с актерским мастерством изобразила мину страдающей Аленушки из сказки.
 - Вот-вот, а мне бы твоих предков, с их-то доходами.
 
   Наконец они заметили мое присутствие и замолчали.
 - Ага. Вот ты и пришел. Перспективный специалист Рома, - произнося обнадеживающие слова, молодая блондинка подошла ко мне.        
- А вы – лучший специалист Ирина? – спросил я, и ее лицо исказилось.
- Ой, ну хватит глупостей. Как успехи на новом поприще? – поинтересовалась она, на что я лишь плечами пожал в ответ. - Хорошо. Точнее, ничего хорошего пока нет, но при определенных условиях будет нормально, или хорошо, - мои брови нахмурились. - Короче, пойдем со мной, - подытожила она.

    Мы направились к выходу. Дверь в кабинет секретаря была открыта, и оттуда все еще доносился высокий голос простывшего человека. Проходя мимо, я увидел молодого низкорослого парня, который сидел напротив девушки, набивавшей текст на компьютере. Он носил усы, что было необычно в его возрасте. Они придавали ему взрослый вид, или даже мужественность.   
 - Он что, тоже здесь работает? – удивился я.
 - Да, в отделе аренды квартир.
 - Тогда почему он сидит с секретарем в приемной комнате?
 - Потому что его зовут Сергей. Сер-гей из Пан-геи. Он сам захотел отгородиться ото всех. Видишь ли, у нас обстановка не дружественная, мы мешаем ему работать. 
 - Теперь понятно. Куда мы направляемся?
 - Поедем смотреть одну квартиру. Ты, тем временем, мотай на ус, что да как. На самом деле, не так уж все и сложно. Оценивать объект и выгоду ты научишься быстро, а вот наладить контакт с хозяином, завоевать его доверие, или еще лучше – как посреднику получить ключи от хаты – это труднее, и такой навык придет только с опытом. Вон и наш автобус. Бежим.
 
     Весь путь я слушал и ничего не спрашивал. Все получится, рано или поздно, так сказала Ира. У нее выходило неплохо, ведь она была круглой отличницей и в учебе, и в работе: окончила медицинский институт с красным дипломом, но по профессии работать не стала, как и я, решив покорять другие вершины. Характер перфекционистки, дотошный и скрупулезный, помогал ей идти к цели. Такие люди не могли остановиться на полпути, они бы бились головой о стену, но свое взяли. Ей понадобилось всего пару дней на изучение теоретического материала, необходимого для сдачи экзамена, и получения диплома риэлтора. Похоже, что со своей настоящей профессией Ирина определилась.

   Мы вышли и стали кружить по району, проходя второй круг заново. Она начала выходить из себя.
 - Где же этот чертов дом? Кажется, вон тот. Хоть бы табличку повесили. Не ожидала, что он такой убогий, - сказала Ира, когда мы отыскали жилье.
 - Чем тогда он тебя заинтересовал?   
 - Ценой. За такие деньги я и в помойку полезу.

    Дверь нам открыла старушка лет восьмидесяти. Я подумал, что Ира осознанно выбирала немощных клиентов, и ее специализация – пенсионеры. В старом халате и в очках из роговой оправы, пожилая женщина встретила нас настороженно и долго разглядывала, прежде чем впустить. «Кузя, поздоровайся с гостями, - запела старушка, обращаясь к коту, распластавшемуся на стуле. Кот никак не отреагировал, даже хвостом не вильнул. Крупный и жирный, с разведенными в разные стороны лапами, он смотрел на нас закрытыми глазами, видимо, медитируя в таком состоянии уже не один год.

    Я начинал понимать суть дела. Видно было, что в однокомнатной квартире давно не делали ремонт. Потускневший рисунок золотистых листьев, выполненный накатом на поблекшем зеленом фоне оштукатуренных стен, проплешины на желтом деревянном полу, с торчащими из него гвоздями, царапины на побелке потолка – для меня картина стала ясной: здесь никогда не клеили обоев, не стелили линолеум и не латали дыр. Состояние от советских строителей – так можно было охарактеризовать предлагаемый объект. Запах тряпок, встречавший нас у входа, сменился ароматом медицинской аптечки. Ирина подошла к батареям и потрогала их.
   
