Книги. август-2, 2013. пост 14

Неравнодушный Обыватель
Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия





Об «охотниках, которые никому не нужны», «революции Гайдара»
и грехе самолюбования…



Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях - пирог с казённой начинкою.
М. Салтыков-Щедрин

В России знатен тот, с кем я говорю, и пока я с ним говорю.
Павел I, император России

В ткани, из которой соткана любая власть, есть швы, через которые лезут вши.
Ю. Мисима

Я с огромным удовольствием рад в очередной раз рассказать вам в блоге Неравнодушно-го Обывателя о книжных новинках. Сегодня я подготовил информацию об очень интернацио-нальной компании писателей – от Венгрии до Грузии и от Польши до Израиля и Новой Зеландии. Но по традиции несколько слов о своих обывательских размышлениях. Современный немецкий философ Петер Слотердайк недавно в журнале Esquire сравнил футболистов с порноактрисами, а Бекхэма назвал гермафродитом. По мнению Слотердайка, футбольная игра - это проявление атавизма, своего рода антропологический эксперимент. Вот уже несколько тысяч лет мужчины пытаются найти ответ на вопрос: «Что делать с охотниками, которые никому больше не нужны?» Сползание этих псевдоохотников в модельный бизнес и самокрасование (Бекхэм) – это единственно возможный путь развития этой игры. Да и вообще – это уже я рассуждаю – охотников сейчас нужно всё меньше и меньше, и потребность в них совершенно не равна количеству мужчин. Как следствие, мужецентричная цивилизация исключительное значение придаёт поиску сфер деятельности, где несостоявшиеся охотники могли бы показать свою состоятельность – от квадроциклов и огромных выловленных щук до горных лыж, сексуальной неразборчивости, философии успеха и патриархата. Всё, где человек может показать результат – выраженный хоть в секундах, хоть в сантиметрах, штуках или долларах, признаётся исключительной мужской областью – и не просто мужской, а охотничьим ареалом. Мужской шовинизм не знает пределов – хотя безэмоциональный самоанализ неизбежно приводит нас к тезису об «охотниках, которые никому не нужны».
А теперь, после окололитературных новостей, к новинкам.

NFN1. 4 августа 154 года назад родился великий норвежский писатель Кнут Гамсун (Педерсон). Подлинная гениальность сочеталась в нём с неоднозначными взглядами на проблему нацизма, которые до сих пор служат водоразделом между его поклонниками и хулителями.
NFN2. 7 августа на полках книжных магазинов появился документальный роман Евгении Письменной «Система Кудрина» - о главном экономисте путинской России, остающийся таковым и сейчас, даже после ухода с официальных постов.
NFN3. 8 августа, 5 лет назад, в зловещую дату 08.08.08 началась война России с Грузией. Добились ли воюющие страны желаемого в результате противостояния, рассудят историки – а о взгляде грузинского обывателя можно прочитать в романе Зазы Бурчуладзе «Adibas».


Незадолго до смерти Чехов сказал своему издателю: пройдёт три-пять лет, и никто не будет читать моих книг. И получил ответ: нет, я думаю, что будут читать долго - еще десять, пятнадцать лет.
Л. Улицкая, «Священный мусор»

Ничто так не мостит дорогу тирании, как  культурная самокастрация.
Когда начинают потом рубить головы - это даже логично.
И. Бродский

