Жизнь и приключения Вари Коклюшкиной. Продолжение

Лариса Маркиянова
                Глава 11. Варя и угрызения совести.


               Что значит жить с пьющим человеком, Варя знает не понаслышке и поэтому, когда знакомая из соседнего подъезда Нина Захаровна иногда при случае жалуется Варе на своего пьющего мужа Виталия, Варя искренне ей сочувствует. Виталий алкоголик не буйный, он тихий, как напьется, так и спит. Вот и спит полжизни, как сурок. И как человеку не жаль собственной проспанной жизни? Но это его личное дело. Хотя жену понять, конечно, можно: это ей приходится жить с пьюще - спящим  мужем.
               Вот и вчера вышла Варя утром на улицу и столкнулась нос к носу с Ниной Захаровной. Та вся расстроенная, ясно дело - Виталий опять на бровях. «Опять на бровях, - подтвердила Нина Захаровна, - Где только находит? Я и деньги все попрятала. И самого на ключ заперла, чтобы не смог из дома выйти. И дома ничего и близко алкогольного нет, а пьяный. Сволота. За что мне такое божье наказание, спрашивается? Своими руками задушила бы того, кто его спиртным снабжает. Твой-то как? Держится?» «Пока держится». «Молодец. А у моего, ну ни капли силы воли нет. Тряпка. Ладно. Бывай. Пойду я». – И пошла вся в растрепанных чувствах. Варя только вздохнула ей вслед.
               А сегодня такое случилось. Воскресный день прошел как-то суетливо, в делах и делишках. Сыновья с утра разбежались по своим делам, предупредили, что будут поздно. Муж, проспав до обеда, встал как обычно хмурый, неразговорчивый, позавтракал, улегся было телевизор смотреть, да недолго ему довелось полежать: позвонила его старшая сестра, что живет в их городе, но в частном деревянном доме, попросила помочь дрова нарубить. Сын взрослый живет в Питере, она одна кантуется в своей хибарке, что давно под снос предназначена, да все никак не снесут. Вот Полинка, так сестру зовут, все надеется до последнего каждое лето, что уж не придется ей более зимовать - мерзнуть в своей засыпушке, да потом все же и заготавливает дрова. Валентин тут же оделся и молча ушел сестре дрова рубить. Он вообще-то безотказный. Всем, кроме Вари. И осталась Варя на полдня одна.
                Ах, как она любит остаться иногда дома в одиночестве. Красота! Свобода. Хочешь пой, хочешь пляши, хочешь спи – никто слова тебе не скажет. Нет, плясать и спать она, конечно, не стала, она с песнями за дела взялась. Так с песнями  обед сготовила, белье перестирала (в машине, естественно), уборку капитальную сделала, цветы полила и села телевизор смотреть с чистой совестью – имеет право, все же выходной день.
               Было довольно поздно, половина десятого вечера, когда раздался телефонный звонок.
               - Здрасти, - сказал ей незнакомый мужской голос.
               - Здрасти, - ответила Варя.
               - Это Виталий. Муж Нины Захаровны.
               - Ой! – удивилась Варя, так как никогда раньше ей Виталий не звонил, только сама Нина Захаровна, - Не узнала, богатым будете. Что-то с Ниной?
               - Нина ушла. Меня на ключ закрыла. Выручай, соседка, а?
               - А... как? Что случилось?
                - Трубы горят, не могу. У меня сейчас такое состояние, что если не опохмелюсь, помру. Слышала про такие случаи? Точно помру. Вот крест истинный, помру.
                - А я что могу сделать? Может, скорую вызвать?
                - Ты сама за скорую помощь будешь. Ты выдь за дом, под балкон наш встань, я тебе спущу на веревке пакет, в нем деньги. Купи мне чекушечку, а лучше ноль-пять. Любую. Прошу тебя как человека. Варвара, ты же хорошая женщина, не дай погибнуть человеку. А Нинка не узнает никогда, клянусь. Никто не узнает! А я тебе такой благодарный буду, ты даже не представляешь какой.
                - Нет, - сказала Варя, - извини меня, Виталий, но я так не могу поступить. Мне Нину жалко. Да и нехорошо это. Прости. – И Варя положила трубку.
                Звонок повторился почти сразу, в чем Варя не сомневалась. Знала она ту упертость и целеустремленность, что свойственна алкоголикам, когда речь идет о спиртном. Особенно, если трубы горят. Тут самый робкий и несмелый алкоголик становился тверже алмаза, крепче стали.
                - Прощай, Варвара, - тихо и спокойно сказал ей Виталий, - будь счастлива.
                - В каком смысле? – не поняла Варя.
                - В самом широком смысле этих слов: будь счастлива.