 - Вы же твердили, что в квартире делался ремонт? – озадаченно спросила она.
 - Делался. Мы мебель купили, половики постелили, даже батареи покрасили.
 - Это не совсем ремонт. И когда это было?
 - Так недавно. Мой сын школу закончил, и в армии успел отслужить.
 - А сколько ему сейчас?
 - Юбилей справил, пятьдесят годков всего стукнуло.

    Мы прошли на кухню. Железная раковина с выпиравшими из-под нее обнаженными  трубами, холодильник ЗИЛ и двухконфорочная плита Тула с непривычки ежились от наших взглядов.
 - А где ваш сын живет? Он здесь прописан?
 - Нет. Он с женой и моими внуками поселился в другом месте. Вот, теперь и я к нему собираюсь переехать на старость лет.
 - Хорошо. Хоть это хорошо, - едва слышно произнесла Ирина.
 
   Она зашла осмотреть туалет, когда я заметил висящую на стене овальную декоративную плашку. На деревянной поверхности, покрытой лаком, был изображен стиляга-волк, поющий перед микрофоном и заяц, восторженно его слушающий. Волк красовался в зеленой рубахе с желтым галстуком и тяжелых коричневых ботинках с металлическим носом. В лапах он держал красную гитару. Заяц стоял в коричневых шортах и в приветственном жесте вскинул правую лапу, как это делали нацисты. В советское время даже и не догадывались, во что бы вылилась пропаганда подобных рисунков сейчас. Я осторожно приоткрыл входную дверь и попрощался с хозяйкой.
 
    Через несколько минут из подъезда вышла Ира, хмурая и обозленная. Ничего не говоря, махнула рукой в сторону остановки.
 
 - Вот с таким контингентом людей тебе и придется общаться. Наш удел – вторичное жилье, а новостройками занимаются крупные компании, - объяснила она, но как будто успокаивала себя.
 - Вполне нормальная студенческая квартира. Я бы пожил в такой халупе, если платил только за коммунальные услуги, без аренды. За кота доплачивал бы отдельно.
 - Ничего. В объявлении напишем, что требуется косметический ремонт, а не капитальный. Кто-нибудь, да клюнет, - размышляла вслух Ира, поглощенная своими мыслями, и не обращала внимания на мои реплики. – Нет, ну ты видел этот божий одуванчик. Я приехала сюда из другого конца города, потратила время, деньги, а она из себя девственницу разыгрывала, - не выдержав, вспылила Ира.
 - Да, присоединяюсь к твоему недовольству. Я вроде бы тоже пострадал.
 - Ну, и ты тоже, - произнес голос блондинки. – Хотя тебе этот опыт полезен. Ладно, скорее давай выбираться отсюда. 




    Через две недели я освоился на новом месте. Стал разбираться в ценах и нюансах, не всегда приятных. Чем дольше работал, тем больше замечал, что основное время у сотрудников уходило на безделье. Казалось, что коллеги прилагали максимум усилий и рвения: объезжали город, смотрели, договаривались. Но наступал момент, когда они садились за стол и чего-то ждали, какого-то счастливого случая, как будто спасительный звонок вот-вот вознаградит их усилия завидным кушем.   
 
    Олег был из их числа. Только он предпочитал ловлю мелкой рыбы, но верной, охоте за призрачной крупной добычей. Когда Олег становился серьезным, прислонив трубку к уху, значит, клиент попался на наживку. Тогда он перезванивал кому-то, еще раз набирал номер и договаривался о встрече. Очевидно, что Олег не занимался продажей квартир, а сдавал их внаем. Порядок действий был простой: к нему обращались клиенты, желающие снять жилье, он тут же связывался со знакомой из другого агентства и узнавал наличие таковых в базе данных. Затем выбирал нужный вариант и представлял заказчику, а свою долю комиссионных клал в карман. Начальство, разумеется, об обмане не догадывалось. Так, после очередного разговора, довольный, он подозвал меня.
      
 - Хочешь повеселиться? – интригующе спросил он.
 - Давай, - ответил я.
   Олег нажал две кнопки на телефоне и в соседней комнате раздался звонок.