Книга 1. Михай Чиксентмихайи, «Поток»
Для чего. Чтобы научиться контролировать сознание и управлять судьбой.
О том, кто. Михай Чиксентмихайи (1934) – всемирно известный профессор психологии, получивший признание за разработанную им и в течение нескольких десятилетий тестируемую идею «потока» - особого состояния единения с деятельностью и ситуацией, вбирающую в себя множество тем – счастья, креативности, субъективного благополучия и т.д. Он - один из наиболее широко цитируемых психологов современности в областях, относящихся к психологии и бизнесу. Список публикаций Михая Ч. огромен, помимо сугубо научных он издал несколько научно-популярных бестселлеров, одним из которых является предлагаемый «Поток». Родился в Трансильвании (ныне Румыния), по происхождению – венгр, проживает в США.
И ещё. Сам Чиксентмихайи демонстрирует чувство юмора, предлагая произносить свою фамилию как «чикс сенд ми хай» (chicks send me high) - «девчонки вызывают у меня кайф».
О чём. В работе описывается, в том числе и на примере реальных людей, некое состояние – получившее наименование «поток». Чем-то оно напоминает дзэн - состояние полного вовлечения в осуществляемую деятельность и растворения в ней. Состояние потока в этом смысле становится оптимальным состоянием внутренней мотивации, при которой человек полностью включён в то, что он делает, порой не замечая в это время ничего, кроме чувства свободы, радости, абсолютного удовлетворения и мастерства. По-простому это можно выразить так (меня поймут те, кто испытывал это состояние) – ты каждой клеточкой своего существа осознаёшь, что ТЫ НЕРЕАЛЬНО КРУТ! Некоторые потребности при этом, в том числе и базовые, обычно игнорируются - человек забывает о времени, голоде, социальной роли и т.д. Это состояние не вызывается алкоголем, наркотиками или другими психотропными веществами – это исключительно следствие соединения внимания, мотивации и ситуации – когда ты занимаешься любимым делом.
Кто. Множество реальных людей – сварщик, отшельница, художник, жертва аварии.
Как. Книжка очень классная – в ней много и известных вещей, и совершенно новых и ори-гинальных, но теперь они представляют собой стройную непротиворечивую теорию, доведённую в разработке до блок-схем по практической реализации её в жизни. В общем, если хотите достичь внутренней гармонии – нет ничего невозможного, и книга «Поток» - отличный повод начать этому учиться. Несмотря на то, что я не был до этого знаком с учением о «потоке», я довольно часто ощущаю это состояние – например в то время, когда пишу эти строки – забывая о работе, делах и о том, что на утро к завтраку не куплено молоко.
Цитата. «Как писал историк Ле Рой Ладури, в тринадцатом веке во французских деревнях - которые были на то время одними из наиболее развитых в мире - любимым занятием жителей на досуге было вычёсывание вшей из волос друг друга. Сейчас, конечно же, у нас есть телевидение».
Что, кроме. «В поисках потока».
На сколько. 6 баллов.


Дружба не зарождается ни в нужде, ни в беде. Те «трудные» условия жизни, которые, как говорят нам
сказки художественной литературы, являются обязательным условием возникновения дружбы, просто
недостаточно трудны. Если беда и нужда сплотили, родили дружбу людей - значит, это нужда не
крайняя и беда не большая. Горе недостаточно остро и глубоко, если можно разделить его с друзьями.
В. Шаламов, «Сухим пайком»