                - Спасибо, конечно. А почему «прощай»?
                - Потому что пришел мой смертный час. Я вот чего решил: чего мне мучиться, Нинку терпеть с ее вечным занудством, трубы эти горящие, жизнь свою непутевую и вообще. Короче: прыгаю я. Шестой этаж, так что наверняка. Без вариантов. Ты это, Нинке моей скажи, что ... в общем, любил я ее, как мог, пусть она меня плохим не поминает. Все же Валерку я ей соорудил, вон какой парень вымахал, слава богу, что не в меня. Двадцать лет из жизни не выкинешь. Так что пусть особо меня не ругает, поминает, когда положено, на могилку иной раз захаживает. И ты меня помни, Варвара. Что жил такой Виталий, мужик непутевый, но и не совсем уж дерьмо. И мог бы жить и дальше, между прочим, если бы ты, Варвара, руку помощи в трудную минуту протянула, если бы ты...
                - Я иду под ваш балкон. Спускай свой пакет, Виталий.
                - Ага. Так ты это... Лучше ноль-пять. Хорошо? А Нинке я ни-ни. Могила!
                Вот так вот и случилось, что Варя своими собственными руками подала тайком от Нины Захаровны бутылку водки ее мужу-алкоголику. Но самое ужасное то, что Виталий, вытянув в темноте пакет на свой балкон, увидев там заветную бутылку, к которой был приложен чек и сдача, на радостях крикнул Варе «спасибо, а это тебе за труды» и кинул ей скомканную сотку. Ну не оставлять же денежку лежать в траве. В общем, Варя взяла сотку. Она чувствовала себя, наверное, так, как чувствовал себя Иуда, продавший Христа за тридцать сребренников. Погано себя чувствовала Варя.
                Ночью ей снилась Нина Захаровна, которая гналась за Варей, чтобы ее задушить собственными руками. Варя убежала от Нины Захаровны во сне. А вот куда убежишь от угрызений собственной совести?


                Глава 12. Варя и Шишок.

                В следующую субботу с утра Варя поехала в гости в деревню к своей тете Рае. Тетя Рая – самая любимая Варина родственница. Разумеется, Варя никогда не объявляла и не объявит во всеуслышание: из всех своих родственников больше всех люблю тетю Раю. Каково такое слышать остальным? Но сама точно знает: самая любимая – тетя Рая. Тетя Рая всегда спокойна, весела, оптимистично настроена, позитивная и по-житейски мудрая. Самой Варе часто не хватает всех этих качеств, чуть что – начинает расстраиваться, паниковать, переживать, дергаться, может и всплакнуть.  Потому всегда с огромным удовольствием едет в гости к тете Рае. Вот и в эту субботу собралась и поехала. Тем более, сама тетя Рая позвонила, предложила крыжовник собрать, а то уже перезрел, сыпется. Ей самой больше не надо, а крыжовника у нее много – покойный муж обожал эту ягоду, не очень полезную и не очень вкусную на взгляд тети Раи. Если честно, то Варя вполне смогла бы обойтись и без крыжовника, но не упустила такой повод тетку навестить. Прикупила немудреных гостинцев и поехала.
                Тетя Рая встретила ее как всегда солнечно-тепло, радостно-оживленно, как будто к ней долгожданная дорогая гостья явилась. Впрочем, она так всех всегда встречает, потому и любят к ней люди в гости приезжать.
                После обильного вкусного завтрака, с неспешными длинными разговорами, который грозил плавно перетечь в обед, племянница и тетка, переодевшись в старенькие ситцевые халаты, повязав на головы косыночки и одев перчатки (крыжовник дюже колюч), пошли обирать раскидистые кусты. А кустов тех ни мало ни много, а целых десять штук. Четыре из них, правда уже без ягод – один тетя Рая сама обобрала, а три соседи помогли, разумеется, с согласия самой тети.
                - Вот на кой ляд мне столько крыжовника? – смеялась тетя, собирая крупные желтые ягоды, - Все Толян мой, царство ему небесное. Помнишь, как у Антона Павловича в рассказе «Крыжовник» один бедняга-чиновник всю жизнь мечтал крыжовник вырастить, так и Толик мой с ума сходил по этой ягоде. По мне, так вишня или смородина намного ценнее и вкуснее. И чего из него делать не знаю, для компотов и заморозки он не очень подходящ, варенья мне крыжовенного много не надо, а и жалко, если просто на землю осыплется. Так что выручай тетку, забирай.