 - Алло, - неуверенно произнесла женщина лет сорока.
 - Здравствуйте. Я хотел бы снять однокомнатную квартиру, где-нибудь в центре, со всеми удобствами на шесть месяцев, - Олег постарался изменить голос, и теперь он звучал хрипловатым басом.
- Вам…вам срочно нужно?- я не мог поверить, но это говорил Сергей.
- Чем быстрее, тем лучше, - настаивал Олег. За стеной послышался шорох, суетливый шелест газеты и скрип отодвигающегося стола.
- Подождите секундочку, я сейчас, – нарастающий гул в кабинете секретаря внезапно был поглощен нервным выкриком: - Где мой блокнот?- видимо, Сергей прикрыл трубку ладонью, потому что женской речи на проводе не слышалось. - Вот, нашел, - продолжил он. - Есть замечательная квартира на улице Ленина. Специально для вас я сделаю скидку, - последние слова прозвучали завораживающим тембром, от которого мурашки пошли по телу. Олег едва сдерживал смех, и с трудом подавляемый гогот уже проник в трубку.
- Эту квартиру мы давно сдали, - громко крикнул Олег в приоткрытую дверь. 
- Опять это ты. Прекрати мешать работать, - женский голос был на грани срыва. Через несколько секунд фигура Сергея стояла уже в нашем офисе.- Если ты еще хоть раз так сделаешь, то я пожалуюсь Валентине Матвеевне, - со всей накопившейся злостью, на которую только способен, пригрозил Сергей, стараясь держаться уверенно и решительно. Но подвело слово «пожалуюсь», прозвучавшее как-то мурлыкающе неестественно.
 - Извини, я больше не буду, - с нескрываемым удовольствием сказал Олег.
 
   Я отвернулся, чтобы не было видно моего лица, раскрасневшегося от натуги. Сергею  не нашлось, что ответить. Угрозы и жалобы не подействовали, поэтому оставалось только уйти.

 - Ты попробуй представить, как Сергей договаривается по телефону о встрече с нормальным мужиком. После фирменного - сделаю скидку - клиент наденет костюмчик, красивый галстук, надушится, а в назначенное время перед ним появится Сергей с улыбающимися усами, - Олег в красках обрисовал мне вероятную ситуацию.
 - Получится конфуз. Мужичок покраснеет, потом разозлится, ведь его обманули, и попытается сбежать за первым же углом. Полагаю, что Сергею надо искать особых клиентов, или открывать свое агентство с узкой специализацией.
 - Дело в том, что он не признает себя геем. Говорит, что у него есть девушка, и они собираются пожениться. Попробуй, спроси его об этом. Он тебя ударит, скорее всего, ладошкой.
 - Возможно, у него действительно проблема, только с голосом. Надо проверить.
 - Это уже без меня, тороплюсь на встречу, – засуетился Олег, стал копаться в ящике стола, а я решил покурить на крыльце.

    Баловство с сигаретами перешло в привычку год назад, когда я учился на последнем курсе университета. Мне запомнился тот момент, который стал поворотным. Я выходил из здания после занятий, и тогда сильно захотелось что-то попробовать, что-то очень знакомое и в то же время смутно понимаемое. Я стоял у входа и перебирал возможные варианты желания, пока не увидел курящего человека. Да, мне хотелось именно сигарету. Сначала я затягивался одной штукой в день, потом двумя, затем каждую перемену между лекциями. Теперь я их не считал.
   
    На крыльце Ирина и красивая девушка обсуждали сделку. Когда я подошел и щелкнул зажигалкой, их разговор прервался. Спустя мгновение красотка вызывающе посмотрела на меня и сказала: «Ты зачем здесь встал, чтобы подслушивать? Иди отсюда, дыми в другом месте». Я не хотел спорить или оправдываться, а направился к складам, расположенным неподалеку.