Книга 2. Марек Эдельман, «Бог спит»
Для чего. Быть и оставаться атеистом даже в самые страшные времена, будучи при этом порядочнее и святее самого искренне верующего – это не оксюморон. Это жизнь Марека Эдель-мана.
О том, кто. Марек Эдельман (1919-2009) – еврейский и польский общественный деятель. Во время Второй Мировой войны вступил в Бунд. В 1942 был одним из основателей ;.O.B. (Еврейской боевой организации). Был участником восстания против фашистов в Варшавском гетто в 1943 году и вторым (и последним) руководителем этого восстания. Он принимал также участие в Варшавском восстании 1944 года. После войны Марек Эдельман остался в Польше, работал кардиологом, женился, у него родились двое детей. Он не уехал из Польши даже после государственных антисемитских гонений 1968 года и даже после того, когда его жена уехала с обоими детьми - потому что он не признавал за правительством Польши права указывать, где ему жить. Всю послевоенную историю до «Солидарности» и дальше он играл в общественной жизни Польши очень существенную роль, в какой-то момент превратившись в «совесть нации» и символ несгибаемости человеческого духа.
И ещё. Марек Эдельман родился в Гомеле и умер в Варшаве. Он не покинул Польшу даже в страшные антисемитские времена. Он скептически относился к государству Израиль. Однако я зачислил его в еврейские писатели. Вместо объяснения этому процитирую самого Эдельмана: «Здесь похоронен мой народ. Я остался потому, что я – хранитель еврейских могил». 
Когда и где. Период Второй Мировой войны и позднее. Варшава.
О чём. Эта книга представляет из себя полную запись бесед с Мареком Эдельманом: их провели польские журналисты Кшиштоф Бурнетко и Витольд Бересь незадолго до его смерти. На русском языке она выходит впервые. Он отвечает на вопросы, касающиеся выживанию евреев в Варшавском гетто, касающиеся операций на сердце, судьбы дочери погибшего друга, выжившей в Холокост и покончившей с собой в благополучной Америке, послевоенной Польши. Он рассказывает о жутких вещах – о том, что это такое – нести ответственность за верящих в тебя людей, каково это – убивать предателей, подносить яд обречённым, не обольщать надеждой смертельно больных, отдавать свой «талон на жизнь» (свидетельство о том, что ты способен работать на немцев) другому, а главное – как при этом не сойти с ума, не потерять веру в себя, не озвереть, не оскотиниться, каким образом можно сохранить человеческие качества в таком аду, и – это самое невероятное – не начать молиться, хватаясь за соломинки высших сил, не начать лелеять собственное моральное превосходство и, без намёка на пафос, словно это совершенно естественно, продолжать ежедневно спасать людей, рисковать жизнью и подавать пример невероятного мужества и стоицизма.
Кто. Марек Эдельман. Его боевые товарищи, друзья.
Как. Это невероятно сильная книга. И не совсем обычная – её автор говорит очень скупо, а из того, что он говорит, можно сделать вывод о том, что слова почти ничего для него не значат. Журналисты-собеседники сами приводят случаи из его биографии и просят их прокомментиро-вать – из них мы и узнаём, какой этот человек – Эдельман. А он постоянно понижает градус своей жизни – и становится понятным, что именно поступки он ценит, а не слова – и это парадоксальным образом роднит атеиста Эдельмана с правоверными евреями, поскольку в иудаизме действует правило: «Не важно, что ты думаешь, важно, как ты поступаешь, и если ты хочешь быть хорошим евреем, поступай, как хороший еврей». Кроме того, проблема атеизма сына еврейского народа Эдельмана надумана – бунт против Б-га, богоборчество и богоискательство – это классический вариант еврейского внутрисобойчика – отношений Всевышнего и народа Израиля. В этом смысле Эдельман, как и Спиноза – «люди, которых ищет Б-г», по словам великого религиозного мыслителя Авраама-Иешуа Хешеля.
Цитата. «Не трогайте Б-га. Он спит».
Что, кроме. «Инфаркт миокарда». «И была любовь в гетто».
На сколько. 7 баллов.


Люблю ли я вас всех? Так любит всадник коня. Тот к цели его доставляет.
Ф. Ницше, «Весёлая наука»