                Они споро вдвоем собирали ягоды, разговаривали о разном. Тетя Рая, хоть и деревенская тетка, но очень интересная собеседница, как-никак учительница русского языка и литературы. Теперь уже на пенсии несколько лет, этой весной шестьдесят два исполнилось, но еще работает. Работу свою любит, а ее и работа, и коллеги, а самое главное – ученики, не просто любят, а обожают. Муж Толя, с которым прожито душа в душу полжизни, внезапно умер восемь лет назад – тромб оторвался, закупорил легочную артерию. Взрослая дочь Светлана обосновалась в Москве, потому не часто приезжает к матери со своей семьею.
                Погода – чудо: не жарко и не холодно, в самый раз, теплый ветерок овевает, птички чирикают. Вокруг цветов море, до которых охоча тетя Рая, тут и георгины, и цикламены, и яркие разноцветные астры, и пахучие бархотки, и веселая календула. Рядом с Варей самая любимая родственница – тетя Рая улыбается ей. Хорошо на душе у Вари, просто рай земной. Не удержалась Варя, призналась: «Тетя Рая – ты моя самая любимая из всех моих знакомых и родственников. Откуда только ты оптимизм свой черпаешь? У меня так не получается. А так хотелось бы. Подскажи, а?»
                Тетя Рая чуть призадумалась, улыбнулась, плечом пожала: «А пес его знает откуда? Говорят, что совокупность многих и многих факторов влияет на характер и взгляды человека: тут тебе и генетика «виновата» - набор ДНК, хромосом и всякого разного, и воспитание в семье, и степень благополучности общества и страны, где довелось родиться, и состояние здоровья собственного организма и еще бог знает чего. Даже имя влияет на судьбу и характер. Вот назвали бы меня, к примеру, Галина или Мария, и я просто уверена, что тогда я бы мир воспринимала иначе, как Галина или как Мария. Но меня назвали по счастью именно Рая.
                - А в чем же счастье то? – удивилась Варя, - Чем же Рая лучше?
                - Тебе, конечно, известно, что «Ра» -  в древнеегипетской мифологии бог Солнца, царь и отец богов. И у древних русов, от которых и произошли мы, россияне, Ра - имя одного из главных богов. Многие слова с корнем «ра» в начале приобретают положительное значение: разумный, радушный, радетель, радость и другие. "Радовать" означает - Богу давать. "Радуга" - дуга Бога. Кстати, взять такое ругательное слово, как "дурак": "д" – означает делать, "у" - умно, "Ра" — Бог. Получается, что «дурак» - означает "делающий разумно для Бога". А сейчас это слово прибрело извращенный смысл: делаешь разумно для Бога, но не для себя, значит глупый, не разумный человек. Этот пример деградации человеческой морали. Возвращаясь к имени Рая – это имя несет в себе свет, солнце, имеет божественное начало. Так что мне очень повезло с именем. Человек с таким именем просто обречен на счастье и радость.
                - Как интересно! – удивляется Варя, - Надо же! А я и не знала.
                Вечером они неспешно и с удовольствием пьют чай на веранде при свете торшера. Тихо. Хорошо на душе у Вари. Солнышко уже закатилось. Сумерки, но еще не густые. Время от времени в оконное стекло бьются то ночные бабочки, то какие-то жуки и крупные насекомые, летящие на свет. Громко стрекочут в саду кузнечики.
                - Ну, Варюша, пора и нам спать отправляться. Ты утренним автобусом поедешь домой или обеденным?
                - Утренним, теть Рай. Дома тоже дел полно – и постирать надо, и уборку сделать. Да и с собранным крыжовником разобраться надо.
                - Понимаю, - кивает тетя Рая, - у нас, женщин, домашние дела никогда не кончаются. Что ж, тогда пошли укладываться.
                Они устраиваются на ночлег в доме – Варя на диване, тетя Рая на кровати у печи. Дома газовое отопление, но печь оставлена. «Для уюта и на всякий газовый кризис», - смеется тетя Рая. Варя уже начинает проваливаться  в сон, как вдруг слышит стук у печи.
                - Теть Рай, ты мне стучишь что ли? Чего?
                - Да это не я, - сонным голосом отзывается тетя Рая, - Это Шишок хулиганит. Ты спи, не слушай.
                - Кто хулиганит? – не поняла Варя.
                - Шишок. Домовой здешний.
                - Кто?!
                - Хозяин дома. Ты думала, что я здесь хозяйка? Как бы не так. Я здесь, можно сказать, квартирантка. А хозяин здесь Шишок. И мне с ним веселее. Особенно зимою, когда вечера длинные.  Он мне и посоветует иной раз чего и выслушает меня. Спи. Завтра расскажу.
                Но Варя уже сидит на диване. От сна и следа не осталось. Какой там сон, если тут такие дела.
                - Теть Рай, сейчас расскажи. Я же не засну теперь. Это как ты с ним беседуешь?