 - Ты что взъелась? Он и слова не сказал, - услышал я удаляющийся от меня упрек Ирины.
 - Нечего на нервы действовать. Нормально поговорить уже негде, везде найдутся лишние уши, - пояснила красотка.
 - Зря ты так. Роман! - громко окликнула меня Ирина, - мне надо потолковать с тобой, не уходи, - я не успел докурить сигарету, а она уже стояла рядом. - Послушай. Я дам тебе небольшое задание. Считай услугу как плату за мои консультации, - сразу перешла к делу Ирина.
 - Если смогу, то помогу.
 - Видишь ли, нужно проверить одну квартиру. Мне дали понять, что ее продают сами владельцы, но я подозреваю, что посредником выступает агентство. Узнай, так ли все на самом деле. Заодно посмотри на хозяев, ну и хату оцени, конечно же.
 - А почему сама не хочешь встретиться с ними?
 - Они и голос мой слышали, и знают, на кого я работаю. Вот тебе номер телефона, звони сейчас же.
 - Хорошо. Договорюсь на сегодняшний вечер.


 

   Я никогда не любил этот спальный район. Многоэтажные блоки, развитая инфраструктура и прилагающиеся удобства создавали впечатление комфорта. Но случалось так, что по необъяснимым причинам обжитое место или даже клочок земли оставлял в душе гнетущий осадок, вынуждающий обходить его стороной. Адрес, куда я приехал, был тому наглядным примером. Недалеко от меня остановилась новенькая машина, из нее выползла сначала рука с барсеткой, а потом и мужчина.

 - Вас зовут Роман? – спросил он.
 - Да.
 - Очень приятно. Давайте дождемся еще одного человека. Его тоже заинтересовала квартира. Я решил не терять много времени, и устроить осмотр для вас двоих. Как вы понимаете, такие выгодные объекты редко поступают в продажу, и здесь каждая минута дорога.

    Из-за угла появился юноша и сразу направился к нам. Он держался скромно, когда поздоровался, даже как-то неловко. Риэлтор предложил подняться на лифте на предпоследний этаж. По пути он болтал без остановки, и передышка наступила лишь тогда, когда ему пришлось искать ключ от двери.
 
   Аккуратно прибранная, вычищенная, квартира оставляла еще следы разгульного образа жизни: темные пятна на стенах и потолке, которые при всех усилиях так и не смогли вывести; выключатели, державшиеся на добром слове; тонкие полоски недавно наклеенных обоев говорили о печальном прошлом не только жилья, но и хозяев.
 
- Какая хорошая квартира: светлая, большая, и косметический ремонт, по-моему, здесь сделан недавно, - после беглого осмотра неожиданно оживился второй покупатель.
 - Да, вы правильно заметили, ничего не добавишь. А теперь идите сюда. Посмотрите, какой отличный вид на главную улицу района, - риэлтор помахал нам с балкона. Когда я ступил на бетонную плиту, то мне показалось, что в углу обязательно должен стоять мешок с пустыми бутылками.
 - Да, как здорово. Солнце освещает помещение почти весь день. И центр города отсюда наблюдается, - не унимался мой конкурент. Я же видел серое высотное здание через дорогу напротив и вдалеке, где располагался мой офис, с трудом различимые приземистые дома.

    Мы вышли в зал и направились в ванную. Я задержался, прислонился к стене, внезапно почувствовав усталость. Мне уже ничего не хотелось. Сползая вниз, я присел на корточки.
 - Как хорошо, что санузел совмещенный. Видно, что трубы здесь новые. Давно меняли? – голос молодого покупателя звучал уже из туалета.
- Совсем недавно. Кстати, старые краны заменены финскими.
- Честно скажу, что не ожидал увидеть достойную квартиру за такую низкую цену, - произнес довольный парень, выходя из ванной.
- Конечно, она требует еще незначительных доработок. Но это, как вы увидели, сущие пустяки, - агент смотрел на него, как учитель на ученика, на что тот понимающе кивал.- Ну что же, если нет больше вопросов, давайте спускаться.
 
    Около подъезда, перед тем как попрощаться, владелец недвижимости завел речь о документах. Теперь он сосредоточился только на мне и говорил четко и убедительно. Это чистая продажа, без обременения, документы уже готовы, можно хоть сейчас оформлять сделку. Если бы мне действительно захотелось купить квадратные метры, то ему не стоило лишних усилий меня уговорить, я бы поддался. Второй претендент внимательно прислушивался, запоминая каждое слово. Напоследок агент сказал, что время не ждет, квартира вот-вот уйдет в чужие руки и надо быстро определиться.