Книга 3. Заза Бурчуладзе, «Adibas»
Для чего. В ознаменование пятилетия войны России и Грузии – роман с «той» стороны.
О том, кто. Заза Бурчуладзе (1973) – грузинский писатель. Закончил тбилисскую Академию Художеств, факультет монументально-декоративной росписи. Пишет и издаётся с 1997 года. На сегодняшний момент вышло около десятка книг. Также Бурчуладзе снимается в кино, печатается в журналах и переводит с русского на грузинский язык Достоевского, Сорокина, Битова и т.д. Общественно - политическая позиция писателя крайне радикальна – как по отношению к грузинскому руководству и грузинскому народу, так и к грузинскому патриарху и православию. Осенью 2012 года Бурчуладзе был жестоко избит в самом центре Тбилиси.
И ещё. Это первый грузинский писатель, переведённый на русский язык после распада СССР.
Когда и где. Август 2008 года. Грузия.
О чём. Новейший роман Зазы Бурчуладзе написан по следам событий августа 2008 года. В нём нет, впрочем, взрывов, кровищи или криков раненых – нет и некоей лирической линии на фоне войны. Молодой парень Шако любит клубы, секс, алкоголь, музыку – как любой современ-ный нормальный парень. Странная война, которая уже идёт, остаётся как бы за кадром, хотя не-зримо и присутствует в мыслях героев, неотвязно преследуя их и напоминая о себе при каждой возможности – при этом не становясь реальностью. Но привычные картинки быта - бокал холод-ного вина, забытый в кафе айпод, светская болтовня, солнцезащитные очки, в которых отражается близкая туча - вдруг разом обрушивают весь свой смысл, когда в небе пролетает истребитель. «Маленькая победоносная война», ненужная народам, но выгодная политикам обеих стран, самим своим фактом разрушает привычный мир простых человеческих дел – и оборачивается глубокой травмой для людей. Об этом книга.
Кто. Шако. Его девушки - Тина, Кира, Тако, Бобо.
Как. Заза Бурчуладзе – совсем не антироссийский писатель – несмотря на то, что я обозначил его роман как взгляд с «той» стороны. Он действительно физически располагается с той стороны российско-грузинской войны 2008 года, но можно ли говорить о «сторонах», когда речь идёт про людей, а не про эгоистичные и самонадеянные правительства? Заза – не рупор саакашвилевской Грузии, он напротив – жёсткий критик курса Саакашвили, а также грузинских Церкви, клерикальности, патриархальности, провинциальности, интеллектуального застоя, и – сторонник мира, прогресса, свобод и прав человека. Он – классический постмодернист, хипстер, нетривиальный мыслитель, знаток русской и мировой литературы и неплохой писатель. Не Кафка и не Сорокин – но прочтения точно достоин.
Цитата. «У Киры есть все условия, чтобы стать настоящей женщиной. Когда известные ди-зайнеры специально для тебя шьют коктейльные платья, а домой к тебе приезжает личный мас-сажист, надо сильно постараться, чтобы ею не стать».
Что, кроме. «Растворимый Кафка». «Минеральный джаз».
На сколько. 5 баллов.