                Тетя Рая тоже приподнимается,
                - Да тут особо и говорить нечего. Я его, конечно, не видала никогда, да это и не к чему. Живет себе и пусть живет. Мы друг другу не мешаем. У каждого свои дела. Ну, иной раз он и недовольство может свое выразить, если чего сделаю, что ему не по нраву. Может, к примеру, тарелку с супом скинуть на пол или горшок цветочный разбить. Приходится его иногда и задабривать – то конфету ему за печь подкину, то пряник. Он сластена, как ребенок. Но зато когда в трудном деле требуется дельный совет, то я ему вопрос задам, а он мне и ответит: нечетное количество стуков означает «да», два или большее четное число стуков – «нет». Вот и все наше общение. Ты его не бойся. Он худого тебе не сделает. Давай уже спать, Варюша.
                - Теть Рай, а мне он ответит, а?
                - А вот этого я не знаю. Это как ты ему покажешься. Захочет – ответит, а не захочет – не заставишь.
                - Теть Рай, давай я на кровати лягу, а ты на диване. Ладно?
                - Ладно, - смеется тетя Рая, - иди, побеседуй с моим Шишком. Знаю, что не обидишь его. Но если он с тобою разговаривать не захочет, тоже не обижайся.
                Они меняются местами, и Варя слышит, как со стороны дивана почти сразу раздается тихое мерное дыхание: тетя Рая крепко спит, повернувшись к ней спиной. Варя еще долго лежит в темноте с распахнутыми глазами. В небольшое оконце глядит большая круглая луна. На тканных дорожках лежат четкие неоновые ромбы. Тишина. Только приглушенный стрекот за окном. Варя гладит ладошкой шершавый белый бок печки. Потом тихо стучит в печку  и шепотом говорит, почти касаясь губами печи: «Шишок, здравствуй. Это я, Варя Коклюшкина, племянница тети Раи. Скажи мне, пожалуйста, хороший акт составит комиссия, что приедет проверять мою работу через две недели из Москвы?»
                - Тут-тук-тук – отчетливо слышно в ответ из печного нутра.
                Три раза, нечетное количество, значит, «да». Хороший будет акт. Варя тихонько хихикает от радости и даже ладони потирает.
                - Спасибо, Шишок!  А скажи мне, я буду когда-нибудь счастлива?
                - Тук-тук-тук.
                Радости Вари нет предела. Она будет счастлива! Может быть, она уже и сейчас счастлива, только еще не знает об этом.
                - Шишочек, а скажи, мой младшенький, мой сынок Максим вытянет в следующем году школу на медаль?
                - Тук-тук-тук.
                - Ой, хорошо бы! И в университет на бюджет поступит, как задумал?
                - Ту-тук-тук.
                - А Валентин не сорвется? В запой снова не ударится? А то он что-то в последнее время такой мрачный ходит.
                - Тук-тук-тук-тук.
                - Спасибо, Шишок! Порадовал, так порадовал. А скажи мне, пожалуйста, я буду когда-нибудь богата? Чтобы денег было у меня много-много, премного!
                - – выдает печь такую автоматную очередь, что тут немыслимо и стуки все перечесть. Варя аж подпрыгивает на кровати от неожиданности. Похоже, она реально разозлила Шишка. Как бы он сейчас не начал крушить цветочные горшки, да тарелки в буфете.
                Варя в испуге подхватывает подушку и одеяло и пулей вылетает на веранду. Она устраивается на небольшом диванчике, лежит там долго, чутко прислушиваясь к звукам в комнате. Там тихо. Похоже, Шишок успокоился. Ну и ладно, и хорошо. Она еще долго не может уснуть. Все думает: чем это она так рассердила домового? Ясное дело, своим вопросом про богатство. И что плохого в этом вопросе? Время сейчас такое, что без денег никуда. Хотя, тут подумать еще надо. Слово «богатство» произошло, должно быть, от слова Бог. Быть богатым – иметь в душе много Бога. А сейчас быть богатым – иметь много денежных знаков и разной недвижимости. А как можно сопоставить одно с другим? Это же совершенно несопоставимо. Глупость сморозила Варя, задав столь несуразный вопрос с точки зрения Шишка: «Когда я буду богатой, чтобы денег у меня было много-много?» Вот он и осерчал на нее.
                Варя вздохнула. Надо будет завтра с утра подкинуть за печку десятка два конфет пошоколоднее и пряников побольше. Тут одной конфеткой не обойтись, пожалуй.
Она еще раз вздохнула. Еще раз прислушалась к звукам в комнате. Тихо. Ну и славно.
                И Варя крепко заснула.


                Глава 13. Ах, Париж...

