Лихой полковник. Прометей

Эльвира Гусева
Его мазки, как сабли резки,-
Удар по глазу, а не в бровь,
И я назвал бы эти фрески
Дорогой к братству через кровь.
           М. Дудин.

В  конце 80-х годов, случайно  мне  попалась книга,  открыв которую,  я не могла оторваться.  С тех пор она  у  меня  всегда под рукой. Книга воспоминаний  великого мексиканского художника  Давида  Альфаро Сикейроса. (Меня называли лихим полковником. Москва. Издательство политической литературы,1986 год)

С первых страниц   меня  захватила  сильнейшая энергетика   этого  выдающегося  человека, не   просто художника,  а борца за права  человека.   Я бесконечно восхищаюсь  тем, как  он жил,  работал,  любил –  во  всём  он  был  сильный,  страстный,  неистовый - такое дано не  каждому.

Работая каждый день по 18- 20 часов в сутки, он  жил  и  боролся,    любил и ненавидел – выражая  свои чувства  в    удивительном  творчестве.  Обладая  безумным  талантом  художника, он   каждый день  шёл на бой, покоряя горные вершины, извергая новые вулканы. Будучи  художником-муралистом,  Сикейрос  колдовал над большими панно,  работая  преимущественно  пистолетом.  Выплёскивая   бурю  красок,  целый каскад  всех цветов,  затем  он  расписывал стену, используя кисть.   

Наблюдателям  со  стороны  это казалось   безумием.  Изначально палитра   на стене  ни  о  чём  не говорила,  и  только он  один  видел  то, что должно получиться.    Сикейрос  был   великим  мастером,   который создавал  немыслимые  тона и оттенки  на своих панно,  делая живыми  задуманные  образы.  Любая  его   работа  дышала   страстью, несла тот  огромный энергетический  заряд,  который  передал  ей   художник. Его работы, огромные по размерам,  впечатляющие, запоминающиеся, очень сильные.

Каждое произведение великого мастера – есть гимн свободе человека, именно человек  был в центре его творчества, во имя свободы  и равенства людей  он  создавал свои шедевры. Кульминацией его творчества  является   Полифорум культуры  в Мехико, который называют теперь  Полифорум Сикейроса.  Используя язык искусства,  неутомимый  борец  за счастье народов мира,  показал историю  борьбы  за свободу, независимость и прогресс.
 
Далеко не всем  нравилось его творчество, нередко  в его  грандиозные работы  летели камни  и комья  земли, приходилось  вступать  в борьбу, доказывая свою правоту, а он  умел  спорить и убеждать.  Будучи человеком с  необузданным темпераментом, Сикейрос умел быть  хладнокровным и сдержанным, не  только владеть  собой, но и успокаивать других.  Природное  благородство и  тактичность  позволяли ему   быть таким.  Он  всегда держал себя в  руках, когда  на карту было поставлено чьё-то достоинство и самолюбие, не позволяя ни   унизить, ни оскорбить другого  человека.

Давид  Альфаро Сикейрос   по сути стал родоначальником школы настенной живописи, великим  мастером  20 века,  творения которого  переживут века.

Читая  его воспоминания, я  не  могла отделаться от  мысли, что этот человек  прожил не одну,  а несколько жизней,  настолько  были  насыщены  работой  и   борьбой  его земные  дни.


Д.А.Сикейрос. Автопортрет. 1943г.