    Мы расстались. В офис я не спешил, было уже поздно. Обогнул дом и пошел по направлению движения машины, на которой, с солидной медлительностью, тронулся риэлтор. Теперь она стояла у края другого дома. Из-за деревьев показалась фигура второго клиента, моего конкурента. Он сел в седан и, не жалея шин, автомобиль рванул в сторону центра города.




    Монотонный шелест будничного дня нарушила Ирина, ворвавшаяся в душное помещение. Она положила сумку на стол и обратилась к нам с новостью: 
 - Вы знаете, что сегодня день рождения у секретаря.
 - И чем событие нам грозит? – поинтересовалась блондинка постарше.
 - Ничего страшного. Завтра выходной, поэтому сегодня вечером она нас угощает, - сделала логичный вывод блондинка помоложе.
 - Сколько же ей лет? Наверно, подарок нужно купить, хотя бы цветы, - озадаченный, Олег откинулся на спинку стула.
 - Не надо ничего думать, особенно про ее возраст. Нужные подарки уже сделали. Сами знаете, какой у нее друг. Так что не будем портить картину нашими дешевыми знаками внимания. Она специально так поздно предупредила, чтобы мы не замарачивали себе голову. Магазин рядом, купим шампанское и отметим здесь.
 - Шампанское – это хорошо, - обрадовался Сергей, незаметно вошедший  в офис.
 - Все участвуют? – спросила Ирина, на что мы ответили согласием.
 
   Рабочая атмосфера, наладившаяся было с трудом, окончательно расстроилась. Пока мы прожигали время, занимаясь ничем, Сергей подошел к Олегу и завязал разговор. Неодобрительная реакция заклятого друга не смутила его, и он продолжал упрашивать. Вдруг Олег заулыбался, а Сергей в ответ произнес отчетливую фразу: «Это правда».
 - Ну, нет у меня денег, спроси у кого-нибудь еще, - громко сказал Олег, вовлекая в диалог остальных.
 - На что тебе деньги понадобились, признавайся? – ввязалась Ирина.
 - Завтра я встречаюсь с девушкой, и мне нужно купить цветы и шампанское, - почти не смущаясь, громко и внятно объявил Сергей, только предательская улыбка, появившаяся буквально на секунду, вызвала у меня сомнения. Затаив дыхание, все смотрели только на него.
 - И как зовут твою подругу. Сколько ей лет?
 - Она старше меня. Хорошая девушка, и завтра я собираюсь провести с ней ночь, - огорошил он, после чего одни вытаращили глаза, остальные засмеялись. – Что, вы не верите? Но это правда. Скоро я познакомлю ее с мамой. Она одобрит, она очень этого хочет.
 - А где вы жить собираетесь, у мамы?
 - Да, я ей обещал. И вообще, мы хотим завести ребенка, - сказал Сергей не просто так, а сделал заявление. - Так кто-нибудь даст мне немного денег? Я верну, после первой же сделки.
 - Все это очень хорошо, но мы в курсе, что ты брал пятьсот рублей взаймы у Аркадия Игоревича, как только устроился сюда на работу. Ты их отдал? – засомневалась красотка.
 - А вы откуда знаете? В любом случае, у меня намечается хорошая сделка, я точно верну, - его заверения теперь прозвучали не так убедительно, и растерянный взгляд Сергею трудно было скрыть.   
 - Ну что, Ира сообщила вам о моем дне рождения? Так  идем в магазин, или нет? – появившаяся в дверях секретарша разрешила деликатную ситуацию, оставив попрошайку без ответа.