                Есть у Вари заветная мечта. Впрочем, покажите человека, у которого нет мечты. Таких нет. И это правильно. Как давно пела Варя в школьном хоре: «Мечтать! Надо мечтать детям орлиного племени. Есть сила и воля у нас чтобы стать героями нашего времени». Героем нашего времени Варя стать не хочет, она просто мечтает когда-нибудь побывать в Париже.
                Ах, Париж, Париж! Город городов. Он манит к себе, чарует, завораживает Варю своей таинственностью, недостижимостью, своей невероятностью. Она знает, что никогда-никогда ей не суждено там оказаться, тем слаще ее мечта, тем она удивительнее и прекраснее. Варя не уподобляется лисе из басни дедушки Крылова: виноград не вкусный, раз его мне не достать. Варя как раз напротив свою мечту довела до высшей степени нереальной красоты и прелести. Она прочла, должно быть, все, что касается ее заочно любимого города, начиная от описания Парижа в романах Оноре-де-Бальзака и Андре Моруа до современного двухтомного бестселлера Бориса Носика «Прогулки по Парижу с Борисом Носиком». Она старается не пропускать все телепередачи, касающиеся Парижа. Прочла о нем все, что нашла в Интернете. У нее есть наборы открыток с видами Парижа и красочный фотоальбом о нем. Имеется большая подборка статей. Все это она время от времени перебирает, перечитывает и мечтает, мечтает о том, что когда-нибудь каким-нибудь невероятным волшебным образом...
                О, Париж, Париж!..
                Говорят, мечты имеют особенность иногда сбываться. Как знать, как знать. А вдруг?.. В жизни иной раз случаются удивительные вещи и события. А пока Варя отчаянно мечтает о Париже. И чем унылее и серее случаются жизненные периоды, тем ярче Варина мечта.
                «Увидеть Париж и умереть!» Варин вариант звучит так: «Увидеть Париж и жить после этого долго и счастливо». Зачем умирать? Нет, она не согласная. Сейчас она мечтает о Париже, а потом бы жила прекрасными воспоминаниями о посещении этого удивительного города. А то, что воспоминания эти будут прекрасными, Варя не сомневается.
                А тут такое случилось.
                За две недели до празднования Дня города в местной газете была проведена викторина. Надо было ответить на ряд вопросов, касающихся разных стран и городов мира. Варя честно ответила на все вопросы всех трех туров, отправив ответы по указанному адресу. Ответила и забыла. И вдруг... Вдруг в один действительно прекрасный день ей позвонили и сказали, что она вышла в финал конкурса, а сам финал будет разыгрываться на центральной площади, где ежегодно происходит празднование Дня города.
Короче говоря, отправилась Варя на розыгрыш финала, прихватив с собою паспорт, как было ей сказано. И что вы думаете?.. Действительно финал, в который вышла она, Варя, и ее соперник – вчерашний школьник, а ныне абитуриент некто Ваня Сафатов – худенький парнишечка в очках. И всего-то надо прилюдно ответить на пять вопросов про... вот угадайте, что что? Да, вы угадали, именно про Париж. Почему про Париж? Да потому что приз победителю – поездка в этот самый Париж. Самая настоящая поездка на пять дней в самый настоящий Париж! А вы говорите: чудес не бывает. Еще как бывают. Только очень редко. И вот случился тот самый редчайший случай. У Вари внутри все как-то похолодело и потеплело одновременно. Она сразу поняла – то провидение судьбы и поездка в Париж у нее в кармане. Все именно для того и организовалось, чтобы она поехала в Париж.
                Ах, Париж, Париж!
                ...Варя уже чувствовала запах Парижа, слышала шум Сены, перед нею проплывал собор Парижской Богоматери, Мулен Руж, Елисейские поля, площадь Пигаль, картина Моны Лизы в Лувре. И верным знаком ее победы она расценила то, что ведущий финала был один в один доктор Ватсон.
                Итак, розыгрыш финала начался.
                - Вопрос вам, Варвара Дмитриевна, - громогласно в микрофон, чтобы было слышно всем присутствующим, сказал доктор Ватсон, - Когда и кем был основан Париж?
                - Париж был основан приблизительно в третьем веке до нашей эры племенем кельтских галлов, - мгновенно отреагировала Варя. Она была сама спокойствие. А чего ей волноваться: поездка у нее практически в кармане.
                -  Правильно, Варвара Дмитриевна. Вопрос вам, Иван. Когда состоялось открытие Эйфелевой башни?
                - Построена Эйфелева башня была в рекордно короткие сроки, всего за двадцать шесть месяцев. Торжественное открытие состоялось тридцать первого марта 1889 года и  было приурочено к открытию Всемирной Выставки в Париже. Башня должен был выглядеть как входная арка на пути к павильонам, - подробно по-школьному ответил Иван.