Настоящая революция – это революция морали.
Т. Карлейль

Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.
Мф., 13:57

Книга 4. Пётр Авен, Альфред Кох, «Революция Гайдара»
Для чего. Вспомнить о том, как рождалась страна, в которой мы сейчас живём.
О том, кто. Пётр Авен (1955) – председатель совета директоров банковской группы «Аль-фа-Банк», с 1994 по 2011 – президент «Альфа-Банка». Личное состояние – 4,5 миллиарда долла-ров (28 место в российском списке «Форбс»). В 1977 году окончил экономический факультет МГУ, в 1980 году получил учёную степень КЭН, работал в Институте системных исследований ГКНТ. В 1991-92 годах - министр внешних экономических связей Российской Федерации в «правительстве Гайдара» и представитель президента России по связям с индустриально развитыми странами (G7). Альфред Кох (1961) – предприниматель и журналист. Закончил Ленинградский финансово – экономический институт, КЭН. В 1990 году избран председателем исполкома Сестрорецкого рай-онного Совета народных депутатов, с 1991 – заместитель исполнительного директора фонда гос-имущества в Санкт-Петербурге. В 1996-97 годах председатель Госкомимущества России и вице-премьер Правительства РФ. В 2000 - генеральный директор холдинга «Газпром-Медиа», предсе-датель совета директоров НТВ.
И ещё. Авторов объединяет то, что они оба входили в «команду Гайдара», были не про-сто живыми свидетелями исторических событий 90-х, но и их непосредственными участниками.
Когда и где. Начало 90-х. Россия.
О чём. Эта книга построена в форме интервью с людьми, так или иначе имеющим отношение к «революции Гайдара» - именно так авторы называют то, что произошло в российской политике и экономике в 1991-92 годах. Делятся своими воспоминаниями Бурбулис, Чубайс, Шохин, Нечаев, Лопухин, Анисимов, Козырев, Шахрай, Грачёв и некоторые другие – имена, среди которых лишь Чубайс кажется людям, родившимся в 80-е, хотя бы немного знакомым. Книга максимально, насколько это возможно, правдива – порой даже чересчур. Так всегда бывает, когда рассказывают очевидцы – порой это мешает восприятию, потому что разрушает уже сложившуюся в твоей голове картину. Но одновременно она рушит и мифы – кто уничтожил вклады населения в 1991 - Гайдар или его предшественники; повинны ли США в крахе СССР и готовы ли они были к этому; почему Запад не воспользовался нашей слабостью вплоть до 2000 года – нужен ли ему был распад России; действовал ли Гайдар по указке Запада; и прочее, прочее. Авторы пытаются разобраться в том, могло ли пойти всё по-другому, почему реформы оказались половинчатыми, и какова роль в процессе становления новой России Егора Гайдара.
Кто. Бурбулис, Чубайс, Шохин, Нечаев, Лопухин, Анисимов, Козырев, Шахрай, Грачёв.
Как. Лично для меня события 1991-1993 годов – совершенно внутренняя история – на них я впервые столкнулся с чем-то грандиозным и совершенно от меня не зависящим, и потому на них состоялся, с ними вошёл в сознательную жизнь, начал интересоваться политикой, следить за происходящим в стране. В тот момент я и сделал свой политический выбор (которому не изменил по сей день) - несмотря на ежедневные три часа стояния в очереди за хлебом (моя обязанность), несмотря на падение моей семьи в бедность и неизвестность, несмотря и на гигантское количество переосмыслений тех процессов в будущем – и мной собой, и окружающими. То, что дал Ельцин и Гайдар – это ощущение свободы, пьянящее и возвышающее ощущение победы над всем самым закоснелым, ретроградным, протухшим и рабским в государстве и народе. И что бы ни говорили сегодняшние лидеры и их приспешники, то, что сделал Ельцин и Гайдар (при всей неоднозначности Ельцина и членов гайдаровского правительства) – это подвиг, это великое счастье для России, которое будет осознано в таком качестве лет через сорок. А сам Гайдар – мой непререкаемый моральный авторитет, да и Ельцин, и Чубайс, и Бурбулис – в их ряду. Ведь не то важно, по какой причине ты сделал то или иное, и что думал при этом, важно то, что получилось – в этой формуле есть место и Оскару Шиндлеру, и Михаилу Горбачёву. Почему же не удалась «революция Гайдара»? - Кох справедливо замечает, что никто не занялся политическим обеспечением реформ 1991 года – и «вороны, взлетевшие с дерева от удара по нему палкой, покружились и снова вернулись на свои насиженные места» - хотя нужно было люстрировать и «стукачей», и гэбэшников, и ком-мунистов.
Цитата. «Жалко (грех, конечно, так говорить), что мы не дождались этого голода (1991. – Прим. НО). Не дай Бог, но вот если бы мы его дождались, на собственной шкуре его испытали, то тогда реформы Гайдара были бы оценены по достоинству. А поскольку ты своими действиями, за пять минут до его прихода, голод предотвратил, то теперь можно рассказывать всё, что угодно…»
Что, кроме. «Ящик водки», «Отрицание отрицания», «Отходняк» (Кох).
На сколько. 7 баллов.