    Наспех собранный стол разместили в ее же кабинете. Случайно или нет, но телефоны нас не беспокоили, только виновница торжества изредка выходила из-за стола, чтобы сказать в трубку: «Никого нет, перезвоните в понедельник». Олег, в который уже раз пытался налить Сергею водки, на что тот упрямо ломался:
 
 - Не надо мне этой гадости, я буду шампанское, - обиженно отмахивался он, прикрыв ладонью стакан.
 - Шампанское – девушкам. Не кривляйся, отвертку себе сделаешь, - резонно заметил Олег.
 - Я, девчонки, монитор вчера купила, - заговорила секретарша. Потом посмотрела на мужскую компанию, - ну и мальчишки тоже. Девятнадцать дюймов, представляете.
 - Зачем тебе такой кинотеатр? Наверно, кучу денег стоит, - удивилась блондинка постарше.
 - Для работы понадобится. Я же в институте еще подрабатываю. С таким экраном глаза меньше устают, и с графикой легче работать.
 - Ну, ты даешь, графика. Для чего она тебе нужна? В архитекторы податься хочешь, или в дизайнеры? Да и вообще, при твоем-то хахале, могла бы дома сидеть, - не унималась блондинка.
 - Не хочу быть кому-то обязанной. Между прочим, он ни копейки на монитор не дал, и размышляет так же, как и ты. Мол, я домохозяйкой должна быть.
 - Ты на окладе сидишь, тебе хорошо, - печально заметил Сергей.
 - А ты побольше бегай, поменьше сиди, - подловила красотка, а Олег исподтишка налил ему стакан. 
 - Отстань от меня, я не буду водку, - стал отбиваться Сергей.
 - Тогда беги в магазин, купи шампанское, - заявил Олег, и девушки загудели, подтрунивая над будущим отцом семейства. Я же почувствовал, что необходимо выйти на улицу.
 - Пойду, покурю, - сказал я и направился к выходу.
 - Мне тоже, кстати, хочется подышать свежим воздухом, - неожиданно Сергей выскочил из-за стола и побежал за мной.

    Внутренний двор, где я оказался, из нескольких примыкающих построек образовывал квадрат, захламленный строительными материалами. Их перетащили с расположенного поблизости рынка. Я встал рядом с блоком плит.
 
 - У тебя найдется для меня сигаретка? – попросил Сергей.
 - Конечно.
 - Знал бы ты, как они все надоели, - закашлял с непривычки Сергей. – Особенно Олег. Почему он постоянно доматывается до меня? Что я ему сделал?
 - Неравнодушен, наверно. Скажи мне лучше, где ты раньше работал? Зачем пришел в «Пангею»?
 - В страховой компании был агентом. Надеялся, что в сфере недвижимости больше заработаю, и ушел оттуда. А здесь, ты видишь, как ко мне относятся, они ненавидят меня. Дела идут к тому, что скоро вернусь обратно, я получил уже от друзей весточку.   
 - Тогда чего ждешь? Возвращайся. А непонимание коллег… со всеми случается, - я расслабился и облокотился на плиту. Посмотрел на него спокойным, понимающим взглядом. - Недавно со мной произошел похожий случай. Я должен был встретиться с другом у почтамта, у нашего Арбата, ну ты понял. Жду его, значит, у последней лавочки. Вижу, он быстро приближается. Я распростер руки, чтобы обнять приятеля. Он ускорил шаг, почти побежал, собираясь заключить меня в объятия. Ну, целоваться мы не стали, конечно же. Однако прохожие как-то странно посмотрели на нас. Они стали перешептываться, пальцем показывать. Только потом мы заметили, что эта лавочка – особая. Для людей, ну…не как все. На ней были надписи, похожие на фразу «он встретит его», откровенные рисунки.   
 - А ты что, не в курсе? Это место давно славится во всем городе.
 - Нет, впервые слышу. Лучше поздно узнать, чем никогда. Давай, рассказывай.
 - Здесь, в центре города, есть несколько таких мест, – Сергей посмотрел на меня испытывающим взором, как будто раздумывал. Может, я покраснел и смутился, но он готов был продолжать тему. – Дай мне еще одну сигаретку.
 - Ты же не куришь.
 - В хорошей компании можно. В общем, недалеко отсюда, через перекресток, есть бар «Пантера». Его легко узнать по розовым неоновым огням. Там в нужные дни собирается приличная молодежь. Это нормальные ребята, не гламурные и не высокомерные. Можно завести знакомства, повеселиться. А то есть тут один клуб, не буду называть его, чтобы не зашел случайно. Приедут мажоры с деньгами, и начинают права качать. Все должны им ручки лизать. Гадко там. Есть еще несколько хороших мест...