                - И это тоже правильный ответ! Вопрос номер два: на каком острове в Париже расположен собор Парижской Богоматери? Отвечайте, Варвара Дмитриевна.
           - Собор Парижской Богоматери или собор Нотр-Дам-де-Пари расположен в историческом центе Париже – на острове Сите.
           - Верно! Вопрос вам, Иван: что такое Триумфальная арка?
           - В 1805 году победив  в Аустерлицком сражении, Наполеон Бонапарт в честь победы своей великой армии, решил воздвигнуть Триумфальную арку. По проекту Жана Франсуа Шальгрена строительство монумента началось в 1806 году и продолжалось тридцать лет. Наполеону Бонапарту  не суждено было увидеть Триумфальную арку Парижа, так как ее строительство закончилось в 1836 году, когда императора уже не было в живых. Триумфальная арка Парижа является самой большой в мире, её высота почти пятьдесят метров.
            - О! Весьма подробный ответ, достойный похвалы. Браво, молодой человек! Вопрос три для Варвары Дмитриевны: в честь какой певицы названа площадь на Монмарте?
            - В честь французской певицы итальянского происхождения Далиды, - с ходу ответила Варя. Кто же этого не знает? Элементарно, Ватсон.
                - Что такое Сакре-Кёр? – задает вопрос ведущий Ване.
                - Базилика Сакре-Кёр – это католический храм в Париже, построенный в начале двадцатого века по проекту архитектора Абади и расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке Парижа, – четко полным ответом отвечает Ваня, и Варя смотрит на него с уважением. Молодец, Ваня. Все же зря мы зачастую ругаем молодежь, дескать, и глупые они, и кругозор у них узкий, и знаний мало. Вот Ваня – вчерашний школьник, умница и эрудит. Видно, что нацелен на успешную жизнь, на достижение целей, одна из которых - посетить Париж. И ведь чувствуется, что не из обеспеченной семьи, вон и джинсы простоваты и из рубашечки уже вырос. Самостоятельный. Молодец.
                - Следующий вопрос вам, Варвара Дмитриевна: в устье каких рек расположен Париж?
                - Париж расположен в устье рек Марны и Уазы, - отрапортовала Варя без запинки. Элементарно, Ватсон.
                - Что ж. Это верный ответ. Теперь вы ответьте, Иван: каково население Парижа? Имеется в виду численность жителей.
                - Население Франции достигает шестьдесят четыре миллиона человек, в самом Париже живет более двух миллионов человек, из них более триста тысяч составляют иностранцы.
                - Полный, а главное, правильный ответ. Браво нашим конкурсантам, - и ведущий энергично хлопает, за ним хлопают все остальные. Варя улыбается, Ваня нервно сжимает пальцы, видно, что он очень волнуется: лицо покрылось красными пятнами, на лбу испарина.
                - И последний, пятый вопрос. Сначала отвечает Варвара Дмитриевна, по старшинству. Итак: какое отношение к Парижу имеет всем известная статуя Свободы в США?
                - Американская статуя Свободы в Нью-Йорке родом из Парижа, а ее создателем был сам господин Эйфель. Статую Свободы в 1885 году Франция преподнесла Соединенным Штатам в качестве подарка по случаю столетней годовщины подписания Декларации Независимости США.
                - Брависсимо! – пышные усы ведущего торжественно топорщатся, как будто это он сам ответил так подробно и правильно, - Теперь вы, Иван: каково было первоначальное предназначение Лувра?
                Ваня растерялся, сделал длинную паузу, потом неуверенно сказал: «Лувр – один из самых больших художественных музеев мира. Он также еще и самый старый из всех существующих музеев. По занимаемой площади Лувр – третий музей в мире, его площадь составляет более ста шестидесяти тысяч квадратных метров».
                - Верно, - ответил ведущий, - но вы не ответили на мой вопрос: каково первоначальное предназначение Лувра? ...Ответа нет? Ответьте вы, Варвара Дмитриевна.
                Варя тоже сделал длинную паузу, потом выдавила из себя: «Первоначально Лувр был замком-крепостью, потом он стал королевским дворцом. Но затем королевской резиденцией становится Версаль, и о Лувре на долгое время забывают. Лишь в восемнадцатом веке Лувр становится музеем».
                - Совершенно верно! Итак, подводим итог: из пяти предложенных ответов каждому из двух конкурсантов Варвара Дмитриевна ответила правильно на все пять, а Иван Сафатов ответил верно на четыре из пяти. Победа и приз присуждаются нашему победителю, а именно...