Полюбив книги, я до сих пор их нюхаю. В плотской страсти к духу есть нечто развратное,
но евреи часто любят так книги. Попав к букинисту, Шульман ведет себя, как слепой в борделе, -
щупает переплеты, не переставая смущённо улыбаться. В нем говорит генная память о гетто.
А. Генис, «Шесть пальцев»

Книга 5. Ллойд Джонс, «Мистер Пип»
Для чего. После прочтения ваш ребёнок немедленно попросит Вас купить ему «Большие надежды» Диккенса.
О том, кто. Ллойд Джонс (1955) – новозеландский писатель, обладатель Приза писателей Содружества (включает 53 страны). Самый известный роман автора - «Мистер Пип» - вошёл в шорт-лист Букера в 2007 г. Он переведён на множество языков и популярен во всём мире. Эндрю Адамсон («Шреки» и фильмы о Нарнии) экранизировал его, фильм вышел в 2012 году, главную роль исполнил Хью Лори. На русском языке «Мистер Пип» публикуется в этом году впервые.
И ещё. Съёмки фильма «Мистер Пип» проходили там же, где и действие романа - на ост-рове Бугенвилль в Папуа Новой Гвинее.
Когда и где. 1991–1992 гг. Остров Бугенвилль (Папуа Новая Гвинея).
О чём. Крошечная деревушка на тропическом острове на юге Тихого океана. Все белые улетели в Австралию, с другого конца острова приближается война, школа три месяца как закры-та. Неожиданно живущий отшельником мистер Уоттс - единственный оставшийся в деревне бе-лый человек - возобновляет школьные занятия. Дети, говорит он, я познакомлю вас с мистером Диккенсом. Тринадцатилетняя Матильда и её друзья готовят для неожиданного визитёра список срочных поручений - починить генератор, привезти аспирин и таблетки от малярии... А дальше начинается кошмар и ужас – финал романа откровенно страшен. Но, как на фоне любого трагич-ного исхода, тем контрастнее видна надежда на то, что никакая жертва не бывает напрасной. 
Кто. Мистер Уоттс. Матильда, 14 лет. Долорес, её мать. Военные.
Как. При всей нетривиальности истории и отсутствии слащавого happy end, эта книжка – детская. Она в хорошем смысле (пусть даже в консервативно – викторианском понимании) - ро-ман – воспитание. Если я и смею говорить про воспитание детей каким бы то ни было способом, то не иначе, как через прочтение такого плана книг – естественно и в первую очередь я имею ввиду и диккенсовские «Большие надежды». Именно на таких примерах ребёнок начинает задумываться о том, что есть дружба и предательство, долг и счастье, преданность и человеческое достоинство. Именно такая литература – пусть слегка сложная и не развлекательная, может сделать для формирования полноценной личности наших детей больше, чем тысяча родительских наставлений. Потому что самостоятельно пережитый урок – уже кусочек жизненного опыта, а это – хочешь, не хочешь, неизбежно – элемент сознания взрослого человека. Книжку – рекомендую!
Цитата. «Простите меня за то, что в тот день я потеряла способность что-либо чувствовать. Это было последним, что у меня отобрали после моего карандаша, и календаря, и кроссовок, и тома «Больших надежд», и моей спальной циновки, и дома; после мистера Уоттса и моей мамы».
Что, кроме. Ничего на русском.
На сколько. 7 баллов.


Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага.
Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью.
О. Уайлд

Любимое изречение - то, которое нельзя резюмировать (или пересказать вкратце),
поскольку его наиболее простое выражение представляет собой всё,
что есть самого лучшего, красивого и великого в природе.
Марсель Пруст, 13 лет

«TOPSHIT-август». Виола Сюткина, «Фантазии и поэзии».
Когда у тебя рождается ребёнок, это счастье. Если он умный, красивый, неординарный – это счастье вдвойне. Им хочется поделиться, прокричать о нём во всю глотку – и это естественно и логично. Это очень здорово – обожать своего малыша, запоминать его первые коверканные слова и первые, кажущиеся такими гениальными, фразы, умиляться его первым навыкам – как пополз, пошёл, поехал на лыжах (беговеле, самокате, роликах), видеть в бесформенных комках пластилина скульптурные шедевры, каракулях – будущего Кандинского, а в невнятных частушках – юную вокальную звезду. Но при одном условии – если это безмерное обожание, граничащее с идолопоклонством, не покидает пределы семьи, ну или круга ближайших родственников – причём сам ребёнок не входит в этот ограниченный список, иначе оно превратится в педагогическую проблему. Вспомните сами, насколько неприятно и отталкивающе выглядят самодовольные, зажравшиеся вниманием дети, и их влюблённые в своих чад, а по сути – самовлюблённые, любующиеся собой, родители.
Мы часто видим по ящику «звёздно-гениальных» детей – они поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, снимаются в кино – но до последнего времени я не встречал их попыток «состояться» в литературе. Конечно, всё это относится к их родителям – именно «самолюбование» родителей не зашкаливало до такой степени, чтобы издать книгу, автором которой является 5-7 летний ребёнок (если он, конечно, не Марсель Пруст). Однако, оказывается, такой человек есть – это Валерий Сюткин, выпустивший (в уважаемом издательстве «Сова») сборник рассказов своей шестилетней дочери от третьего брака Виолы. Кроме, как самолюбованием, я это назвать не могу – я верю, что Виола – замечательная умненькая девочка, но, как повезло всем родственникам Виолы, которым подарили по свежеотпечатанному экземпляру, так не повезло нам, читателям. Потому что то, что нам пытаются скормить под видом чтения для самых маленьких, - откровенная лажа и неприкрытая мимикрия под детский слог – с наигранными оборотами и грамматическими ошибками, украшенная при этом взрослыми, также стилизованными под детские, рисунками. Возможно, авторство действительно принадлежит Виоле, но тогда вообще пропадает предмет для гордости – это не только не произведение вундеркинда, это свидетельство посредственности и малограмотности этой девочки (раз уж папаша вывел дочь в писатели, она может (и должна) стать объектом критики). Хотя она здесь не при чём – именно Сюткин, распираемый самолюбованием, сделал свою дочь посмешищем, издав «Фантазии и поэзии» и много раз подчеркнув в интервью, что друзья семьи – Танич, Рубальская, Арканов – назвали книгу «про-рывом в детской литературе», а Виолу – чуть ли не уже состоявшимся писателем.
А теперь открываю карты. «Фантазии и поэзии» изданы в 2006 году (Виоле – 10 лет). Сей-час – 2013, Виоле – 17. Я долго ждал, и вот теперь готов спросить – кто-нибудь слышал о новых творениях этой писательницы? Я – нет! Интернет, по всей видимости, тоже. Сюткин же продолжает рассказывать про необычайные таланты своей дочери, до сих пор не устав от бесконечного, тошнотворного, лживого самолюбования. И поэтому я с удовольствием объявляю его вторым претендентом рубрики «TOPSHIT-август», а по итогам месяца – и победителем месяца.




РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
5. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
6. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
7. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
8. П. Авен, А. Кох, «Революция Гайдара»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,0
9. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
10. Максим Кантор, «Красный свет»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
11. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
12. Марек Эдельман, «Бог спит»/ 2013/ Израиль/ 7/ 8,0
13. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
14. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
15. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
16. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
17. Арто Паасилинна, «Лес повешенных лисиц»/ 2013/ Финляндия/ 7/ -
18. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
19. Вера Полозкова, «Осточерчение»/ 2013/ Россия/ 6/ 9
20. Б. Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»/ 2013/ США/ 6/ 8,7
21. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
22. Михай Чиксентмихайи, «Поток»/ 2013/ Венгрия/ 6/ 8,7
23. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
24. Максим Кронгауз, «Самоучитель олбанского»/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
25. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
26. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
27. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
28. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»/ 2013/ Сев. Корея/ 6/ 7,7
29. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
30. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
31. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
32. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
33. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
34. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
35. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
36. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
37. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
38. Маржан Сатрапи, «Персеполис»/ 2013/ Иран/ 5/ 7,8
39. Заза Бурчуладзе, «Adibas»/ 2011/ Грузия/ 5/ 7,5
40. Дж. Ллойд, Дж. Митчинсон, «1227 фактов…»/ 2013/ Британия/ 5/ 7,3
41. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
42. Мэри Блюм, «Баленсиага»/ 2013/ Франция/ 5/ -
43. Мигель Сихуко, «Просвещённые»/ 2013/ Филиппины/ 5/ -
44. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
45. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
46. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
47. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
48. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
49. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
50. Франческо Фьоретти, «Тайная книга Данте»/ 2013/ Италия/ 4/ 8
51. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
52. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
53. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
54. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
55. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
56. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20/ 2013/ Япония/ 7/ 8,2
2. Ллойд Джонс, «Мистер Пип»/ 2013/ Новая Зеландия/ 7/ 7,0
3. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
4. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
5. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
6. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
7. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
8. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
9. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
10. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
11. Таро Гоми, «Животные»/ 2013/ Япония/ 6/ -
12. Бредли Тревор Грив, «Друзья навеки»/ 2011(2003)/ Австралия/ 5/ 7,6
13. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
14. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы
Июль/ М. Леонтьев, «Большая игра…»/ подозрительность/ науч.-поп.
Июль/ Эва Хансен, «Цвет боли: красный»/ воровство/ БДСМ-детектив
Август/ Амели Нотомб, «Синяя борода»/ вульгарность/ роман
Август/ Виола Сюткина, «Фантазии и поэзии»/ самолюбование/ детская книга




РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 29
2 США - 8
3 Британия - 5
4 Япония - 5
5 Израиль - 4
6 Швеция – 3
7 Франция - 3
8 Норвегия - 2
9 Италия - 2
10 Испания - 1
11 Китай - 1
12 Албания - 1
13 Дания - 1
14 Чехия - 1
15 Португалия – 1
16 Бразилия – 1
17 Канада – 1
18 Германия – 1
19 Индия – 1
20 Шотландия – 1
21 Польша – 1
22 Австрия – 1
23 Швейцария – 1
24 Филиппины – 1
25 Сев. Корея (США) – 1
26 Финляндия – 1
27 Иран – 1
28 Австралия – 1
29 Бельгия – 1
30 Венгрия – 1
31 Грузия – 1
32 Новая Зеландия - 1
ИТОГО 84




PS: совсем недавно волею случая (мы оба были приглашены на одно торжество) я встре-тился с другом, с которым мы не виделись года полтора. Подобный провал в общении (как обыч-но, из-за какого-то пустяшного разногласия) происходит с нами не впервые – да и не только с ним – с другими своими друзьями я также, бывает, не контактирую довольно подолгу. А потом, спустя время, что-то в окружающем мире происходит – какая-то сила наши персональные вселенные сближает, и мы с неизбежностью проносимся мимо друг друга – без удивления, а тем более, возмущения от долгого расставания – словно осознавая незыблемость подобного космического устройства. Вот и в этот раз – наши орбиты с моим другом пересеклись, и мы долго болтали, начав, как мне кажется, с того обрывка фразы, на котором прервались полтора года назад. О прошедшем времени напоминало только то, что несколько дней подряд нам было сложно наговориться. К чему я? А к тому, что время – довольно своеобразная вещь, оно существует исключительно в связи с нашим желанием. Может быть, и для нашей многострадальной страны период безвременья и позорища пролетит так же незаметно, как для нас с моим другом эти полтора года?!..
;Hasta luego! НО