    К крыльцу медленно подъехал Мерседес. Из офиса вышла красотка, удивленно посмотрела на нас и улыбнулась перед тем, как сесть в машину.
 - Спасибо, Сережа, за полезную информацию, но мне нужно позвонить, - я бросил сигарету и направился в офис, потому что дело действительно прогорало.   
 - Мы еще посудачим об этом? – услышал я вдогонку высокие нотки Сергея.
 
   Развалившись на стуле, насколько возможно, я вытянул ноги вдоль стола. Ну, Сергей, ну…Немного спокойствия, всего лишь один телефонный звонок и можно идти домой. За стеной не умолкал гудеж и споры. Я набрал номер и дождался гудков, когда в офис зашел Сергей и встал около моего стола.
 
 - Алло!
 - Здравствуйте. Вас беспокоит Роман из агентства недвижимости, - сказал я, а Сергей повернулся спиной и аккуратно сел мне на колени.
- Алло! Я вас слушаю, говорите, - прозвучало на другом конце провода. Нажать на рычажок телефона? Ударить его трубкой по голове? - Алло! Говорите, в конце концов.
 - Да,…извините. Сейчас, это…мне нужно…как вас там, - я судорожно затряс коленкой. Сергей встал, развернулся ко мне лицом и с какой-то тягучей, всепоглощающей детской увлеченностью стал водить указательным пальцем по столу. – Я по поводу квартиры. Вы просили меня перезвонить вечером.
 - Квартира уже не продается, - услышал я в ответ, а за ним и гудки. Сергея, кажется, мой разговор вообще не интересовал.
 - Ты что делаешь?! Не видишь, я занят! – закричал я. Он же упрямо смотрел на меня. 
 - Так ты что, только с девочками, а не с мальчиками? – подавленно произнес Сергей. Похожий на маленького ребенка, которого обидели, он без толики стеснения продолжал всматриваться мне в глаза, методично вырисовывая пальцем круги на столе.   
 - Да, я только с девочками, - ясно и отчетливо ответил я, чтобы у него не возникло сомнений.
 - Ну, хорошо, - выдавил он, пожал плечами и отвернулся. Видимо, Сергей не в первый раз попадал в обманчивую ситуацию и давно успел выработать свои методы защиты. За стеной Олег уже выкрикивал мое имя.
 - Ладно, забыли о разговоре. Пойдем праздновать день рождения, нас зовут, - закрыл я тему, торопясь в соседнюю комнату.




    На следующей неделе Сергей не вышел на работу. Он занялся старым бизнесом, вернулся в страховую компанию, как сказала Валентина Матвеевна. Она сидела напротив меня и объясняла новые перспективы, появившиеся в работе: «Обязательно посмотри этот дом. У него привлекательная цена за двадцать соток земли, и находится он в черте города». «Хорошо. Надеюсь, он стоит усилий», - ответил я и закрыл за собой дверь.
   
    Сегодня непривычно холодно. Неожиданно, как всегда. Тучи выглядят угрожающе. Как бы дождь не пошел, а я зонтик не взял с собой. Шершавая дорога сменяется кочками, в «Икарусе» тряска особенно заметна. Таков один из маленьких признаков, по которым можно определить окраину города. Меня встречает дед и долго расспрашивает, кто я и откуда. Наверно, мошенников боится. Ведет сначала в дом - обычная деревенская халупа, на ладан дышит. Кому она нужна? Разве что стоит ее снести и построить новый особняк. Направляюсь на участок, мне не хочется курить с дедом папиросы. Границы огорода трудно увидеть. Крапива и сорняк с мой рост, по лицу норовят хлестнуть. Дождь начинает накрапывать, мелкий и зябкий. Дед улыбается, а хозяйка протягивает огурец из собственного участка. Они готовы мокнуть со мной. Прощаюсь и ковыляю на остановку. Не успеваю добежать, как хлынул ливень. Издалека вижу маленькое оконце покинутого мной дома. Грустные лица деда и бабки застыли за конопатым стеклом. Они внимательно следят за мной. Им скоро умирать, а земля им не нужна. Уже два месяца прошло, и все впустую. Завтра я не приду на работу.