                - Минуточку, - сказала Варя, - извините, но Ваня в целом ответил на последний вопрос, просто не совсем точно. Задайте нам с Ваней еще по одному  вопросу. Чтобы не было сомнений ни у кого.
                - Еще вопрос? – удивился ведущий, - Собственно, вопросы кончились, но раз вы просите, то я, пожалуй, задам еще один вопрос. Чисто формально. Итак, вопрос: назовите город, который является столицей Франции. Ответьте нам, о Варвара сомневающаяся! – Вокруг послышался смех, шутки.
            Ах, Париж, Париж!.. Великая Варина мечта. Сбывающееся несбыточное.  Она взглянула на Ваню. Лицо Ванино как-то померкло, как будто лампочку внутри выкрутили почти до отказа, только слабый фитилек еле тлеет. Только глаза еще на что-то надеются, до последнего, до конца, когда уже и надежды не осталось.
                - Столица Франции – город Барселона, - твердо сказала Варя.
                Мгновенно наступила тишина. Про такую говорят: мертвая тишина. Как будто еще бывает живая тишина, полуживая. Может быть, еще и реанимированная или тишина в состоянии комы?
                На мгновение опешивший ведущий неуверенно улыбнулся:
                - ...Простите, Варвара Дмитриевна. Вы уверены в том, что сказали сейчас? Повторите, пожалуйста: столица Франции – город... Только не волнуйтесь.
                - А чего мне волноваться? – удивилась Варя, - Я то уж точно знаю, что столица Франции – город Барселона. Барселона! Кто же этого не знает?
                ... Варя шла домой. На душе было грустно и светло. В голове все крутилась пушкинская строка: «Мне грустно и легко, печаль моя светла». Варина мечта пролетела как фанера над Парижем. Вернее, она просто пролетела и очень далеко от Парижа.
                Ах, Париж, Париж...
                А счастье было так близко, так возможно. Но Варя никогда бы не смогла забыть Ванины глаза, в которых было столько отчаянной надежды. И она никогда не забудет той всеобъемлющей радости, что хлынули из этих глаз, когда ведущий объявил: «Победителем конкурса объявляется Иван Сафатов, который награждается пятидневной поездкой в Париж!»
                Варя вздохнула. А потом подумала: ну съездила бы она в этот Париж и что дальше? А дальше то, что лишилась бы она своей прекрасной заветной мечты. Грустно потерять заветную мечту. И скорее всего Париж бы ее жестоко разочаровал. Уж слишком она его обожествила в своих мечтах, возвела на недосягаемый Олимп, поставила на золотой пьедестал. А там вдруг дождь, серое небо, таракан в гостиничном номере, грубый таможенник, ржавчина на Эйфелевой башне, прокисший йогурт в супермаркете. Вот как потом с этим жить, а?  «Разбилась о рифы мечта-каравелла»... Нет, уж лучше путь все останется как есть.
                Ну, а самое главное то, что Ванина мечта осуществилась. Мечты должны осуществляться в юности и молодости, когда глаза, сердце и душа еще свежи, горячи и распахнуты для счастья.
                Варя рассмеялась. Грусть ушла совсем, остались в душе только свет и радость.


                Глава 14. Варя удивляется.

                Варя часто удивляется. Правда, удивление ее разного рода. Вот смотрит, к примеру, рекламу по телевизору и удивляется: если верить рекламе, то стоит молодому человеку пожевать определенную жевательную резинку, и все девушки немедленно кинутся бурно и горячо его целовать. Она пыталась представить такое в реале: сунул парень в рот жвачку, и  сидящая рядом незнакомая девушка тут же метнулась к нему, чтобы намертво прильнуть губами к его губам. Парень, должно быть, в ужасе шарахнется от такой сумасшедшей. Или такая реклама: ходит по улицам девушка приятной наружности с бутылкой моющего средства «Ласка. Магия белого» и всем объясняет почему у нее такое белоснежное платье, хоть оно у нее и не новое: «Потому что я стираю «Лаской для белого». Вот если Варя оденет белое платье, возьмет с собою «Ласку» и пойдет всем подряд объяснять почему платье у нее белое, то как к ней отнесутся люди? Люди будут от нее пугливо сторониться, и никто не усомнится в ее ненормальности.
                Или вот такое удивление: почему стало так много непонятных слов? Живем в России, а как будто наполовину за границей. Что такое, например, креативный? Или такие слова, как саммит, блоггер, инновации, скриншот, лизинг? Варя не знает. Гламур – теперь более-менее понятно, это когда не очень умные девчонки и молодящиеся тети одеваются вычурно, ведут себя манерно и думают, что они пупы земли. Варя долгое время была уверена, что ресепшионистки – это те, кто выписывают рецепты в поликлиниках. 14 мая, например, отмечается День фрилансера. А кто такой фрилансер Варя не знает, не ведает даже приблизительно. Спросила вчера сына, услышав очередное непонятное слово: «Максим, а что такое трейсер?» Сын мгновенно ответил: «Трейсер – человек, занимающийся паркуром». Ага. Ну вот, теперь более-менее понятно: трейсер – это человек, часто гуляющий в парках. Ну, или человек, организовывающий парковку машин. Или организовывающий парковку машин в парках. В общем, где-то так примерно. Спрашивается: зачем надо использовать непонятные чужие слова, если свой родной язык – великий и могучий? И очень-очень богатый, тонкий и точный. Просто удивительно.
                Недавно Варе тоже довелось приятно удивиться. Праздновали  недавно день рождения младшего сына. Сначала отпраздновали в узком семейном кругу. А на следующий день, по желанию сына, пришли в гости его друзья и одноклассники, те, кто летом не разъехались. Варя, как и было уговорено, на стол накрыла, все приготовила, дала сыну несколько указаний касательно подачи блюд, и когда все уже собрались, ушла из дома, чтобы не мешать молодежи веселиться.  Перед уходом она еще возилась на кухне, что-то доделывала, в комнате уже шло веселье, гремела современная, маловразумительная на Варин взгляд музыка, как вдруг кто-то музыку выключил и раздался призыв: «Людка, спой!». Варя была уже на пороге, она за этот порог и зацепилась каблуком, когда услышала, что именно запела Людка. Чистый девичий голос пел: «Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею, единственной зову. Спроси-переспроси меня, милее нет земли, меня здесь русским именем впервые нарекли». И пела Люда так хорошо, чисто, душевно, без ерничания и иронии. Варя шла по улице и думала: зря мы ругаем молодежь, хорошая она у нас, только трудно им сейчас очень. Время такое путанное, непонятное, все дезориентировано, все с ног на голову перевернуто, не то, что в Варино детство, когда все было ясно-понятно: это – хорошо, это – плохо, а вот это – никуда не годится.
                Или вот какое удивление приключилось с Варей не далее, как сегодня. Зашла она после работы на почту, пенсию за отца получить по доверенности. Старый он стал, тяжко ему дойти до почты и обратно и тем более в очереди стоять. А очередь приличная, время пик, люди как раз с работы вышли. Стоит Варя, от делать нечего к людям присматривается. Интересно иногда за людьми понаблюдать исподтишка, ненавязчиво. Вот женщина молодая все время свою дочку малышку одергивает: стой, не вертишь, не крутись, не тронь, не проси, не канючь. Это где видано, чтобы малышка лет трех стояла полчаса по стойке смирно, не вертелась, не крутилась, не просила, не трогала? Разве что в конец больная и обессиленная. Радоваться маме надо, что девочка такая энергичная, да здоровенькая, а не ворчать. Вон парнишечка в наушниках стоит уставившись в экран телефона, палец так и летает по кнопкам. Из тех, кто весь или в виртуале, или в «контакте» или еще где, только не здесь, не в реальном мире. Вот старушка стоит перед нею, сразу видно, что деревенская обыкновенная бабулька. Видно, приехала к детям в город погостить, с внучатами понянчиться. Но вот подошла очередь бабулькина, и она говорит работнице почты, что за окошком: «Вы факс можете отправить в Украину? Вот такой по этому адресу, что наверху указан?» - и протягивает листок, та кивает, отправим, мол, не вопрос. И отправляет, листок возвращает бабульке. А та: «И дайте мне, пожалуйста, три конверта почтовых, чтобы в Украину письма написать. Вес писем небольшой, каждое письмецо – один лист формата А - четыре». Получает три конверта с наклеенными марками и опять: «И почтовый перевод в Украину, будьте любезны, вот бланк заполненный. Только срочным переводом. А скажите, могу я от вас письмо электронное отправить в Украину дочери, если на флэшке его наберу дома? Могу? Вот хорошо, а то боюсь, что сама не справлюсь, напутаю чего с этими электронными адресами. Стара стала, бестолковая. Так я завтра принесу флэшку, да? Вот спасибочки, милая».
                Варя шла домой в полной растерянности. Бабульки деревенские с флэшек письма электронные отправляют, факсы. А вот у Вари с этим туго: компьютера она побаивается, хоть и работает за ним целыми днями – документы готовит, а тот ее открыто презирает, в сотовом своем Варя еле научилась СМСки отправлять.
                До чего дошел прогресс, а? До невиданных чудес! Удивительно. И это за каких-нибудь два десятилетия. А что дальше будет? Страшно подумать.
                Ну как тут не удивляться?